ЭССЕ КАК СРЕДСТВО АНАЛИЗА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭССЕ КАК СРЕДСТВО АНАЛИЗА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛЕ

ЭССЕ КАК СРЕДСТВО АНАЛИЗА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛЕ

Чистова Л.С. Статья в формате PDF 139 KB Краеведение в школе это общественнополезные занятия для школьников. Они проходят в разных формах внеучебной деятельности: организация музея, выставки, презентации, проектирование акций, мероприятий. Противоречия между административными и квалификационными требованиями породили проблему перехода от .неформальной работы с детьми к учебной дисциплине «краеведение».

Краеведение имеет уже учебные пособия, содержащие сведения региональной географии, истории, описания флоры и фауны. Пособия репрезентируют знания, дополнительные к стандарту, рассматривают окружающую среду дифференцированно и учителя признают, что при всей полезности изданий, учебная литература не способствует повышению интереса у учащихся к родному краю. Возможно, этим и обусловлен интерес к формам работы, выходящим за рамки учебной деятельности.

Рассмотреть эффективность краеведческой работы в целом, мы решили с помощью «Конкурса краеведческого эссе». Письменная работа учащихся может дать представление о сформированных в учебной деятельности краеведческих компетенциях, если к ее организации применить экспертный метод, провести идеографический анализ работ, а в разработке критериев воспользоваться компетентностным подходом.

Эссе имеет особенность, отличающую его от других видов творческих сочинений: Оно имеет свободную композицию, форму, которая не требует от автора знания всех жанровых условностей и, по сути, являет читателю авторские размышления. Формально размышления выражаются авторскими вопросами, авторской позицией и суждением в отношении к чему-либо. Самые важные показатели: рассуждения, вопросы и позиция автора.

Краеведческие компетенции тpaктовались организаторами как социальные, географические, исторические особенности нашего региона, города, района и мыслительная процеДypa связи их с личным отношением, позицией, рефлексией.

«Любить свою родину», - значит применить знания о ней таким образом, чтобы искоренять изъяны и приумножать достоинства. «Положение о конкурсе краеведческих эссе» касалось содержания краеведческих ценностей трaнcлируемых в тематических мероприятиях. Это был перечень тем - тест для добровольного выбора учащихся.

  1. Сургут - «лучший город на земле»? Вопрос должен был дать направление раздумьям Без сравнения своего места с другим, нельзя понять, чем он отличен от других городов. Гражданская позиция автора могла быть выражена смыслом: «Я вижу недостатки нашего города и постараюсь участвовать в их исправлении».
  2. История моей семьи - история моего города. Рефлексия автора в контексте: «Я, моя семья и то, что мы после себя оставляем» - есть часть края и его исторического наследия. От того, как мы «наследим», зависит и богатство, и бедность, и духовность, оригинальность или бaнaльность моего края». Особенно ценны здесь размышления автора о самом себе в контексте городских событий.
  3. Экологические последствия Великой отечественной войны. Особой ценностью здесь ожидались рассуждения о краеведческой деятельности. Участник конкурса должен был поделиться своим мнением о том, какое отношение имеет краевед к экологии и как его деятельность связана с войной и экологией? Способен ли автор эссе поставить рядом искажения в психике человека, вызванные войной и изменения в нем, связанные с его вторжением в дикий Север?
  4. Труд краеведа и будущее края. В этой теме ценными были мечты детей, связанные с будущим нашего края. Самой компетентной считалась рефлексия собственной деятельности и степень отождествления себя с «краеведом». Укажут ли они на то, что мешает им самореализоваться?
  5. Свободная тема. В контексте краеведческого эссе писать на свободную тему - означало уйти от «надоевшей» темы о нашем крае.

Принять решение об участие в конкурсе - уже означало определенную позицию, которую заняли 67 учащихся старших классов 24 школ города Сургута, информированных о конкурсе и объявивших основным направлением своей работы - краеведение. Много это или мало, судить общественным и научным объединениям, но количество учащихся, которые реализуют в деле свою позицию, это показатель отношения к краеведческой составляющей самих учителей.

В задачу проведения конкурса входило толкование самых общих данных. Так, настроенный на размышления учащийся не мог не заметить вопросительного знака в конце первой темы. Тем не менее, конкурсанты решили отказаться от сравнений достоинств и недостатков. Содержание всех сочинений было в основном комплиментарным. Сравнительный анализ выбора темы и возраста участников показал угасание интереса к краеведческой информации. По мере взросления, количество выбирающих «свободную тему» увеличивалось. Можно предположить, что взрослые вообще отрицательно действуют на осознание краеведческих ценностей, рассматривая только положительные стороны городской жизни.

