ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА САХА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА САХА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА САХА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Баишева М.И. Григорьева А.А. Статья в формате PDF 258 KB

Этнопедагогика народа саха прошла долгий путь исторического и эволюционного развития. В этом отношении изучение трудов прогрессивных представителей зарубежной и отечественной интеллигенции XVII-XIX вв. весьма важно для понимания сути и эволюции этнопедагогических воззрений, научного объяснения их исторических, этносоциальных, этнокультурных основ.

Анализ историко-этнографических сведений о якутах в конце XVII и в начале XVIII веков Н.К. Витзена, Э.И. Идеса, Г.Ф. Миллера, И.Э. Фишера и др. позволили установить следующие основополагающие достоверности:

1. Народное воспитание выполняло двоякую функцию: выработка жизненных позиций и участие в самой жизни. Безусловно, весь процесс жизнедеятельности человека, в главной степени содержание его трудовой деятельности, каковым в изучаемом периоде являются скотоводческо-сенокосное хозяйство у якутов, зарождавшиеся земледелие и товарно-меновые отношения, традиционные занятия охотой, рыболовством и т.д., активно формируют мировоззренческие позиции, традиции, обычаи народа. В связи с этим закономерно утверждение, что этнопедагогические воззрения саха обусловлены специфичностью социально-экономического развития и особенностями жизнедеятельности народа в суровых условиях Севера.

2. Воспитание детей в якутских семьях велось на родном языке. В контексте взаимопроникновения русской и якутской культур исследователи отмечают объякучивание русских старожилов в городах Якутске, Вилюйске, Олекминске, вдоль Иркутско-Якутского тpaкта. Взаимопроникновение языков и в целом взаимодействие культур являются важными факторами наполнения этнического самосознания народов. Нельзя не отметить, что знание языка в свою очередь создало благоприятные условия для эволюции педагогических воззрений народа.

3. Народная культура воспитания в целом обусловлена веками выработанными традициями и обычаями. Исходя из данных, изложенных исследователями и опираясь на выводы Г.В. Ксенофонтова, следует отметить о существенном влиянии на традиционную культуру воспитания «олигархических порядков и наследственного дворянства, составляющих особенности скотоводческого феодализма...» [1, с.33]. Бесспopно, военная демократия того времени, диктующая, регулирующая социальные, экономические, политические отношения, а также весь сложный процесс вхождения края в состав Русского государства выработали специфические особенности культуры воспитания и, естественно, обеспечили новый виток развития народной педагогики якутов.

4. Народное воспитание протекало в органическом единстве с традиционными верованиями и религиозными обрядами народа. Резюмируя историко-этнографические сведения, необходимо отметить ещё не утерянную в то время социальную и духовно-нравственную значимость верований саха, в том числе как фактора, обусловливающего педагогические воззрения народа.

Историко-этнографические сведения также свидетельствуют, что разложение родовых отношений, социально-экономическое расслоение общества, страдания большей части народа от двойного гнета своих тойоновъ-баев и царских чиновников, ясачный режим, ломка стереотипов религиозных верований и приобщение населения к православной религии - реалии времени конца XVII и XVIII веков, которые оказали громадное и весьма своеобразное влияние на ход общественного развития якутов, в том числе их традиционной культуры воспитания.

Каждый исторически-конкретный тип общества вносит свои коррективы в мир традиционной культуры воспитания детей, но при всех некоторых различиях существуют общие инварианты, которые по существу не меняются и составляют стержень педагогических воззрений народа. В этом контексте особую ценность представляют взгляды представителей русской прогрессивной интеллигенции XIX в., изучавших быт, культуру и нравы народа саха: В.Г. Короленко, А.Ф. Миддендорфа, Э.К. Пекарского, В.Л. Серошевского, В.Г. Трощанского, А.Я. Уваровского, С.В. Ястремского и др.

Приведенные ими факты выведены из многолетней совместной жизни с якутами в суровых северных условиях во времена их политической ссылки и установлены в результате специальных этнографических наблюдений, потому объективны и бесценны.

