ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ»
В последние годы в нашем обществе все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с нeблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающим не только ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому с раннего возраста необходимо формировать культуру здоровья младших школьников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что: «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [1].
Формирование культуры здоровья становится все более актуальной. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в формировании культуры здоровья младших школьников. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги, философы, психологи доктора медицинских наук ‒ такие, как И.И. Брехман, Л.И. Занина, А.П. Бapaнов, С.С. Боткин, В.М. Бехтерев, Б.Н. Чумаков, В.И. Глазько и другие.
Но в данных работах недостаточно уделено внимания методам и приемам, направленным на формирование культуры здоровья на факультативных занятиях. Поэтому нами была составлена программа факультатива «Путешествие по тропе здоровья» для учащихся второго класса, целью, которого является формирование культуры здоровья младших школьников.
При составлении программы мы основывались на программу авторов Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной, О.Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» ориентированной на формирование у обучающихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Изучение культуры здоровья, воспитание здорового образа жизни является формированием положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка. Этот вопрос помогают решать занятия факультатива «Путешествие по тропе здоровья». Здесь в игровой форме закладываются навыки правильного режима дня, знание о строении организма, умение на пpaктике изучать его функции, а также осуществлять тесную связь с природой. Опыт проведения таких занятий показывает, что они хорошо воспринимаются детьми, приносят положительные результаты. Программа дает школьнику возможность открыть в себе главные психологические и физические возможности.
Факультатив имеет два направления - теоретическое и пpaктическое. По степени значимости они пpaктически равнозначны. Программа рассчитана на объем во 2 классе 28 часов в год.
Каждый раздел имеет следующую структуру: теоретический блок, пpaктический блок, контрольные задания, тестирование. Темы построены по алгоритму: лекционный материал (беседа, чтение художественных произведений, экскурсия); пpaктические занятия (деловая игра, сюжетная игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, обыгрывание диалогов, проигрывание ситуаций); индивидуальная работа и контрольные занятия.
В процессе обучения учащимся предлагаются различные формы итоговых испытаний: реферат, деловая игра, тестирование программного материала, обыгрывание ситуаций, диагностические тесты, упражнения, оздоровительные минутки. Занятия становятся эффективным средством развития, и воспитания детей, если выполняются определенные условия. В своей работе мы ориентируемся не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий наполняются сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пишу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия о пище, питании проводим в столовой. Здесь дети изучают правила хорошего тона, теория закрепляется пpaктикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
При безотметочном обучении факультатива «Путешествие по тропе здоровья» используем оценочные суждения, построенные на выделении тех шагов, которые получились у ребенка и обозначены ближайшими шагами, которые ребенку необходимо сделать.
В содержание программы входят 17 тем, а именно: «Дружи с водой», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Уход за зубами», «Уход за руками и ногами», «Забота о коже», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Настроение в школе», «Вредные привычки», «Мышцы, кости и суставы», «Как закаляться».
По окончании курса факультативных занятий учащиеся имеют представление о своем организме, о функциях органов и уход за ними, о правилах личной гигиены. Знают, как правильно ухаживать за своим организмом, что нужно сделать, чтобы не заболеть, необходимость в соблюдении правил личной гигиены, соблюдают правила здорового образа жизни, понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Доводим до сознания детей, что организм человека - самое совершенное творение природы. В нем нет ничего лишнего и ненужного. Каждая клетка, каждый орган, каждая часть тела выполняет свою функцию, определенную им биологическим законом. Понимание тех процессов, которые происходят в организме, является главным условием для организации здорового образа жизни ребенка.
Список литературы
- О введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования. - М.: Приказ Министерства образования от 22.12.09. URL: Федеральный образовательный портал Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru.
Статья в формате PDF 136 KB...
19 04 2024 15:39:52
Статья в формате PDF 124 KB...
18 04 2024 7:46:37
17 04 2024 14:45:21
Статья в формате PDF 261 KB...
16 04 2024 2:26:47
Статья в формате PDF 133 KB...
15 04 2024 13:22:59
Приведены результаты оценки степени антропогенной преобразованности природных ландшафтов Южной Якутии. В качестве объекта исследований была принята территория Алдано-Тимптонского междуречья. В пределах исследуемой территории охаpaктеризованы пять выделенных физико-географических провинций в зависимости от их степени преобразованности. ...
14 04 2024 4:34:23
Статья в формате PDF 138 KB...
13 04 2024 16:25:55
Статья в формате PDF 346 KB...
12 04 2024 22:11:38
Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...
11 04 2024 18:56:50
Статья в формате PDF 174 KB...
10 04 2024 6:41:34
Статья в формате PDF 274 KB...
09 04 2024 5:42:14
Статья в формате PDF 123 KB...
07 04 2024 16:56:48
Статья в формате PDF 102 KB...
06 04 2024 15:38:49
Статья в формате PDF 106 KB...
05 04 2024 14:18:25
Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...
04 04 2024 8:23:47
Статья в формате PDF 291 KB...
03 04 2024 13:52:16
Статья в формате PDF 128 KB...
02 04 2024 23:39:16
Статья в формате PDF 108 KB...
01 04 2024 20:51:53
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 22:29:25
30 03 2024 12:36:48
Статья в формате PDF 315 KB...
29 03 2024 2:52:45
Статья в формате PDF 127 KB...
28 03 2024 10:31:59
Уровень кардиодеструктивных заболеваний в циркумполярном регионе имеет тенденцию к устойчивому росту. На основании результатов эпидемиологических исследований и количественной оценки факторов риска развития патологии разработана региональная модель оценки кардиоваскулярного риска для населения Ямало-Ненецкого автономного округа, учитывающая факторы питания. При составлении модели использован метод расчета весовых показателей. Шкала включает показатели распространенности классических кардиоваскулярных факторов риска, а также показатели дополнительных алиментарных рисков: артериальная гипертония, избыточная масса тела и ожирение, уровень холестерина в крови, уровень потрeбления белка и пищевого натрия. Использование модели позволяет более эффективно решать вопросы прогноза, индивидуализировать программу профилактики. ...
25 03 2024 12:23:21
Статья в формате PDF 314 KB...
24 03 2024 1:25:44
Статья в формате PDF 103 KB...
23 03 2024 3:36:37
Статья в формате PDF 126 KB...
22 03 2024 15:22:36
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 20:44:42
Статья в формате PDF 162 KB...
20 03 2024 3:49:54
Статья в формате PDF 281 KB...
19 03 2024 23:55:55
Статья в формате PDF 285 KB...
18 03 2024 9:40:14
16 03 2024 18:35:29
Статья в формате PDF 115 KB...
14 03 2024 5:11:15
Статья в формате PDF 102 KB...
13 03 2024 1:14:55
Статья в формате PDF 114 KB...
11 03 2024 0:44:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::