СОТРУДНИЧЕСТВО ОАО «ГНЦ НИИАР» С УНИВЕРСИТЕТАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНА «СРЕДНЯЯ ВОЛГА» В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
Проблема подготовки научно-педагогических кадров и специалистов в свете корпоративного инновационного развития атомной отрасли и подготовка резерва ключевая задача ГК «Росатом». В последние годы этой проблеме были посвящены совместная конференция ГК «Росатом» и Ядерного Общества России (сентябрь 2008 г., г. Москва, МИФИ) и Международная конференция специалистов атомщиков (г. Обнинск-2009, ЦИПК). Соответственно в НИИАР решению этой проблеме уделяется все возрастающее внимание.
В первые годы своего существования научные и производственные подразделения НИИАР формировались путем направления на работу молодых выпускников ВУЗов страны и путем перевода специалистов из родственных предприятий Минсредмаша, расположенных в Средней Азии, на Урале и в Сибири. В частности, в НИИАР работало и работает более 500 выпускников МИФИ, более 200 выпускников МЭИ и т.д. После образования Ульяновского Государственного университета и Димитровградского института технологии управления и дизайна (филиал УлГТУ) основное пополнение научных и производственных подразделений НИИАР молодыми специалистами выпало на долю этих учебных заведений, поскольку выпускники ведущих ВУЗов (МИФИ, МЭИ, УПИ и др.) предпочитали другие места для работы.
В данном сообщении обобщается опыт взаимодействия одного из ведущих институтов атомной отрасли с университетами Ульяновского региона и региона «Средняя Волга».
Анализ обеспеченности НИИАР кадрами высшей квалификации
На начало 2010 года кадровый состав специалистов высшей квалификации НИИАР состоял из 23 докторов наук и 111 кандидатов наук. Средний возраст докторов наук - 65 лет, кандидатов наук - 60 года.
На рис. 1, 2 представлено ожидаемое изменение количества докторов и кандидатов наук.
Ключевое кадровое звено, обеспечивающее необходимый научный уровень НИОКР позволяет поддерживать на требуемом уровне технологическую базу института и вести научные исследования. Как показывают наши оценки, требуется увеличить подготовку кандидатов наук ежегодно в два раза по сравнению со средним числом подготовленных специалистов высшей квалификации за период 1995-2009 гг.
Рис. 1. Ожидаемая динамика численности докторов наук
Рис. 2. Ожидаемая динамика численности кандидатов наук
Учитывая, что масштаб исследований и разработок в рамках новых ФЦП будет возрастать, минимально необходимая численность кадров высшей квалификации для поддержания существующей и создаваемой новой научно-технической базы института, должна быть не менее 140 150 человек. Для поддержания этого количества НИИАР потребуется до 2012 года дополнительно не менее 20-25 специалистов высшей квалификации, а до 2020 года суммарно, не менее 35 50. Ранее подготовка специалистов высшей квалификации по профильным направлениям деятельности института обеспечивалась силами заочной аспирантуры института и соискательства. В институте через заочную аспирантуру и соискательство защитили кандидатские диссертации 243 сотрудника, 39 сотрудников защитили докторские диссертации. Отметим также, что руководящий состав института и его подразделений прошел подготовку и переподготовку на отраслевых курсах или в профильных ЦИПК.
Было заключено соглашение с Ульяновским Госуниверситетом о направлении в его аспирантуру перспективных молодых специалистов НИИАР. Учитывая важность проблемы обеспечения НИИАР кадрами высшей квалификации как для области, так и для региона в целом, УлГУ выделил в своей аспирантуре целевые места для сотрудников НИИАР. На данный момент в аспирантуре УлГУ обучается 10 сотрудников НИИАР. На рис. 3 приведен график, показывающих количество предполагаемых защит по годам.
Рис. 3. Планируемое количество защит кандидатских диссертаций
сотрудниками ОАО «ГНЦ НИИАР», обучающихся в аспирантуре УлГУ
Сотрудничество с УлГУ (а затем и с УлГТУ) в области подготовки кадров высшей квалификации позволит решить проблему кадров высшей квалификации.
Потребности НИИАР в работниках с профессиональным образованием
Институту необходим приток молодых специалистов по профильным специальностям не менее 350 человек. На рис. 4 приведен график, отражающий прием и увольнение молодых работников с высшим профессиональным образованием.
В Димитровградском филиале Ульяновского государственного университета для НИИАР открыты следующие специальности: «Физика» (1999 г.); «Физика металлов» (2002 г.); «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» (2003 г.); «Прикладная математика и информатика» (2006 г.).
