ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современные тенденции развития повышают риск и угрозы безопасности человека и расширяют масштабы их возможных последствий. По предположению западных философов и социологов, XXI век будет обществом риска. Соответственно усложняется задача обеспечения безопасности человека, становится актуальной проблема выявления и предупреждения рисков и угроз.
Учеными различных отраслей знаний разpaбатываются сценарии выхода из экологического кризиса. Мысль о необходимости первой в истории «человеческой революции» в мировоззрении и образе жизни как условия выживания человечества впервые высказал А. Печчеи. Он писал: «Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления» способен решить экологическую проблему. Революционный подход хаpaктеризуется быстротой и принципиальной сменой представлений в науке и мировоззрении. Революция является итоговым и первоначальным пунктом развития общественной системы. На этом этапе цикла обобщается прожитый период истории и вместе с тем осуществляется выбор нового пути развития.
Сущность экологической революции связана, во-первых, с коренной модификацией исторически сложившейся среды обитания человека; во-вторых, с переориентацией комплекса современного научного знания на экологические исследования и разработки, направленные на поиск рациональных методов природопользования. Экологическая революция отражает специфику современных производственных, естественнонаучных и социальных процессов.
Важным фактором, определяющим место науки в системе современных глобальных трaнcформаций, является ее экологическая функция. Наука создает теоретические, экспериментальные основы таких технологических процессов, которые решающим образом влияют на условия жизнедеятельности человека. В результате предельно технологизированная социальная среда, среда искусственная, созданная человеком, подавляет природную, радикально трaнcформирует ее, провоцируя экспоненциально нарастающий экологический кризис. С другой стороны наука приобретает функцию рационального контроля, диагностики и профилактики негативных экологических последствий. А.И. Paкитов отмечает: «Противоядием против негативных последствий реализации результатов науки может быть только сама наука».
К.В. Хвостова, В.К. Финн утверждают, что экология не столько наука, сколько метод мышления.
Основой структуры научного познания, что особенно хаpaктерно для наиболее развитых отраслей естествознания, является анализ предмета исследования, выделение элементарных объектов и их последующий синтез в единое целое в форме теоретической системы. В областях, которые наиболее доступны расчлeнению, наука достигает наилучших результатов, и эти области становятся эталонами знания. Наука рассматривает частные фрагменты реальности, предметы познания, выделяемые путем определенной проекции на область исследования. Аналитизм соответствует стремлению человека пpaктически овладеть предметным миром, поскольку преобразовательная деятельность в сущности также преимущественно аналитична.
Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического хаpaктера, является дифференциация науки на обособленные друг от друга направления, что дает возможность изучать отдельные фрагменты реальности. Искусственная изоляция какого-либо фрагмента реальности дает возможность его углубленного изучения, однако при этом не учитываются связи данного фрагмента со средой. Дифференциация, по мнению В.А. Лекторского, Т.Н. Ойзермана, К. Поппер, приводит к отрыву фундаментальной науки от глобальных проблем, в том числе изменения окружающей среды.
В настоящее время происходит интеграция знаний. А.Г. Никифоров выделяет следующие основания интеграции знаний: онтологическое (единство мира), гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления), методологическое (наличие общенаучных методов исследования), социальное (целостность человека). Последнее детерминирует необходимость гносеологического и методологического обеспечения интеграции знаний. Актуальность интеграции знаний вызвана также тем, что интеграция выступает как способ повышения гибкости науки в условиях, когда изменения окружающей среды становятся глобальными и приводят к разнообразным последствиям.
Происходит становление интегральной экологической общенаучной парадигмы знаний, которая возникает как результат широкого синтеза наук о природе, обществе и человеке. Особое значение приобретают комплексные программы исследований, реализация которых порождает особую ситуацию взаимопроникновения в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Такие программы рассматриваются как «человеко-размерные» комплексы. Примером таких комплексов служат медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, объекты экологии.
Таким образом, наука способствует прогрессу общества вместе с другими отраслями культуры. Развитие науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы и ее экологический синтез с другими отраслями культуры обеспечивает целостность познания. Экологический подход является основой культурного синтеза, который выходит за рамки науки и связывает ее с другими отраслями культуры. Рост научного знания создает предпосылки для расширения содержания экологической культуры.
Статья в формате PDF 304 KB...
18 04 2024 16:58:51
Статья в формате PDF 125 KB...
17 04 2024 17:52:12
16 04 2024 5:56:56
Статья в формате PDF 182 KB...
15 04 2024 8:51:10
Статья в формате PDF 121 KB...
14 04 2024 20:50:54
Статья в формате PDF 282 KB...
13 04 2024 17:50:20
Статья в формате PDF 133 KB...
12 04 2024 1:41:22
Статья в формате PDF 258 KB...
11 04 2024 5:45:15
Статья в формате PDF 107 KB...
