КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
Образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе любой страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг.
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации сферы услуг (образовательного учреждения).
Группа авторов Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. дают следующее определение:
конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [3].
Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность образовательного учреждения как способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [5].
Перцовский Н.И. дает следующее определение:
конкурентоспособность образовательного учреждения - это возможность эффективной научно-образовательной деятельности и ее эффективной пpaктической реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости образовательного учреждения, его умения эффективно использовать свой кадровый, научно-методический, финансовый, материально-технический, информационный потенциалы [4].
Фатхутдинов Р.А рассматривает конкурентоспособность образовательного учреждения как способность образовательного учреждения предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги, его преимущество по отношению к другим учебным заведениям внутри страны и за ее пределами [6].
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. определяют конкурентоспособность образовательного учреждения как способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг [7].
Определение конкурентоспособности организации, данное Киперманом Г.Я. является неполным, так как не учитывает то, что образовательные учреждения конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени. Достоинство этого определения, так же как и определения, данного Перцовским Н.И., состоит в том, что подчеркивается эффективность научно-образовательной деятельности как решающего элемента конкурентоспособности организации.
Определение конкурентоспособности, данное Фатхутдиновым Р.А., является неполным, так как сводит конкурентоспособность организации к предоставлению конкурентоспособных образовательных услуг, фактически тем самым, приравнивая эти два понятия. Те же недостатки имеет определение, данное Хруцким В.Е., Корнеевой И.В., но в отличие от определения Фатхутдинова Р.А. конкретизируют то, что конкурентоспособность достигается на конкретных рынках в данный период времени. Наиболее полным является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов Азоевым Г.Л., Завьяловым П.С., Лозовским Л.Ш., Поршневым А.Г., Райзберг Б.А.
Учитывая все недостатки, в качестве наиболее полного предлагается дать следующее определение конкурентоспособности образовательного учреждения: конкурентоспособность образовательного учреждения - это превосходство образовательного учреждения своими образовательными услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени; потенциальная способность образовательного учреждения предоставлять конкурентоспособные услуги в будущем без ущерба своему финансовому состоянию.
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество образовательных услуг.
Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами: внешними и внутренними. Повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические; научно-технические; экономические; факторы внешней среды; средства маркетинговой информации; уровень развития инфраструктуры рынка; культурная среда; отраслевая структура, стратегии конкурентов; состояние конъюнктуры рынков; спрос на рынке труда; политико-правовые факторы; общественные организации и другие.
К внутренним факторам конкурентоспособности относят: личность ректора и состав ректората; состав специальностей, специализаций и форм обучения; масштаб филиальной сети; система управления финансами; профессорско-преподавательский состав; ценовая политика; наличие и полнота использования информационных ресурсов; материально-техническая база; коммуникационная политика; организационная структура управления; корпоративная культура образовательного учреждения [2].
Можно выделить три основные стратегии, следуя которым, образовательные учреждения добиваются конкурентных преимуществ:
1) предоставление образовательных услуг высокого качества и низкой стоимости, т. е. предоставление доступных (бесплатных на конкурсной основе) образовательных услуг;
2) широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки;
3) ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах [1].
К факторам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, можно отнести следующее:
- фундаментальность подготовки специалистов образовательным учреждением;
- широкий профиль (ассортимент, спектр программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации);
- глубину специализации;
- применение информационных технологий обучения;
- высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
- проведение научно-исследовательских работ, их востребованность;
- развитость социально-культурной базы образовательного учреждение;
- высокое качество образовательных услуг;
- создание условий и гарантий качественного образования (например, путем сертификации систем менеджмента качества и преподавателей, аккредитации образовательных программ);
- непрерывность, творческий и новаторский хаpaктер образования;
- пpaктическую направленность обучения;
- допустимый уровень цены и выгодные условия оплаты;
- оптимальную длительность оказания образовательных услуг;
- оказание сопутствующих услуг, в том числе трудоустройство по окончанию образовательного учреждения;
- адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки ;
- международный хаpaктер образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гараев И. М., Фасхиев Х. А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг//Камск: Камский государственный политехнический инcтитут. - 2002.
- Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза - URL: http://utmn.ru/library/avtoref/Maicakov.htm [16 июня 2004]
- Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 362 с.
- Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред. Н.И.Перцовского - -М.: Высшая школа, 2001 г. - 239 с.
- Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана - М.: Республика, 1993. - 524 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 448 с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка.-М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.
Статья в формате PDF 263 KB...
24 04 2024 22:11:44
Статья в формате PDF 299 KB...
23 04 2024 16:56:54
Статья в формате PDF 288 KB...
22 04 2024 18:31:53
Статья в формате PDF 163 KB...
21 04 2024 0:24:42
Статья в формате PDF 134 KB...
20 04 2024 9:46:49
Статья в формате PDF 112 KB...
19 04 2024 3:52:35
Статья в формате PDF 106 KB...
18 04 2024 17:48:56
Статья в формате PDF 268 KB...
17 04 2024 0:45:44
Статья в формате PDF 132 KB...
16 04 2024 3:33:45
Статья в формате PDF 137 KB...
15 04 2024 8:54:49
Статья в формате PDF 138 KB...
13 04 2024 8:58:32
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2024 15:49:28
Статья в формате PDF 109 KB...
10 04 2024 21:15:15
Статья в формате PDF 100 KB...
09 04 2024 9:38:25
Статья в формате PDF 126 KB...
08 04 2024 18:49:28
Статья в формате PDF 112 KB...
07 04 2024 10:58:58
Зачастую жены священно и церковнослужителей к 40 годам оставались без супруга с 6-8 детьми на руках, половина из которых малолетние, а некоторые носителями неизлечимой болезни. Права на наследство и различного рода материальную помощь строго регламентировались Синодальным управлением. Семьи получали полные пенсии после cмepти родителя, если выслуга составляла не менее 30 лет. Малоимущие семьи священников имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги отца семейства был менее 10 лет. Благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае – святое семейство оставалось без средств к существованию. ...
06 04 2024 8:39:30
Статья в формате PDF 268 KB...
05 04 2024 13:38:53
Статья в формате PDF 118 KB...
04 04 2024 15:54:12
Статья в формате PDF 117 KB...
03 04 2024 22:33:57
Статья в формате PDF 111 KB...
02 04 2024 7:24:26
Статья в формате PDF 264 KB...
01 04 2024 6:45:32
Статья в формате PDF 109 KB...
31 03 2024 21:24:42
Статья в формате PDF 359 KB...
30 03 2024 22:23:48
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 17:33:35
Статья в формате PDF 102 KB...
28 03 2024 18:26:12
Статья в формате PDF 120 KB...
27 03 2024 1:10:44
Статья в формате PDF 264 KB...
26 03 2024 23:37:52
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 12:22:15
Статья в формате PDF 101 KB...
24 03 2024 13:18:26
В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...
23 03 2024 15:51:53
Статья в формате PDF 156 KB...
22 03 2024 8:17:34
Статья в формате PDF 121 KB...
21 03 2024 3:48:45
Статья в формате PDF 147 KB...
20 03 2024 9:24:53
Статья в формате PDF 154 KB...
19 03 2024 22:55:25
Статья в формате PDF 215 KB...
18 03 2024 3:56:50
Статья в формате PDF 140 KB...
17 03 2024 1:11:31
Статья в формате PDF 131 KB...
16 03 2024 1:18:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::