Рис. 4. Количество принятых и уволенных молодых специалистов с высшим образованием
Было проведено 6 выпусков по специальности «Физика» и 3 выпуска по специальности «Физика металлов». Большинство выпускников данных специальностей трудоустроено в НИИАР.
29.06.2010 г. с участием Губернатора Ульяновской обл. подписано соглашение по вопросу кадрового обеспечения ядерно-инновационного кластера, в т.ч. путем создания обособленного подразделения НИЯУ МИФИ в Ульяновской области. В перспективе рассматривается создание образовательной системы, которая должна объединить три ступени образования: школу - техникум - вуз. Функционирование ядерно-инновационного кластера невозможно без подготовки профильных специалистов для НИИАР и других предприятий отрасли.
В Димитровградском филиале УлГУ была создана в 1997 г. кафедра «Физика», а в ДИТУД в 2001 г. - кафедра «Ядерные реакторы». В 2009 г. в НИИАР созданы базовые кафедры «Радиационные технологии» (совместно с УлГУ), «Ядерные энерготехнологии нового поколения» (совместно с УлГТУ).
В 2001-2009 гг. прошли первые выпуски специалистов, которые вошли в кадровый состав НИИАР, а некоторые устроились на работу на различные АЭС и предприятия отрасли.
Институт атомных реакторов предоставляет свою материально-техническую базу для прохождения студентами пpaктик необходимого уровня. Более 40 ведущих специалистов и сотрудников НИИАР преподают в ДФ УлГУ и ДИТУД УлГТУ.
Студенты-отличники, занимающиеся по вышеназванным специальностям, получают от НИИАР именные стипендии.
Создание Научно-образовательных центров (НОЦ)
Отлаженный механизм взаимодействия Ульяновских университетов и их филиалов с НИИАР показывает, что создание НОЦ эффективный путь решения поставленных задач кадровой политики ведущих НИИ отрасли. При этом привлечение докторов и кандидатов наук из НИИАР к чтению лекций, проведению пpaктических занятий, руководству дипломными работами показывает студентам и аспирантам перспективу своей карьеры после окончания учебного заведения, в том числе в дальнейшей их работе в НИИАР. Были созданы научно-образовательные центры с Ульяновским Государственным университетом (УлГУ), с Ульяновским Государственным техническим университетом (УлГТУ), с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), с Самарским Государственным университетом (СамГУ). Ведутся переговоры с Ульяновской Государственной сельскохозяйственной академией и ВУЗами республики Татарстан о создании НОЦ. В табл. 1 представлены некоторые данные о действующих НОЦ. Главными целями Соглашений являются совершенствование подготовки кадров и развитие совместных научных исследований по следующим направлениям:
- техника радиационного эксперимента;
- создание информационно-измерительных систем контроля и диагностики;
- реакторное материаловедение;
- управление качеством в обеспечение технической безопасности объектов;
- фундаментальные свойства трaнcурановых элементов.
Таблица 1
Научно-образовательные центры
Наименование НОЦ |
Период работы |
Общее число участников |
Число |
Число студентов и аспирантов |
Методы и средства исследования свойств материалов и элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения (с МИФИ) |
2009-2012 |
35 |
18 |
10 |
Безопасное обращение с радиоактивными отходами (с УлГТУ) |
2010-2012 |
50 |
15 |
31 |
Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук (Мероприятие 1.2 ФЦП с УлГУ) |
2010-2012 |
10 |
4 |
3 |
Исследование свойств новых соединений америция и кюрия (с СамГУ) |
2010-2011 |
18 |
3 |
5 |
Для достижения целей Соглашений Стороны намерены:
- осуществлять подготовку высококлассных молодых специалистов и научных кадров высшей квалификации для научно-исследовательских институтов и организаций Госкорпорации «Росатом» и академических центров РАН;
- проводить научно-исследовательские работы студентов и аспирантов, пpaктику и дипломное проектирование студентов на экспериментальных установках и в лабораториях ОАО «ГНЦ НИИАР»;
- осуществлять корректировку существующих и разработку новых программ подготовки специалистов совместно с учеными и специалистами OAO «ГНЦ НИИАР»;
- развивать систему непрерывного образования (повышения квалификации) преподавателей и сотрудников УлГУ, УлГТУ, МИФИ, СамГУ и ОАО «ГНЦ НИИАР», а также организаций ГК «Росатом»;
- осуществлять совместную организацию научных конференций, семинаров, а также школ для студентов, аспирантов и сотрудников вышеназванных университетов.
Опыт 2009-2010 гг. свидетельствует, что создание НОЦ положительно повлияло на общую обстановку в решении проблемы подготовки кадров. В 2009 г. - в первом полугодии 2010 г. сотрудниками НОЦ защищено 2 докторские и 3 кандидатские диссертации, подготовлено 10 докладов на Международные конференции, в которых участвовало 8 сотрудников НОЦ. Из числа сотрудников НОЦ 10 студентов и аспирантов приняли участие в работе 4-х отраслевых и региональных молодежных семинарах и конференциях, где были отмечены различными дипломами.
