ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Структура творческой деятельности конкурентоспособного специалиста (креативный процесс) представляет собой сложное, многоуровневое, системное образование, в центре которого находится креативность как общая универсальная способность к профессиональной творческой деятельности (творческой компетентности). Основным компонентом креативности является соответствующий уровень интеллектуальной активности, основанной на творчестве как свойстве личности и на владении технологией творчества.
Измененная парадигма непрерывного образования предопределяет выход на передний план задачи создания креативной среды для формирования творческой компетентности специалиста, включающей наличие креативности мышления, которая, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и трудовом коллективе. Показатель творческой компетентности специалиста - его важнейшее личностное качество, определяющее готовность выявлять и анализировать актуальные проблемы в научной и производственной сферах, находить способы и средства для творческого их решения.
В созданной креативной среде будет протекать непосредственно процесс жизнедеятельности обучающегося, и у педагога появляется возможность влиять на процесс формирования и развития творческости как свойства личности через изменение социального восприятия творческой деятельности и нацеленности процесса обучения и воспитания на творческий продукт.
Перспективным направлением развития креативности в процессе профессионального образования на современном этапе является олимпиадное движение студентов, рассматриваемое как самостоятельная форма обучения, дающая возможность индивидуального подхода к построению образовательного процесса и интенсивного развития творческих качеств личности обучающегося. В основе системы олимпиадного движения лежит внутренняя потребность и обучающихся, и преподавателей в творческом совершенствовании. Образовательный процесс организуется в рамках учебно-информационной профессионально ориентированной олимпиадной среды, основными элементами которой являются олимпиадные микрогруппы, олимпиадные задачи и предметные олимпиады.
Олимпиадное движение студентов необходимо рассматривать как систему подготовки элитных специалистов для современного наукоемкого производства на основе усвоения ими предусмотренного образовательным стандартом фундаментальных предметных знаний, знакомства со способами и средствами осуществления учебной деятельности, обеспечивающими переход от усвоения знаний абстpaктного хаpaктера к конкретному многообразию форм их пpaктического проявления, через формирование качеств личности, отражающих наиболее существенные личностные черты, касающиеся творческой самостоятельности: познавательной активности, профессиональной направленности, ответственности, трудолюбия, любви к национальной культуре.
Содержание обучения в рамках созданной креативной среды формируется с учетом соблюдения следующих условий:
- Креативный хаpaктер познавательной деятельности обеспечивается выбором в качестве основной структурной единицы содержания обучения профессионально-ориентированной проблемной ситуации, степень трудности и детализации которой определяется, с одной стороны, решаемыми педагогическими задачами, с другой, уровнем знаний, умений и навыков обучающихся на данном этапе подготовки.
- Проектирование образовательного процесса проводится в соответствии с принципом мотивационной готовности обучающихся, обеспечивающим не только профессиональную и общественную, но и личностную значимость содержания обучения.
- Образовательный процесс по разрешению учебной проблемной ситуации построен на основе интеграции личностно-ориентированного обучения - обучения в сотрудничестве и обучения в соревновании в условиях творческой олимпиадной микрогруппы, атмосфера которой позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося как субъекта познавательной и предметной деятельности, представляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, социальном поведении. Организация учебного процесса в данной креативной среде предусматривает как управление творческой деятельностью обучающихся в рамках олимпиадной микрогруппы, так и системной самостоятельной работой.
- Используемые в обучении проблемные ситуации, наиболее адекватно отражающие все многообразие процессов в объектах окружающей среды, должны иметь неопределенность в условии, предполагающую многовариантность решения, что способствует актуализации готовности к деятельности в условиях неопределенности конкурентной среды.
- Учебно-познавательная деятельность обучающихся в креативной среде по разрешению проблемных ситуаций оценивается не только на основании конечного результата, но, в основном, на основе анализа эффективности путей его достижения и проявленному уровню интеллектуальной активности.
На основе анализа роли системы олимпиадного движения в психологии креативности личности специалиста и учитывая, что у каждого человека есть определенный диапазон возможного проявления творческих способностей, можно утверждать, что участие в олимпиадном движении позволяет существенно приблизиться к верхней границе этого диапазона и тем самым повысить «коэффициент полезного действия творческих способностей» обучающегося. В тоже время олимпиадное движение позволяет существенно расширить диапазон имеющихся творческих способностей. Это может быть достигнуто только в особой среде, с особым микроклиматом, который позволяет снять с мышления студента оковы алгоритмизированной деятельности, позволит ему почувствовать радость и удовлетворение от познавательной и творческой деятельности.
