О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г».
Основные проблемы, которые могут возникнуть в связи с введением в старшую школу профильного обучения представлены например Усовой И.М. в материалах дистанционного курса «Профильное обучение в старшей школе»: «отсутствие нового содержания профильного образования; отсутствие единого базового комплекта учебников; отсутствие альтернативных учебников и специальных пособий с учетом профилей обучения; слабая материально-техническая база; отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в профильной школе и другие».
Перечисленные проблемы являются общими для всех предметов. Однако, в рамках преподавания курса химии, некоторые из них успешно могут быть решены. Например, учитель химии в списке действующих учебных программ и учебников, пособий для учителей и учащихся может выбрать программу и учебное пособие уровневого или углубленного изучения химии. Решаемы и вопросы материально-технической базы: несмотря на высокую стоимость, реактивы и химическое оборудование в достаточной мере представлены на рынке.
Наибольшие трудности, по нашему мнению, могут быть в другом:
- во-первых, в самой возможности сделать школу многопрофильной, если в ней не более трех классов в параллели в старшей школе;
- во-вторых, не заинтересованность учителя химии в введении профиля. В школе, как правило, один учитель химии работает во всех классах с восьмого по одиннадцатый, причем нагрузка у учителей химии небольшая, хотя даже при 18 часах в неделю он обучает около 270 учащихся. При переходе к профильной школе часовая нагрузка увеличится не существенно, но подготовка значительно усложнится. Вместе с тем возрастет нагрузка и на лаборанта, т.к. экспериментальная часть должна быть качественно изменена в профильном классе.
Исходя из выше сказанного, можно считать, что главным при переходе к профильной школе является мотивация и готовность учителя к работе в создаваемом новом режиме. Учитель, во-первых, должен четко понимать, как изменится его деятельность при переходе к профильной школе, чтобы сделать не формальный, а осознанный выбор уровня работы в изменившихся условиях. Если учитель обдуманно откажется от работы в химическом классе, то директор может найти выход из данной ситуации - кооперация с соседней школой, приглашение еще одного специалиста. Значительно хуже, если учитель неосознанно пойдет на работу в профильном классе. Тогда увеличение часов будет связано только с растягиванием имеющейся программы на большее число часов.
Хотелось бы видеть учителя профильной школы не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю, но и специалистом, обеспечивающим:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- пpaктическую ориентацию образовательного процесса с введением интеpaктивных, деятельностных компонентов;
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения профильного образования.
Таким образом, анализируя основные проблемы, возникающие при введении профильного обучения химии в школе, мы считаем, что успешность введения такого обучения в основном зависит от заинтересованности учителя в профессиональном росте, а «так как вся польза для страны от распространения желаемого среднего образования определяется - по мнению Д.И. Менделеева - учителями, то в заботах о подъеме нашего среднего образования начинать необходимо отнюдь не с программ, а с подготовки надлежащих учителей».
Статья в формате PDF 121 KB...
23 04 2024 7:51:13
В работе рассмотрены термодинамические аспекты люминесцентного газового анализа. Молекулы красителя, адсорбированные на поверхности пористого вещества или внедренные в полимерную пленку, рассматриваются как система невзаимодействующих частиц, погруженная в термостат. Для относительной интенсивности флюоресценции молекул красителя получена связь с основной термодинамической хаpaктеристикой термостата – энергией Гиббса. Определены термодинамические ограничения точности газового анализа. Показано, что оптимальной основой для люминесцентного анализатора является полимерная пленка с наименьшим значением поверхностного натяжения. ...
21 04 2024 22:51:15
Статья в формате PDF 367 KB...
20 04 2024 12:31:47
Статья в формате PDF 237 KB...
19 04 2024 13:29:10
Статья в формате PDF 116 KB...
18 04 2024 16:56:41
17 04 2024 2:50:42
Статья в формате PDF 101 KB...
16 04 2024 12:25:38
Статья в формате PDF 565 KB...
15 04 2024 19:50:36
Статья в формате PDF 135 KB...
14 04 2024 12:49:27
Статья в формате PDF 106 KB...
12 04 2024 4:23:45
Статья в формате PDF 104 KB...
11 04 2024 12:41:37
Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов. ...
10 04 2024 5:36:41
Статья в формате PDF 182 KB...
09 04 2024 6:56:33
Статья в формате PDF 254 KB...
08 04 2024 12:15:21
Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...
07 04 2024 19:53:28
Статья в формате PDF 104 KB...
06 04 2024 8:10:27
05 04 2024 9:26:48
Статья в формате PDF 115 KB...
04 04 2024 7:54:52
Статья в формате PDF 862 KB...
03 04 2024 3:18:18
Статья в формате PDF 358 KB...
02 04 2024 20:45:59
Статья в формате PDF 104 KB...
01 04 2024 20:23:43
30 03 2024 6:55:31
Статья в формате PDF 112 KB...
29 03 2024 0:55:27
Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития. ...
28 03 2024 19:24:54
Статья в формате PDF 267 KB...
27 03 2024 5:32:21
Статья в формате PDF 117 KB...
26 03 2024 22:59:27
Статья в формате PDF 104 KB...
25 03 2024 19:45:29
В рамках решения задачи развития интеллектуальных способностей одарённых детей сегодня отчётливо просматриваются факторы риска. Значимыми факторами риска являются неудовлетворение потребностей определённых групп детей в питании, распространение среди подрастающего поколения вредных привычек, стресс, изменяющиеся условия окружающей природной среды. ...
24 03 2024 17:36:50
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 10:23:45
Статья в формате PDF 140 KB...
22 03 2024 23:22:48
Статья в формате PDF 285 KB...
21 03 2024 13:36:58
Статья в формате PDF 126 KB...
20 03 2024 12:54:55
Статья в формате PDF 140 KB...
19 03 2024 8:28:47
Статья в формате PDF 105 KB...
18 03 2024 10:52:51
17 03 2024 13:44:41
Статья в формате PDF 296 KB...
16 03 2024 22:18:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::