Исследователи выделяют следующие духовно-нравственные устои в этническом социуме народа саха:

1. Родовая солидарность, взаимоподдержка, терпимость и открытость другим. В.Л. Серошевский отмечал, что «якуты, сильные своей родовой солидарностью...» [2, с. 215]. Ученый-этнограф, профессор В.Г. Тан-Богораз, проживший более девяти лет в колымской ссылке, видел в солидарности национальную силу якутов. Политссыльные, землепроходцы, путешественники, известные ученые с особой теплотой отзывались о толерантности якутов и отмечали, что терпимость, миролюбие, открытость заложены в самой природе северных народов. Признания В.Г. Короленко: «...если бы мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области, разумеется, с правом приличного передвижения, поверите ли вы, что я бы вероятнее всего выбрал последнее» (из письма Э.У. Улановой в 1893 г.) свидетельствуют о дружелюбии, согласии, открытости народа саха.

2. Бескорыстие и гостеприимство. О добром сердце якута, его бескорыстии много теплых слов сказано политссыльными и путешественниками. Путешественник и писатель И.А. Гончаров восхищался жизнью‒подвигом северных людей: «...в сумме здешней деятельности таится масса подвигов, о которых громко кричали и печатали бы в других местах, а у нас, из скромности, молчат» [3, с. 533]. На необычайное гостеприимство указывал А.Я. Уваровский: «...проживи у якута десять дней, проживи месяц - и ты будешь сыт вместе со своим конем. Требовать за это какой-нибудь платы он считает не только за стыд, но прямо грехом...» [4, c. 48].

3. Честность, добропорядочность, отсутствие сквернословия. М.И. Муравьев-Апостол в своих письмах отмечал, что якуты крайне правдивы и честны, лукавства в них нет, и воровства они не знают» (цит. по [5, с. 41]). И.А. Гончаров приводил множество примеров добропорядочности якутов и в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях, когда «вам не дадут ни упасть, ни утонуть, разве только сами непременно того захотите...» [3, с.529]. Н.Г. Чернышевский подчеркивал: «...И вообще люди здесь добры, почти все честны» [6, с. 521].

4. Аккуратность, чистоплотность и эстетический вкус. Описывая невыносимые условия жизни бедняков, В.Л. Серошевский выделяет хаpaктерные особенности содержания ими «обстоятельного двора», «идеальной якутской юрты». Он утверждает, что «Юрта... всегда почти признавалась красивою не только мною, но и другими знакомыми мне европейцами, спросить которых мне удавалось» [2, с. 348]. И.А. Гончаров в главе «Из Якутска» подчеркивает, что «городские якуты одеты нарядно, следят за своей внешностью» [3, с. 523]. Он, как и Л.Н. Толстой, высоко оценивает эстетический вкус и художественный талант северного народа.

5. Любовь и привязанность к детям. В.Л. Серошевский приводит немало примеров, записанных из уст самих якутов, по этому поводу: «Дети - вот наш капитал, но только хорошие дети...» (Баягантайский улус, 1885 г.), «...да и что пользы в деньгах дряхлому и одиноком... Деньги тут не помогут: дети, единственное дети, наша надежда!» (Намский улус, 1888 г.). В.Ф. Трощанский подмечал, что якуты совершенно отрицают телесное наказание.

6. Культ матери и культ дeвyшки. А.П. Окладников писал, что у якутов вплоть до XIX в. сохранилось преклонение «Кыыс‒танара» (дeвyшке-богиня). Основная суть этих культов - возвеличивание женщины как хранительницы очага и семейных традиций.

7. Смышленость и умственные способности детей. Н.Г. Чернышевский высоко оценивал умственные способности якутских детей: «И добрые и неглупые; даже, может быть, даровитее европейцев, говорят, что якутские дети учатся в школах лучше русских» [6, с. 535]. О сообразительности своих учеников и o том, что «всё на лету схватывают» писал В.Г. Короленко [7, с. 249]. В.Л. Серошевский подчеркивал: «К наукам якутские дети прилежны и понятливы. В гимназии в Якутске, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Особенную способность проявляют в школах к арифметике, чистописанию, рисованию» [2, с. 516].