Статья в формате PDF 138 KB...
18 04 2024 4:22:12
Статья в формате PDF 151 KB...
17 04 2024 7:29:18
Статья в формате PDF 199 KB...
15 04 2024 8:42:36
Статья в формате PDF 100 KB...
14 04 2024 14:28:39
Статья в формате PDF 109 KB...
13 04 2024 14:12:42
Статья в формате PDF 103 KB...
12 04 2024 11:54:39
Статья в формате PDF 101 KB...
11 04 2024 19:28:56
10 04 2024 23:26:35
В настоящем обзоре проанализированы и обобщены современные данные о роли микро-РНК (miРНК) в тонкой подстройке циркадианных биологических часов (БЧ) на уровне центрального осциллятора (супрахиазматических ядер гипоталамуса, СХЯ) и в периферических тканях и органах. Обсуждаются механизмы воздействия miРНК (miR-132, miR-216, miR-182, miR-96, miR-122, miR-141, miR-192/94, miR-206) на этапы экспрессии ключевых генов БЧ. Продемонстрировано опосредованное этим влияние miРНК на параметры циркадианного ритма (период, амплитуда, фазовый ответ на внешний световой сигнал), а также участие данных процессов в модуляции физиологических ритмов на более высоких уровнях организации млекопитающих. ...
09 04 2024 21:10:45
Статья в формате PDF 123 KB...
07 04 2024 22:31:21
Статья в формате PDF 125 KB...
06 04 2024 17:12:56
Статья в формате PDF 138 KB...
05 04 2024 12:43:36
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...
04 04 2024 5:28:35
В работе представлен анализ данных литературы, а также собственных клинико–лабораторных обследований пациенток с дисфункциональными маточными кровотечениями и гистологически - подтвержденным диагнозом гиперплазии эндометрия, что позволило систематизировать современные представления о хаpaктере гeнитaльной и экстрагeнитaльной патологии, на фоне которой развиваются гиперпластические процессы эндометрия, и об их взаимосвязи c онкогинекологическими заболеваниями. ...
03 04 2024 10:21:43
Статья в формате PDF 119 KB...
02 04 2024 3:29:49
Статья в формате PDF 136 KB...
01 04 2024 0:47:33
Статья в формате PDF 133 KB...
31 03 2024 23:23:30
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 7:56:10
Статья в формате PDF 122 KB...
27 03 2024 23:20:57
Статья в формате PDF 118 KB...
26 03 2024 7:56:51
Статья в формате PDF 127 KB...
25 03 2024 8:28:26
Проведен анализ эффективности курсового гетеросуггестивного воздействия на функциональное состояние ЦНС у женщин репродуктивного возраста. С помощью методов электроэнцефалографии и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма получены достоверные данные о положительной динамике на центральном и вегетативном уровнях обеспечения психофизиологической устойчивости обследованных женщин. ...
22 03 2024 23:54:32
Статья в формате PDF 131 KB...
21 03 2024 6:31:20
Статья в формате PDF 127 KB...
20 03 2024 3:52:12
Статья в формате PDF 104 KB...
19 03 2024 21:18:30
Изучена активность оксидоредуктаз в митохондриях различных органов свиней трех линий породы СМ-1 новосибирской селекции. Исследована активность цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы в митохондриях, супернатанте печении и сердца животных. Анализ всех экспериментальных групп показал, что по изменению ферментативной активности митохондрий лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. Энергию клетке поставляют митохондоии. В состав митохондрий входят цитохромы, в частности, цитохром аа3(цитохромоксидаза), сукцинатдегидрогеназа. Во внутренней митохондриальной мембране приблизительно четвертую часть от общего белка составляют ферменты, которые принимают участие в трaнcпорте электронов и тканевом дыхании: флавопротеиды, цитохромы и ферменты, участвующие в синтезе макроэргов. Остальная часть общего белка внутренней мембраны митохондрий выполняет структурные функции вместе с входящими в ее состав липидами [1]. ...
18 03 2024 4:47:24
Статья в формате PDF 139 KB...
17 03 2024 20:41:22
Статья в формате PDF 124 KB...
16 03 2024 23:59:14
Статья в формате PDF 133 KB...
15 03 2024 2:35:11
Статья в формате PDF 140 KB...
14 03 2024 2:38:37
Статья в формате PDF 100 KB...
13 03 2024 2:20:23
Статья в формате PDF 111 KB...
12 03 2024 1:38:42
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::