НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕСЕННОГО НАСЛЕДИЯ БЕТХОВЕНА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕСЕННОГО НАСЛЕДИЯ БЕТХОВЕНА

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕСЕННОГО НАСЛЕДИЯ БЕТХОВЕНА

Тарасов С.В. Статья в формате PDF 120 KB В триаде своих ближайших великих предшественников - «венских классиков» - творчество Л. Бетховена по праву принято считать одной из вершин в истории мирового художественного искусства. Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом ХIХ столетия, что определило совмещение в музыке композитора два векторно-разнонаправленных стилистических потока - Классицизм, оставшийся в веке минувшем, и Романтизм, ознаменовавший век наступивший. Мощным художественным вдохновением, которым отмечены магистральные жанры бетховенского творчества - симфонии, мессы, концерты для солирующего инструмента и для ансамбля инструментов с оркестром, квартеты, фортепианные сонаты, безусловно, озарены многие другие так называемые «периферийные» жанры его наследия. С позиций современных представлений творчество Бетховена, казалось бы, уже давно разносторонне и исчерпывающе изучено. И всё же в данном аспекте панорама бетховенского искусства в начале ХХI века остаётся неполной. Явно в тени других бетховенских сочинений остаются некоторые бесценные страницы камерно-ансамблевого письма, прежде всего струнные трио, которые почти не известны широкой публике и недостаточно изучены специалистами и вокальная лирика, являющаяся редким украшением репертуара крупнейших исполнителей.

Несмотря на многочисленность зарубежных работ о Бетховене, важнейшие проблемы, касающиеся его песен, точнее сублимации в них многообразных романтических приёмов музыкальной выразительности в paкурсе процесса формирования жанра, происходящего в недрах Венской классической школы, ещё не нашли обстоятельного научного описания. Исследования, затрагивающие специальные вопросы песенного творчества композитора весьма малочисленны, имеют обзорный хаpaктер и не раскрывают его уникальность с позиций возникновения признаков романтической Lied. Среди них - книга H. Boettcher «Beethoven als Liederkomponist» («Бетховен как песенный композитор»), статьи в «Beethoven-Jahrbuch» («Бетховенский ежегодник» 1925 года) и некоторые другие.

В большинстве музыковедческих работ период расцвета немецкой вокальной лирики ХIХ века, как правило, принято начинать с Шуберта. Часто биографы и исследователи бетховенского творчества считают возможным обходить проблемы бетховенской вокальной музыки. И, как справедливо замечает А. Хохловкина, многие из них рассматривают песенное наследие композитора «в общем итоге бетховенского искусства как вид несущественный и самостоятельно малоинтересный» [1, 562]. В отечественной науке камерно-вокальные сочинения Бетховена не часто вводятся в круг рассматриваемых явлений. Песня заняла определённое место в работах А. Альшванга, А. Кенигсберг, Р. Роллана, однако в них не уделяется специального внимания проблеме тpaктовки вокального жанра с точки зрения предвосхищения ряда романтических открытий.

Между тем позднейшие исследования, освещающие некоторые вопросы вокальной лирики Бетховена - известный труд В. Васиной-Гроссман «Романтическая песня ХIХ века», где был проанализирован бетховенский цикл «К далёкой возлюбленной», работа 1956 года А. Хохловкиной, посвящённая песенному наследию композитора, статья 2002 года Ю.Хохлова, в которой также изложен своеобразный глубокий анализ знаменитого бетховенского песенного цикла - свидетельствуют о том, что без учёта роли Lied в творчестве венского классика выводы в отношении процесса развития австро-немецкой песни могут оказаться суженными. Однако список публикаций по вокальной музыке Л. Бетховена чрезвычайно краток в сравнении с огромным нотным материалом, который всё ещё ждёт своего изучения. Таким образом, камерно-вокальное творчество композитора в paкурсе избранной проблематики открывает существенные перспективы для исследовательской деятельности.

