О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В философском осмыслении патриотизма надо исходить из того, что этот феномен нашей духовности тесно связан с национальным сознанием и самосознанием. Национальное сознание отражает довольно сложную и подвижную систему общественных отношений и по своему содержанию многопланово и многоуровнево, тогда как национальное самосознание, как рефлексия мышления над национальным сознанием в строго рационализированной форме фиксирует самое главное - назначение и сущность бытия того или иного этноса или народа. И в качестве сущностных признаков национального самосознания в нем предстают идеи «гражданственности», «государственности», «державности», которые лежат и в основе патриотизма[1]. Следовательно, они составляют проблемное поле теоретической тpaктовки патриотизма. Не вдаваясь в хаpaктеристику каждого из этих составляющих патриотического сознания ограничимся указанием на важность следующих обстоятельств.
Обретение национального сознания и самосознания индивидом происходит в процессе социализации личности и тесно связано с поисками национальной и этнической идентичности. Нам представляется, что патриотическое воспитание индивида должно быть нацелено на обретение им в качестве главного статуса не этнической, а национальной идентичностью, которая в странах с продвинутой демократией совпадает с гражданской идентичностью. Из-за этого, в условиях дагестанской или российской действительности осмысление содержания и сущности патриотизма крайне затруднено. Усложняется проблема и из-за неразвитости основных принципов гражданского общества, отсутствия гражданской нации. Не оправдавшие себя даже в развитых странах Запада мультикультурализм и мультиидентичность в современной России и Дагестане не представляются для нас перспективной политикой. Поэтому основные теоретические проблемы патриотизма увязаны с соответствующими теоретическими вопросами становления гражданских обществ в российских регионах, а пpaктическое решение общественно-политической задачи патриотического воспитания молодежи оказывается в непосредственной зависимости от успехов движения социума к гражданскому обществу и к гражданской нации. При этом, по возможности, должны быть учтены и новые обстоятельства эпохи глобализации и информационного постиндустиального общества.
Как известно, существует специальная федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Сегодня можно говорить об опыте ее реализации как по России в целом, так и в отдельных ее регионах. В Дагестане была разработана и утверждена своеобразная подпрограмма этой федеральной программы: «Патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений в Республике Дагестан на 2007-2009 годы». Упор в ней делался на освоение культурного наследия подрастающим поколением, которое предстает началом становления его патриотического мировоззрения. Это освоение было в Дагестане пpaктически реализуется как целенаправленное образование и процесс духовного воспитания учащихся и студентов специально организованной для этой цели системой учебных занятий, массовых акций, ритуалов, обрядов и т.п. При этом имелось в виду, что патриотическое воспитание не только невозможно без сохранения специфических национальных традиций, но оно должно быть обращено также и в будущее.
Примечательны в этой связи ключевые пункты и мероприятия последней программы. Здесь и республиканский этап конкурса проектов на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России», и конкурс на лучший музей боевой славы в образовательных учреждениях, и конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу юных историков и краеведов. Тысячи учащихся вовлечены в военно-спортивные игры и соревнования «К защите Родины готов», «Зарница», «Шаг к победе» и т.п. Активизируется работа с призывной молодежью - проводятся традиционные «День призывника», торжественные проводы в армию, развивается кадетская форма обучения и воспитания молодежи. Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимает деятельность ветеранов и ветеранских организаций. Их усилиями организуются чествование Героев Советского Союза и Героев России, осуществляется присвоение их имен отличившимся в патриотическом воспитании учащихся образовательным учреждениям. Заслуживает внимания опыт работы республиканского телевизионного отряда краеведов-следопытов, члeнов которого объединяет любовь к родной земле и готовность ее защищать. В республике издаются тома Книги памяти «Солдаты Отечества».
Особо выделяется в патриотическом воспитании подрастающего поколения Дагестана деятельность Федерации детских и подростковых организаций РД, возглавляемой автором этих строк. Федерация объединяет более 200 тысяч детей и подростков. По ее инициативе в 2007 году принят закон «Об утверждении республиканской целевой программы «Государственная поддержка развития детских и общественных объединений Республики Дагестан (2008-2010 годы)». Мы рассматриваем детское движение как начальную ступень демократии, исток гражданственности, творческого самодеятельного потенциала общества. Именно они объединяют наиболее перспективную в социально-экономическом и политическом отношении часть населения; противостоят агрессивному наступлению суррогатной массовой культуры; пропагандируют веру в общественные идеалы; являются источником социальных инициатив; способствуют распространению современных технологий социальной работы с юношеством; выступают экспериментальной площадкойв области воспитания и социальной политики[2].