Олимпиадное движение позволяет проводить мониторинг творческого саморазвития личности студента и уровня интеллектуальной активности на основе постоянной вовлеченности в творческую деятельность, причем доминирующим фактором такой деятельности становится внутренне мотивированное стремление к познанию, а предоставляемая информационными технологиями возможность постоянного дискуссионного процесса лишь усиливает внутреннюю мотивацию. Информатизация олимпиадного движения создает условия для использования олимпиадных задач как основы для методики по диагностированию креативности.
Олимпиадное движение активно используется в учебном процессе в Тамбовском государственном техническом университете и позволяет повысить качество профессиональной подготовки специалистов. Участие в олимпиадном движении дает возможность студентам сформировать такие необходимые качества конкурентоспособного специалиста, как творческий хаpaктер мышления, способность к анализу и синтезу информационных потоков, умение оптимально использовать имеющиеся ресурсы, психологическую готовность к коллективной деятельности в стрессовых условиях, умение адаптироваться в производственном коллективе.
В настоящее время в университете организован Центр студенческого олимпиадного движения, который занимается вопросами координации олимпиадного движения с целью повышения качества обучения посредством предоставления обучающимся более широких возможностей для творческого саморазвития, повышения уровня конкурентоспособности.
Статья в формате PDF 360 KB...
28 03 2024 16:44:37
Статья в формате PDF 110 KB...
27 03 2024 17:48:26
Статья в формате PDF 201 KB...
26 03 2024 14:39:32
Статья в формате PDF 215 KB...
25 03 2024 19:13:17
Статья в формате PDF 106 KB...
24 03 2024 15:29:59
Статья в формате PDF 136 KB...
23 03 2024 13:51:33
Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...
22 03 2024 0:26:33
Статья в формате PDF 117 KB...
21 03 2024 1:11:38
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 14:52:14
В исследованиях приняло участие 85 спортсменов, которые были распределены 6 групп: юноши и взрослые лыжники, юноши и взрослые бегуны, юноши и взрослые спортсмены, занимающиеся скоростно-силовыми видами спорта. В качестве физической нагрузки применялась работа на велоэргометре ступенчато-повышающейся мощности без пауз отдыха от 50 до 200 Вт. При нагрузке мощностью 200 Вт во всех шести группах испытуемых выявлены значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и частотой сердечных сокращений, отношением ударного объема крови к частоте сердечных сокращений. В группах спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость, и у юношей, тренирующих скоростно-силовые качества, выявлены также значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и коэффициентом комплексной оценки обеспечения организма кислородом. ...
19 03 2024 3:22:47
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический пpaксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...
18 03 2024 14:22:36
Статья в формате PDF 129 KB...
17 03 2024 8:33:16
Статья в формате PDF 222 KB...
16 03 2024 8:17:41
Статья в формате PDF 105 KB...
13 03 2024 17:45:20
Статья в формате PDF 206 KB...
12 03 2024 8:59:48
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...
11 03 2024 21:51:23
Статья в формате PDF 129 KB...
10 03 2024 9:36:39
Статья в формате PDF 255 KB...
08 03 2024 22:22:23
Статья в формате PDF 126 KB...
07 03 2024 4:29:21
Статья в формате PDF 103 KB...
05 03 2024 11:34:51
04 03 2024 2:36:38
Статья в формате PDF 117 KB...
02 03 2024 23:19:20
Статья в формате PDF 202 KB...
01 03 2024 14:35:34
Статья в формате PDF 111 KB...
29 02 2024 5:15:11
Статья в формате PDF 147 KB...
28 02 2024 3:23:28
Статья в формате PDF 312 KB...
27 02 2024 16:29:16
Статья в формате PDF 244 KB...
26 02 2024 1:35:33
Статья в формате PDF 452 KB...
24 02 2024 2:20:59
Статья в формате PDF 118 KB...
23 02 2024 18:20:52
Статья в формате PDF 228 KB...
22 02 2024 10:58:12
Статья в формате PDF 128 KB...
21 02 2024 12:31:20
Статья в формате PDF 311 KB...
19 02 2024 7:30:14
Статья в формате PDF 129 KB...
18 02 2024 14:13:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::