Более того, в бетховенской музыке, созданной примерно после 1808 года, интегрируются многие найденные именно в песенной лирике элементы. И, как совершенно справедливо отмечает А. Хохловкина, «без бетховенских песен 1808-1810 годов (отчасти и более ранних) нельзя правильно расценить симфоническую и камерную музыку всего огромного, свыше чем двадцатилетнего периода после "Героической" и "Аппассионаты"» [2, 563]. Таким образом, в основе единого бетховенского стиля осуществляется детерминация двух принципов мышления - вокального (песенного) и инструментального - отсюда полная свобода в воплощении многообразных явлений действительности.

В результате, несмотря на то, что для Бетховена малые жанры, как известно, играли второстепенную роль, песня как особая их разновидность и шире - «песенность» как тип мелодического мышления, тесно связанного с фольклором, представлена в творчестве величайшего симфониста довольно обстоятельно. С другой стороны, наряду с необычайным богатством и разнообразием камерно-вокальное наследие Бетховена, вслед за песенными миниатюрами его ближайших предшественников - «венцев», явило очередную важнейшую веху в развитии жанра, подготовившую качественно неповторимый, высший этап в эволюции немецкой и австрийской песни ХIХ столетия. Этот бетховенский художественный массив, соединяя прошлое, настоящее и будущее, также органично «прорастал» в культуре Романтизма.

Между тем, несмотря на бесспopно большую эстетическую и историческую ценность, свыше ста лет, пpaктически до появления книги H. Boettcher «Beethoven als Liederkomponist», существовали многочисленные неточности в хронологизации произведений камерно-вокального искусства композитора. Во многом благодаря списку, приведённому в данном труде 1928 года, перед исследователями более или менее определённо стали вырисовываться важные биографические и стилистические параллели. Интересные наблюдения на этот счёт изложены в статье А. Хохловкиной. Так, песня 1798 года «Der Kub» («Поцелуй» на текст К. Вайсе) была издана под op.128, став, таким образом, как бы «сверстницей» Девятой симфонии и последних квартетов. Отсюда, несмотря на своеобразные стилевые черты, - немыслимая для художественного склада произведений зрелого и позднего Бетховена словесная и музыкальная лексика.

Добавим, опубликованные в 1810 году под op.75 и потому причисляемые к более поздним произведениям песни на слова Гёте - «Песня о блохе» и «Новая любовь, новая жизнь», в действительно же, были написаны композитором одновременно с квартетами op.18 и Первой симфонией и потому, естественно отражают светлые настроения, бетховенский юмор тех лет. Гораздо позднее увидели свет (в июне 1805 года) и сочинённые в последнее десятилетие ХVIII столетия (до 1793 года), Восемь песен op.52.

Как далее отмечает исследователь, чёткая хронологизация песенного творчества Бетховена свидетельствует о том, что художественным импульсом для создания ряда сочинений явились важнейшие моменты личной биографии композитора - Шесть песен на слова Х. Геллерта, 1803 год и первая редакция песни «An die hoffnung» («К надежде» на текст Х. Тигде, 1804 год) были связаны с «гeйлигенштадтским кризисом» 1802 года и преодолением его посредством нахождения новых идейных и творческих путей.

Некоторые вокальные миниатюры явились откликами на значительные общественные события - песня «Der freie mann» («Свободный человек» на текст Г. Пфеффеля, 1790 год) навеяна революционными событиями во Франции, а «Abschiedsgesang an wiens bürger» («Походная песня» на текст Фридельберга, 1796 год) и «Kriegslied der Österreicher» («Военная песня австрийцев» на текст Фридельберга, 1797 год) отражают патриотический порыв его современников при наступлении войск завоевателей.