8. Трудолюбие, трудовая смекалка и выносливость.

В своих очерках путешествия И.А. Гончаров писал следующее: «Якуты здесь всё: кучера, слуги и ремесленники, они - хорошие скорняки, кузнецы, но особенно способны к плотничной и столярной работе. ...Хвалят их за способности, за трудолюбие, за смышленость...» [3, с. 538]. Многие политссыльные подчеркивали, что якуты приучают детей к труду исподволь, с самого раннего детства, что играть ему некогда. Исследователи указывают, что труд для якута - это его жизнь.

9. Развитость физических качеств, ловкость, смелость. А.П. Окладников, В.Л. Серошевский, А.Я. Уваровский и др. отмечали физическую крепость, ловкость, силу воли якутов. У народа саха с древности существовала строгая система физического воспитания. Суровые климатические особенности края, уклад жизни выpaбатывали физические качества с самого рождения. А. Павловский отмечал, что у якутов удивительная крепость тела и способность переносить ужасную стужу и всякого рода лишения и телесные страдания.

Следует отметить, что исследователи‒этнографы, несмотря на то, что время в идеологическом отношении было самое противоречивое, объективно отражали этнические стереотипы, которые составляют суть этнопедагогических воззрений народа саха. Приведенные выборки также убедительно свидетельствуют о духовных, социокультурных истоках, которые подпитывают педагогические воззрения народа саха.

Список литературы

  1. Ксенофонтов, Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов: В 2‒х т. / Г.В. Ксенофонтов. - Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992.
  2. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - 2‒е изд. - М.: Российская полит. энциклопедия, 1993.
  3. Гончаров, И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия: В 2‒х т. / И.А. Гончаров. - М.: Сов. Россия, 1976. - Т.1.
  4. Уваровский, А.Я. Воспоминания /А.Я. Уваровский. - Якутск, 1947.
  5. Сафронов, Ф.Г. Декабристы в якутской ссылке / Ф.Г. Сафронов.- Якутск, Якутгосиздат, 1955.
  6. Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. / Н.Г. Чернышевский. - М.: Гослитиздат, 1947‒1951. - Т.14. - 1949.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ Статья в формате PDF 243 KB...

24 04 2024 5:16:24

Пимнева Людмила Анатольевна

Пимнева Людмила Анатольевна Статья в формате PDF 148 KB...

22 04 2024 15:49:33

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КРАЙНЕ ВЫСОКОЧАСТОТНОГО И ТЕРАГЕРЦОВОГО ДИАПАЗОНОВ НА ПРОЦЕССЫ РЕПАРАТИВНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КРАЙНЕ ВЫСОКОЧАСТОТНОГО И ТЕРАГЕРЦОВОГО ДИАПАЗОНОВ НА ПРОЦЕССЫ РЕПАРАТИВНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ Представлен научный обзор литературных данных о репаративной регенерации соединительной ткани и возможного регуляторного влияния на этот процесс с помощью облучения рефлексогенных кожных зон электромагнитным излучением крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов. Акцентируется внимание на значении нейровегетативного компонента в ходе адаптационных реакций соединительной ткани к повреждению с помощью современных стресс-лимитирующих реабилитационных технологий. Анализируются современные гипотезы предполагаемого механизма действия корригирующих методик на основе электромагнитных стимулов крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов на процессы межклеточных нейроиммунноэндокринных взаимодействий. Обосновывается необходимость дальнейших экспериментальных исследований на клеточном уровне in vitro для подбора оптимальных параметров воздействия с целью регуляции пролиферативной и функциональной клеточной активности и разработки новых приборов с шумовым диапазоном излучения. ...