Примечательно, что тема города была наиболее популярной. Вывод: о городе дети слышат часто и сказать могут больше. Но в шкале компетенций - это самый низкий показатель, поскольку значимой единицей было не эмоциональное, а деятельностно-рациональное отношение к родному краю.

Чем больше возраст, тем меньшее количество детей выбирает тему о Сургуте. Этот факт можно объяснить как поздним включением детей в краеведческую работу, так и тем, что обсуждения взрослыми городских дел либо не вызывают реакции, либо вызывают отрицательную реакцию. Например, не искрение, искусственно вызванные вост opги не разделяются и не принимаются детьми младшего возраста. Возможно, именно в этом месте лежит причина угасания активности и энтузиазма детей?

Только двое  из  67 выбрали тему «Экологические последствия Великой Отечественной Войны» Это явное указание на недостаточность понятий «экология» и «краеведение» у участников конкурса, на отсутствие в воспитательной работе примеров деятельности человека в этих областях. «Экологию» с «нашим краем» юные краеведы никак не отождествляют.

Для группы 6-8 классов хаpaктерно изложение содержания справочных и популярных изданий. Этот факт мы интерпретируем как недостаточность личных переживаний в жизни подростка, связанных с событиями в городе, стране; и как отсутствие опыта в передаче личных переживаний. Причинами этого могут быть: отсутствие ситуаций, в которых этот опыт наpaбатывается; нежелание взрослых делиться историей своего семейного становления, гордостью за свой город, за рабочее место; отсутствие коммуникационного навыка и медиаграмотности.

Подростковый возраст наиболее значимый для формирования деятельностного отношения к реальности, для проявления личностных и профильных компетенций. Он требует от учителей дополнительных исследований гражданских проявлений у подростков. Но приведенных данных достаточно, чтобы говорить о кризисе краеведческого воспитания, о необходимости поиска иных подходов к формированию краеведческой компетентности и коррекции планов воспитательной работы в системе формирования патриотической и гражданской позиций учащихся.



РОЛЬ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЦНС В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕК В ОРГАНИЗМЕ

РОЛЬ МОНОАМИНЕРГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЦНС В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕК В ОРГАНИЗМЕ Адаптация организма к гипоксии существенно повышает возможности животных сохранять функциональный статус в гипоксических условиях. Исследования метаболизма моноаминов в разных отделах мозга выявили функционально зависимый хаpaктер сдвигов. При этом уровень активности моноаминергических систем может быть фактором, лимитирующим реализацию адаптивных возможностей организма. ...

23 04 2024 5:38:49

ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЕРТЕБРОГЕННОЙ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ У ГОРНОРАБОЧИХ

ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЕРТЕБРОГЕННОЙ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ У ГОРНОРАБОЧИХ Выявлена дисфункция вегетативной нервной системы с поражением нервно-мышечного аппарата, которая хаpaктеризуется электрофизиологическим полиморфизмом, с поражением нервных стволов у горнорабочих с сочетанной патологией. ...

11 04 2024 6:52:48

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 127 KB...

09 04 2024 7:56:25

ЛЕОНТЬЕВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ

ЛЕОНТЬЕВ ВИКТОР ЛЕОНТЬЕВИЧ Статья в формате PDF 175 KB...

07 04 2024 22:40:37

ОСОБЕННОСТИ ГРИППА ЗА 2011-2012 ГГ. В Г. НАЛЬЧИКЕ

ОСОБЕННОСТИ ГРИППА ЗА 2011-2012 ГГ. В Г. НАЛЬЧИКЕ Статья в формате PDF 242 KB...

06 04 2024 1:34:20

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЁТОМ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ И ВОЗРАСТА В статье рассматриваются вопросы разработки единой системы подготовки спортсменов. Обоснованы четыре взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой факторов, от которых зависит прогресс высшего спортивного мастерства. Первый фактор системы подготовки предполагает наличие у спортсменов высоких двигательных и психологических качеств в сочетании с хорошим здоровьем. Второй фактор системы подготовки предполагает совершенную методику спортивной тренировки, систему соревнований и восстановления. Третий фактор системы подготовки предполагает наличие хорошо оборудованных на современном уровне мест для тренировочных занятий, соревнований и восстановления (отдыха). Четвёртый фактор системы подготовки предполагает высокий уровень знаний, педагогическое мастерство тренера, и постоянное самоусовершенствование спортсмена. Приведённые факторы определяют основные принципиальные положения системы подготовки спортсмена. Разработаны и разделены по возрастным группам (от 7 до 20 лет и старше) требования предъявляемые к системе подготовки спортсмена и соревнованиям. ...

04 04 2024 15:19:30

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА Статья в формате PDF 251 KB...

24 03 2024 19:26:11

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

20 03 2024 2:35:48

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 120 KB...

19 03 2024 21:12:22

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ Статья в формате PDF 96 KB...

18 03 2024 1:22:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::