Лирические песни всех периодов свидетельствуют о тоске по настоящей любви. Многие сочинения песенного жанра существенны как звенья общей идейно-творческой эволюции классика. Последние произведения - «Das Geheimnis» («Тайна» на текст И. Вессенберга), «Resignation» («Покорность» на текст П. Хаугвица), «Abendlied unterm gestirnten himmel» («Вечерняя песня под звёздным небом» на текст Г. Г***е), вторая редакция песни «An die hoffnung» раскрывают глубокие раздумья композитора, его философские искания. Эти ценные наблюдения, безусловно, представляют интерес, свидетельствуя о том, что композитор придавал жанру Lied в своём наследии достаточно большое значение.

Творчество композитора рубежа двух столетий, в том числе и песенное, может быть адекватно понято только в связи с широким процессом развития музыкального искусства и его отдельных жанров. Как справедливо полагает Н. Николаева, вопрос об эволюции стилистики Бетховена «связан с более широкой проблемой эволюции художественного метода в европейском искусстве на переломе двух эпох: от века Просвещения и Французской буржуазной революции 1789 года - к крушению просветительских иллюзий» [3, 44]. Отсюда, главнейшее значение наследия Бетховена заключается в имманентно присущем всем произведениям композитора остром ощущении и глубоком осмыслении окружающей действительности.

Известная демократизация искусства, «изымание» музыки из залов и салонов развлекающихся феодалов, расширение её коммуникативной направленности посредством введения в различные общественные круги - завоевания выдающегося художника, обернувшиеся в его творчестве своей положительной стороной. Основная целеустремлённость гениального «архитектора» грандиозных монументальных симфоний, обращающегося к отдельному человеку и всему человечеству, к исключительной правдивости художественных высказываний, к их доступной ясности гармонично воплощалась и в одном из наиболее лирических жанров музыкального искусства - вокальной миниатюре, отразившей профессиональный композиторский интерес к народному искусству как источнику вдохновения.

Как известно, австро-немецкая Lied всегда была песенным идеалом композитора. Её глубокая почвенность для художника явилась фундаментальной основой в овладении мастерством вокального письма. Творческие искания Бетховена, вслед за его современниками - Моцартом и Гайдном увенчались выдающимися достижениями, имеющими непреходящую историческую ценность. Достигнутый венским классиком глубокий и тонкий синтез специфически камерного и народного, совершенство воплощения образа через песенное начало, ясность художественного выражения, естественность музыкального развития, структурная гибкость, специальные связи текста и музыки, вокальной и фортепианной партий определили дальнейшее значение песни в эволюции мировой музыкальной культуры, формируя само понятие камерно-вокального стиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хохловкина А. Вокальная лирика Бетховена // Вопросы музыкознания. Т. 2. - М.: гос. муз. издат, 1956. - С. 562.
  2. Там же, с. 563
  3. Николаева Н. Бетховен и романтизм // Советская музыка. 1960. № 4. - С. 44.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ Статья в формате PDF 97 KB...

18 04 2024 21:18:38

К ВОПРОСУ О ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

К ВОПРОСУ О ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ Статья в формате PDF 100 KB...

08 04 2024 15:31:39

ПРОБЛЕМЫ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА ГЕСТОЗА

ПРОБЛЕМЫ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА ГЕСТОЗА В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. Проведен анализ данных литературы относительно роли недостаточности вазодилатирующих факторов, в частности, оксида азота в патогенезе гестоза. Оценена роль активации системы ренин-ангиотензин-альдостерон, интенсификации процессов перекисного окисления липидов как факторов развития гипертензивного синдрома при беременности. ...

07 04 2024 9:40:55

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 116 KB...

04 04 2024 16:51:22

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и ЯМР1Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...

02 04 2024 22:31:33

ОЦЕНКА СИНТЕЗИРОВАННЫХ СОРБЕНТОВ

ОЦЕНКА СИНТЕЗИРОВАННЫХ СОРБЕНТОВ Статья в формате PDF 208 KB...

30 03 2024 19:34:38

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 127 KB...

28 03 2024 7:40:55

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...

27 03 2024 22:44:32

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...

26 03 2024 3:21:46

Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов

Динамика лейкоцитоза при белковой диете у грызунов Статья в формате PDF 114 KB...

11 03 2024 10:45:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::