Одновременно в республике формируется Концепция патриотического воспитания граждан Республики Дагестан, продолжается создание системы патриотического воспитания детей и молодежи, есть существенные сдвиги по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой связи следует отметить, что разработанная в Дагестанском государственном педагогическом университете научная теория воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народом преподается в настоящее время более чем в 60 вузах России и стала основой создания Министерством образования и науки РФ Межвузовского центра воспитания культуры межнационального общения.
Хотелось бы обратить внимание еще вот на что. В подобной совместной политике федеральной и региональной власти государство призвано выполнять функции не столько запретительные, сколько созидательно и политически консолидирующие. Федеральная власть должна отойти от задачи удержания ситуации и перейти к задаче модернизационного развития республики - на смелое системное изменение экономической, социально-политической ситуации через политические институты власти, законные и гласные процедуры. Должны быть сформулированы базовые стратегические направления и положения во всех сферах общественной жизни, отталкиваясь от которых можно прийти к целостной общенациональной идее, выражающей с учетом менталитета народа волю и России, и Дагестана, и других регионов свободно творить собственную перспективу и дальнейшую свою судьбу. Как известно, государственная общественная идеология есть конкретно-историческое развертывание и проявление данной идеи. Причем, эти идея и идеология - основа не только духовной жизни, но и социальных и политических преобразований, в особенности - экономических, поскольку здоровый и крепкий патриотизм не может основываться на слабой экономике и слабой политике.
Таковы, на наш взгляд, основные теоретические и пpaктические вопросы патриотического воспитания граждан, если их рассмотреть под углом зрения некоторых реалий республики Дагестан.[1] Билалов М.И. Понятийное содержание дагестанского патриотизма // Патриотическое воспитание студентов - важнейшая задача вузов. Махачкала, 2002. С. 35-38.
[2] См. об этом: Халимбекова М.Х. Роль детских общественных объединений в гражданско-патриотическом становлении подрастающего поколения // Взаимодействия государства и гражданских институтов в патриотическом воспитании детей и молодежи. Материалы Республиканской научно-пpaктической конференции. 18 декабря 2007 г. Махачкала, 2008. С.69-75.
Статья в формате PDF 128 KB...
28 03 2024 4:40:45
Статья в формате PDF 128 KB...
27 03 2024 1:46:50
Статья в формате PDF 373 KB...
26 03 2024 10:45:19
Статья в формате PDF 256 KB...
25 03 2024 23:47:14
24 03 2024 10:43:59
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 23:48:21
Статья в формате PDF 307 KB...
22 03 2024 9:21:29
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 8:55:46
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 20:32:35
Статья в формате PDF 113 KB...
19 03 2024 20:26:14
Достоверными методами исследования потребности населения в традиционной медицине являются: опрос в «фокус-группе», анкетирование и интервьюирование. Выяснились: высокая готовность населения потрeбллять методы традиционной медицины; врачи готовы применять в своей пpaктике методы традиционной медицины в симбиозе с официальной; врачи нуждаются в дополнительном образовании в области традиционной медицины, на что следует обратить внимание органам здравоохранения. ...
17 03 2024 21:30:42
Статья в формате PDF 303 KB...
14 03 2024 7:52:43
Информационное поле живой матери создается природой, природа адаптирует это поле, обучает окружающему мирозданию и формирует, передает, самоорганизующейся живой материи. ...
13 03 2024 22:26:51
Статья в формате PDF 131 KB...
12 03 2024 6:42:38
10 03 2024 13:16:58
Статья в формате PDF 249 KB...
09 03 2024 14:55:47
Статья в формате PDF 122 KB...
08 03 2024 9:24:34
07 03 2024 6:23:16
Статья в формате PDF 129 KB...
06 03 2024 4:31:27
04 03 2024 8:51:19
Статья в формате PDF 127 KB...
02 03 2024 15:10:12
Статья в формате PDF 129 KB...
01 03 2024 8:38:17
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 1:34:37
Статья в формате PDF 122 KB...
28 02 2024 3:58:25
Статья в формате PDF 104 KB...
27 02 2024 16:58:30
26 02 2024 17:26:58
Статья в формате PDF 110 KB...
25 02 2024 0:24:25
Статья в формате PDF 108 KB...
24 02 2024 22:14:34
Статья в формате PDF 122 KB...
22 02 2024 18:15:47
Статья в формате PDF 297 KB...
21 02 2024 13:45:55
Статья в формате PDF 116 KB...
20 02 2024 15:29:39
19 02 2024 12:42:48
Статья в формате PDF 108 KB...
18 02 2024 18:19:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::