ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА СЕМЬИ
Результаты анализа экспериментальных данных показали, что существуют некоторые различия по показателям, хаpaктеризующим интеллектуальные, личностные особенности подростков и специфику родительского отношения к детям из различных по размеру семей.
Например, обнаружены отличия по показателю интеллекта (фактор «В» по Кэттеллу). Подростки из однодетных и двухдетных семей интеллектуально более развиты по сравнению с детьми из многодетных семей. Наиболее низкие средние значения интеллекта имеют дети, воспитывающиеся в больших семьях. Данный факт согласуются с аналогичными исследованиями Т. А. Думитрашку, Т. Н. Трефиловой, А. Анастази, Л. Белмонта, М. Стофера и других. Наиболее убедительное объяснение данному факту дает теория Р. Зайонца о снижении интеллектуального содержания семейной среды в многодетных семьях - чем больше детей рождается в семье, тем ниже ее интеллектуальный потенциал.
Различия по личностным качествам проявились следующим образом. Подростки из двухдетных семей более коммуникабельны, у них выше готовность к сотрудничеству с другими людьми, а испытуемые из многодетных семей являются менее общительными («А»). Известно, что дети из многодетных семей стремятся, прежде всего, к общению с близкими члeнами своей семьи, а единственным детям в условиях однодетности недостает опыта общения и сотрудничества. Двухдетная семья снимает эти ограничения, что позволяет школьникам более открыто взаимодействовать с окружающим социальным миром.
Подросткам из многодетных семей свойственна более высокая нормативность поведения - дисциплинированность, ответственность,руководство чувством долга («G»). Энергичность, активность, беспечность хаpaктерна всем испытуемым, но у «многодетных» в большей степени, чем у школьников из однодетных и двухдетных семей, перечисленные качества дополняются сдержанностью, рассудительностью и осторожностью («F»).
Единственные дети, в отличие от подростков из двухдетных семей, более уверены в себе и безмятежны («О»), а школьники в двухдетных семьях, по сравнению с единственными детьми, имеют более выраженную тенденцию к самоконтролю и ориентации на социальные требования («Q »).
Размер семьи детерминирует и хаpaктер взаимоотношений подростков. Так наиболее высокий социометрический статус в группе сверстников имеют школьники из однодетных и двухдетных семей, а статус детей из многодетных семей несколько ниже. Ориентация на отношения с сиблингами внутри семьи и недостаток близкого общения с другими детьми, вероятно, снижает качество взаимодействия с одноклассниками.
Родители принимают детей во всех семьях, независимо от ее размера. Но все же, в многодетных семьях родители демонстрируют большее принятие детей по сравнению с однодетными и двухдетными семьями. Родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель доверяет ребенку, одобряет его интересы и планы. В целом подростки воспринимают семейную среду как благоприятную. Но дети из однодетных и двухдетных семей хаpaктеризуют семейную ситуацию как более конфликтную. Они острее испытывают чувство неполноценности в семье по сравнению с подростками из многодетных семей.
Данные факты могут являться показателем большего проявления безусловной любви, снижения неадекватно высоких ожиданий и требований к ребенку в больших семьях.
Полученные результаты подтверждают значимость размера семьи как фактора, определяющего своеобразие индивидуальности подростков, и позволяют более эффективно осуществлять развитие и социализацию детей.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а / У
Статья в формате PDF 194 KB...
27 03 2024 8:52:50
Статья в формате PDF 104 KB...
26 03 2024 5:23:30
Статья в формате PDF 123 KB...
25 03 2024 23:20:39
Статья в формате PDF 114 KB...
24 03 2024 2:21:39
Статья в формате PDF 136 KB...
23 03 2024 17:33:55
Статья в формате PDF 115 KB...
22 03 2024 3:55:57
Статья в формате PDF 142 KB...
21 03 2024 8:31:17
Статья в формате PDF 115 KB...
19 03 2024 23:54:22
Статья в формате PDF 115 KB...
18 03 2024 22:52:19
Статья в формате PDF 114 KB...
17 03 2024 14:13:41
Статья в формате PDF 262 KB...
16 03 2024 12:23:44
Статья в формате PDF 120 KB...
15 03 2024 5:44:47
Статья в формате PDF 119 KB...
14 03 2024 19:52:38
Статья в формате PDF 307 KB...
13 03 2024 13:37:38
Статья в формате PDF 120 KB...
11 03 2024 21:16:16
Статья в формате PDF 164 KB...
10 03 2024 14:29:38
Статья в формате PDF 119 KB...
09 03 2024 22:31:26
Статья в формате PDF 121 KB...
06 03 2024 13:58:15
Статья в формате PDF 135 KB...
05 03 2024 6:56:53
Статья в формате PDF 117 KB...
04 03 2024 23:21:22
Статья в формате PDF 113 KB...
03 03 2024 13:13:49
Статья в формате PDF 144 KB...
02 03 2024 20:38:26
Статья в формате PDF 262 KB...
01 03 2024 8:17:11
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 22:53:41
Статья в формате PDF 289 KB...
28 02 2024 1:31:51
Статья в формате PDF 117 KB...
26 02 2024 15:37:11
Статья в формате PDF 130 KB...
24 02 2024 18:21:48
Статья в формате PDF 144 KB...
22 02 2024 6:58:59
Статья в формате PDF 253 KB...
20 02 2024 2:16:28
Статья в формате PDF 210 KB...
19 02 2024 16:29:31
Статья в формате PDF 149 KB...
18 02 2024 6:39:12
Статья в формате PDF 225 KB...
17 02 2024 21:55:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::