АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

Крюкова Г.М. Иванов Ю.А. Савельев B.C. Статья в формате PDF 136 KB

Рациональное использование информации о мире и о себе позволяет выстраивать оптимальные схемы речевого и неречевого взаимодействия в каждой конкретной ситуации: человек адекватно оценивает ситуацию как сиюминутные - кратковременные - и постоянные или долговременные условия реализации собственных намерений и анализирует аспекты коммуникации, опираясь на собственный социокультурный опыт оперирования определенными знаковыми системами.

Коммуникация как успешное взаимодействие людей, направленное на получение и передачу информации, носит социальный хаpaктер. Это, во-первых, значит, что ценность информации, её объём, специфика представления и получения, как и интенсивность обмена информацией, связаны с особенностью жизнедеятельности определённой социальной группы. Во-вторых, само понятие «информация» для социальных групп связано с комплексом разных значений: для одной социальной группы определённый знак информативен, для другой - нет, в одном социуме он воспринимается положительно, в другом - негативно. В подлинной коммуникации (в идеальном варианте) бaнaльные истины (трюизмы) не востребованы. Но в реальной ситуации для одного участника коммуникации сообщённая информация - трюизм, для другого - открытие. Молодым родителям нередко кажется, что дети говорят друг другу заведомые глупости. Однако именно эти «глупости» представляют собой не только необходимый для развития ребёнка опыт устноречевой деятельности (проговаривание того, что сказала мама и о чём напомнил папа), но нечто абсолютно новое для других -слушающих этого ребенка - малышей.

Анализ коммуникации в целом, как явления многокомпонентного и многоуровневого - требует от любой учебной аудитории лингвистической и социопсихологической подготовки.

Анализ коммуникации персонажей художественного текста основывается на литературоведческой компетенции, которая включает и лингвистические, культурологические, социопсихологические аспекты анализа текста.

Опopными моментами в современном анализе коммуникации служат параметры, которые «разводят» коммуникацию и общение на терминологическом уровне: в русскоязычном социуме эти слова не являются абсолютными синонимами. В этом социуме «духовная коммуникация» оказалась невостребованной, как не востребовано «рациональное общение», хотя мы привыкаем к словосочетанию «деловое общение», понимая под последним прежде всего актуальность обмена информацией, которую требуется активизировать для успешного решения проблем, не имеющих отношения к сфере сиюминутной личной жизни участников необходимой (но иногда жизненно важной) встречи. Общение не исключает сферы эмоций и чувственного опыта, оно претендует на уровень эмпатии, коннотативного восприятия информации, а сама востребованность информации в общении зависит от востребованности субъекта как приятного/неприятного человека.

Для подлинного общения процесс коммуникации - это уровень подсознательно воспринимаемой каждым субъектом информации, в которой мгновенно дешифруется каждый знак. Но коммуникация - это и предобщение, потому что на этом этапе предполагается знакомство с системами знаков и значений, которыми будут пользоваться участники встречи, являющиеся носителями определённых национально-культурных традиций и выразителями идей социума. Коммуникация - это уровень смыслового аспекта социального взаимодействия, необходимого для обмена информацией. Это конвенциональный уровень взаимодействия в социуме.

Смешение чувственного и логического, рационального и иррационального, философского и психологического, языкового, речевого и лингводидактического -хаpaктерная особенность современных дефиниций, которые создаются при попытке уточнить понятия «коммуникация» и «общение». Представляется, что при подобных попытках определить собственный подход к анализу объекта прежде всего нужно исходить из того, что оказалось предпочтительным для языкового сознания и языковой личности. Для языкового сознания в настоящее время оказалось предпочтительным создать и закрепить следующие словосочетания: межкульmурная коммуникация, культура невербальной коммуникации, институт международного бизнеса и коммуникации, мобильные коммуникации, компьютеры и коммуникации, деловые коммуникации, лаборатория политических коммуникаций, агентство развития деловых коммуникаций. Понятие «коммуникация» оказывается «ближе» к понятию «технология» в последних из приведённых словосочетаний.

Базовый уровень анализа коммуникации предполагает развитие технологических способностей: а) представлять информацию в конкретной среде, б) оценивать успешность осуществлённых актов коммуникации в определённой среде. Развитие способностей анализировать коммуникацию связано с необходимостью планировать варианты представления актуальной для определённых коммуникантов информации, то есть такие способности востребованы во взаимодействии-общении, поскольку оптимальные варианты представления информации могут быть определены исходя из условий предстоящего общения.