10 04 2024 14:20:36
В работе приводятся данные скрининговых обследований состояния щитовидной железы студентов в возрасте от 16 до 18 лет. При проведении исследований использовались методы экспресс-диагностики, разработанные авторами статьи и на которые получены патенты РФ. На первом этапе обследований проводились прямые измерения длительности коленного рефлекса с помощью электронного рефлексометра; на втором этапе проводилось количественное определение степени увлажненности кожных покровов на приборе с датчиком влажности. Обследования проводились на группе из 246 человек. После статистической обработки данных измерений была проведена их рандомизация с использованием критериев, установленных в ходе клинических испытаний разработанных приборов. Полученные данные представлены в виде гистограмм. В результате проведенных исследований установлен контингент студентов, у которых по полученным данным можно предполагать наличие гипофункции щитовидной железы. Доля таких лиц из числа обследованных составляет порядка 18 %. У незначительной части обследованных были установлены признаки гипертиреоза. Их доля не превышает 5 %. Сравнение данных, полученных двумя разными методами на каждом обследуемом, показал их полную корреляцию в 95 % случаев. Студенты с выявленными отклонениями от нормы были направлены в клинические лаборатории для определения в их крови уровня тиреотропного гормона гипофиза с последующей консультацией эндокринолога. ...
09 04 2024 23:30:33
Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...
08 04 2024 15:24:10
Статья в формате PDF 245 KB...
06 04 2024 9:45:36
Статья в формате PDF 111 KB...
05 04 2024 10:55:39
Проведен анализ результатов научных исследований об использований труда заключенных филиалов ГУЛАГа в Казахстане для развития народного хозяйства Центрального Казахстана в 30–40-е годы ХХ века. На основе архивных данных были сделаны выводы о том, что заключенные филиалов ГУЛАГа, несмотря на тяжелое социально-экономическое, политически бесправное положение, испытывая все невзгоды, работали на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, на строительстве железных дорог, в голод и холод создавали экономическую базу для укрепления социалистического строя. Из основной категории заключенных выделялись женщины – жены так называемых «изменников Родины». Условия труда и содержание их в лагерях было намного тяжелее, чем у мужчин. Несмотря на это они занимались физическим трудом наравне со всеми заключенными, выполняли норму выработки, повышали производительность труда, не получая за это никаких ослаблении в труде. ...
04 04 2024 21:23:35
Статья в формате PDF 127 KB...
03 04 2024 22:34:37
Статья в формате PDF 129 KB...
02 04 2024 0:29:10
Статья в формате PDF 218 KB...
01 04 2024 5:11:13
Статья в формате PDF 114 KB...
31 03 2024 19:54:40
Статья в формате PDF 129 KB...
30 03 2024 5:18:37
Статья в формате PDF 136 KB...
29 03 2024 22:49:12
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2024 4:47:16
27 03 2024 17:16:36
Статья в формате PDF 107 KB...
26 03 2024 10:45:47
Статья в формате PDF 141 KB...
25 03 2024 7:43:30
Статья в формате PDF 207 KB...
24 03 2024 4:53:51
Статья в формате PDF 291 KB...
23 03 2024 22:54:44
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 22:34:49
Статья в формате PDF 487 KB...
21 03 2024 23:40:56
Статья в формате PDF 261 KB...
20 03 2024 19:26:38
Статья в формате PDF 250 KB...
19 03 2024 14:55:18
В статье дана хаpaктеристика отдельных особенностей государственного участия в экономике. В частности, уделено внимание роли государства как гаранта существующей системы прав собственности, монополиста по производству общественных благ и хозяйствующего субъекта, стремящегося к максимизации собственных, неналоговых доходов. ...
18 03 2024 16:26:57
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. ...
17 03 2024 20:44:51
Статья в формате PDF 262 KB...
16 03 2024 18:40:44
Исследовались биохимические показатели гормонально-медиаторного обмена, содержания гликогена и перекисного окисления липидов в печени у крыс, находящихся в течение часа в «Открытом поле». Показано, что первые биохимические изменения анализируемых показателей наблюдаются уже через 3 минуты пребывания животного в экспериментальной камере. Экспериментальное воздействие изменяло активность гистамин-, серотонин- и норадренэргических систем головного мозга, активировало ГГНС и САС, приводило к развитию стрессовой реакции. Пребывание животных в «Открытом поле» снижало уровень гликогена и активизировало процессы ПОЛ в печени. ...
15 03 2024 19:22:21
Статья в формате PDF 112 KB...
14 03 2024 12:39:10
Статья в формате PDF 120 KB...
13 03 2024 20:45:54
Статья в формате PDF 317 KB...
12 03 2024 17:10:47
Статья в формате PDF 260 KB...
11 03 2024 7:19:32
Статья в формате PDF 125 KB...
10 03 2024 7:29:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::