20 04 2024 4:48:32

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ ПРОТИВ SHISTOSOMIASIS ИНФЕКЦИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ ПРОТИВ SHISTOSOMIASIS ИНФЕКЦИИ Статья рассматривает механизм возникновения и пути передачи Shistosomiasis инфекции. С использованием хлопчатобумажной ткани, прошедшей специальную медицинскую обработку, в качестве основного материала для одежды проведены лабораторные исследования, в том числе и с живыми существами. Показано, что использование 5 %-ных растворов химических медицинских препаратов при отделке ткани позволяет достигнуть 100 %ного уровня защиты. Промышленно произведенная ткань обладает лучшими свойствами, чем лабораторные образцы, на 43 % и обеспечивает превосходные результаты защиты. ...

16 04 2024 14:39:10

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

12 04 2024 12:16:37

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 114 KB...

10 04 2024 0:56:43

Акустическое воздействие мини-ТЭЦ с газопоршневыми и дизельными двигателями на окружающую среду

Акустическое воздействие мини-ТЭЦ с газопоршневыми и дизельными двигателями на окружающую среду В работе дана экологическая оценка возможных последствий на окружающую среду, жизнь и здоровье населения. Показано, что при решении выбора источника энергии необходимо учитывать не только экономические, но и экологические последствия возможного влияния объектов энергетики при строительстве и эксплуатации. Комбинированное производство энергии двух видов на мини–ТЭЦ способствуют гораздо более экологичному использованию топлива по сравнению с раздельной выработкой электроэнергии и тепловой энергии на котельных установках, но и повышению чистоты воздушного бассейна, улучшению общего экологического состояния окружающей среды. Интенсивное шумовое воздействие на организм человека нeблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления, изменениям в сердечно-сосудистой системе и появлению шумовой патологии, среди многообразных проявлений которой ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха. В работе рассмотрено воздействие мини-ТЭЦ с дизельными и газопоршнеыми двигателями мощностью 1000 кВт на окружающую среду. Установлено что, шум, создаваемый электростанцией, состоящей их 4 газопоршневых двигателей мощностью 1000 кВт, будет ниже допустимого для территории, непосредственно прилегающей к жилым домам. Поэтому специальных мероприятий по снижению шума не требуется. ...

08 04 2024 9:56:20

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ Статья в формате PDF 125 KB...

06 04 2024 21:50:38

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Статья в формате PDF 224 KB...

02 04 2024 5:24:50

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В работе дан теоретический анализ понятия «личности», способы её формирования в результате пpaктической деятельности человека. Показано, что речь – необходимое условие социального, культурного воспроизводства личности, формирования его специфических социальных способностей. ...

30 03 2024 20:22:22

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ НА РАСТЕНИЯ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ  НА РАСТЕНИЯ Статья в формате PDF 115 KB...

29 03 2024 18:27:38

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

27 03 2024 0:21:55

Олимпийское движение и его культурное значение

Олимпийское движение и его культурное значение Статья в формате PDF 110 KB...

26 03 2024 4:57:48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ Статья в формате PDF 121 KB...

20 03 2024 10:18:39

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ Современные социально-экономические преобразования в стране и переход на качественно новые требования к оказанию медицинской помощи диктуют необходимость анализа и разработки новых организационные форма работы медицинских учреждений, которыми призваны быть Центры здоровья. Но в связи со множеством проблем в нашей системе здравоохранения, остается множество вопросов связанных с программой развития Центров здоровья. В статье рассматриваются проблемы связанные с созданием и развитием таких центров в Росси. Затрагиваются вопросы финансирования здравоохранения в целом и Центров здоровья в частности. Существующая система российского здравоохранения действует в условиях жесткого финансового дефицита, что отражается на качестве предоставления медицинских услуг. В цифрах же – в 2007 году бюджет здравоохранения в России составил 5,4% ВВП, при этом в других развитых странах – около 10% (Германия – 10,4%, США – 15,7%). Расходы на здравоохранение в физическом выражении на человека в год в 2007 году в России составили 493 долл. США, при этом в том же году в США – 7,285 долл., в Германии – 4,209. В связи с этим вопрос создания Центров здоровья в России остается открытым. ...

19 03 2024 23:44:39

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ     Статья в формате PDF 343 KB...

16 03 2024 11:38:24

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::