Аспекты анализа коммуникации как технологии представления информации в определённом социуме связаны с установлением /выявлением определённых компонентов и соотношением/сравнением этих компонентов в коммуникации, хаpaктерной для другого социума. Параметры анализа предлагаются ниже.

  1. Коммуникация - социопсихологически обусловленный процесс активизации информации.
  2. Формы коммуникации: воображаемая (мысленная), устноречевая (аудиовизуальная контактная, телеаудиовизуальная, аудиодистантная - разговор по телефону), письменноречевая визуальная и невизуальная.
  3. Средства коммуникации: а) система живого/мёртвого языка, системы двух и более языков; б) паралингвистика и кинестетика; в) вещественно-знаковая система.
  4. Степени восприятия информации (понимания, когнитивной проницаемости, декодирования): а) информация, тpaктуемая однозначно (адекватно, то есть личностно-значимая), б) информация, требующая толкования, - метаязыковая.
  5. По количеству участников коммуникация подразделяется на полилоговую (групповую, массовую) и диалоговую.
  6. По доминирующему направлению движения информации коммуникация квалифицируется как адресатно-идентифицированная односторонняя (адресованная лицу или лицам, которые известны адресанту), адресатно-идентифицированная двусторонняя, адресатно-массовая односторонняя, адресатно-массовая двусторонняя (адресат хорошо известен, адресанты выступают под вымышленными именами, не расшифровывают своих имён и т.д.).
  7. По информативности коммуникация может быть оценена как эффективная и малоэффективная.
  8. По манере (стилю) представления информации коммуникация может быть формальной (официальной) и неформальной, корректной и нарушающей нормы этикета.
  9. По технологии представления информации коммуникация может быть современной и несовременной.

Работа представлена на конференцию студентов и молодых ученых с международным участием «Международный форум молодых ученых и студентов», г. Антвлия, Турция, 17-24 августа, 2004 г.



РОЛЬ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ТИРЕОИДИТА

РОЛЬ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ТИРЕОИДИТА Статья в формате PDF 245 KB...

23 04 2024 2:21:55

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ?

ЛИМФОИДНЫЕ ИЛИ КРОВЕТВОРНЫЕ ОРГАНЫ? Статья в формате PDF 172 KB...

14 04 2024 22:25:24

БИОФИЗИКА (учебник для вузов)

БИОФИЗИКА (учебник для вузов) Статья в формате PDF 127 KB...

12 04 2024 8:46:17

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 168 KB...

06 04 2024 9:41:33

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА «КОРТЕКСИН» У ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОМЕТРИИ

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА «КОРТЕКСИН» У ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОМЕТРИИ Малоизученным направлением в диагностике психосоматических заболеваний является исследование физико-химических хаpaктеристик крови. Методы, применяемые в диагностике и контроле лечения психосоматических заболеваний в целом, и задержке психического развития в частности (ЗПР), являются достаточно субъективными. Во многом это обусловлено отсутствием однозначных лабораторно-диагностических методов, позволяющих осуществлять диагностику на ранних этапах заболевания. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей ИК – спектра сыворотки крови детей подросткового возраста. В качестве субстрата для исследования использовали сыворотку крови больных детей, которую затем подвергали ИК-спектроскопии с регистрацией спектров поглощения в области 3500-963 см-1. Исследована сыворотка крови 30 детей с диагнозом ЗПР и 30 здоровых, сопоставимых по возрасту и полу. Было проведено сравнение ИК-спектра сыворотки крови больных с ЗПР и здоровых доноров. Достоверно выявлена разница показателей инфpaкрасной спектрометрии в норме и патологии, а так же проверена эффективность применяемой терапии. Таким образом, с помощью ИК-спектрометрии установлены особенности спектров сыворотки крови детей подросткового возраста и выявлены отличия в спектре у детей с ЗПР и динамические изменения в процессе лечения, что может использоваться для диагностики данной патологии, а так же для контроля за эффективностью проводимого лечения. ...

05 04 2024 14:32:46

О ДВИЖЕНИИ ЗЕМЛИ

Статья в формате PDF 129 KB...

03 04 2024 23:31:43

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ Статья в формате PDF 207 KB...

02 04 2024 15:16:28

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 112 KB...

29 03 2024 9:27:30

МИШАНИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

МИШАНИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ Статья в формате PDF 147 KB...

26 03 2024 2:42:57

ЭКСТРАКЦИЯ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ

ЭКСТРАКЦИЯ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ Статья в формате PDF 601 KB...

25 03 2024 14:15:30

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И КИТАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И КИТАЯ Статья в формате PDF 256 KB...

19 03 2024 18:51:45

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::