СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АТРОФИИ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность проблемы. По данным Всероссийского общества слепых, атрофия зрительного нерва - одна из основных причин слепоты и слабовидения у детей (в 32 % случаев) [12]. Она является следствием различных заболеваний как глаза, так и центральной нервной системы, сопровождается, как правило, глазодвигательными расстройствами (косоглазие, нистагм), и приводит к значительному снижению остроты зрения уже в младенческом возрасте.
Предложено немало способов лечения заболеваний зрительного анализатора, однако они по тем или иным причинам сложны для применения у детей раннего возраста. В ряде случаев эти методы травматичны и трудоёмки, предусматривают хирургические манипуляции [20, 1, 9, 2, 8, 3, 4, 5]. Ретро- или паpaбульбарное введение препаратов тоже затруднительно у малышей в условиях детских отделений неврологии, лечение в которых является необходимостью при тяжёлой перинатальной патологии головного мозга [17, 15, 18]. Недостатком других способов является использование целого комплекса лекарственных препаратов, что влечет за собой значительную фармакологическую нагрузку на организм ребёнка [13, 14]. Некоторые методы физиолечения, применяемые для лечения атрофии зрительного нерва у более взрослых детей, сложны для применения у младенцев [16, 19, 7, 5].
Нами предложен универсальный способ терапии, пригодный для лечения пациентов раннего детского возраста с патологией зрительного нерва, позволяющий получить стойкий длительный эффект (приоритетная справка № 2011127034 от 30.06.2011).
Материал и методы. В качестве лечебного препарата использовали пептидный ретинопротектор ретиналамин (ООО «Герофарм», Санкт-Петербург). Он обладает тканеспецифическим действием на сетчатку глаза, оказывает стимулирующее действие на фоторецепторы и клеточные элементы сетчатки, способствует улучшению функционального взаимодействия пигментного эпителия и наружных сегментов фоторецепторов, что улучшает возникновение и проведение зрительно-нервного импульса. За счёт неспецифического действия ретиналамин нормализует проницаемость сосудов глазного яблока, стимулирует репаративные процессы в сетчатке глаза.
Содержимое флакона (5 мг) предварительно растворяли в 1,0 мл 0,5 % раствора новокаина. 0,5 мл полученного раствора вводили подкожно в проекции височной мышцы с двух сторон (по 2,5 мг с каждой стороны). Курс составлял 5 процедур через день. Курсы лечения повторяли 1 раз в 6 месяцев. Общее количество курсов не менее 3.
Основную и контрольную группы составили дети с одинаковой степенью снижения зрительных функций, с отсутствием поведенческих зрительных реакций, хаpaктерных для данного возраста. У всех детей офтальмоскопически визуализировались признаки атрофии зрительного нерва обоих глаз: деколорация диска зрительного нерва (ДЗН), сужение сосудов и уменьшение их количества. Объективным критерием эффективности лечения являлось исследование зрительных вызванных потенциалов до и после лечения. В обеих группах дети получали одинаковую базовую терапию (миорелаксанты, ноотропы, массаж, лечебную гимнастику, физиотерапию). В основной группе дополнительно проводились инъекции ретиналамина под кожу висков через день № 5 по 2,5 мг на 0,5 % новокаине.
В основной группе под наблюдением находилось 140 детей в возрасте от 10 месяцев до 2,5 лет. Контрольную группу составили 30 детей аналогичного возраста.
Результаты лечения. Количество курсов не менее 3 с интервалом 6 месяцев в основной группе оказалось достаточным для получения стойкого терапевтического эффекта. После 1-го курса лечения у 64 (45,7 %) детей появились реакция слежения, устойчивая фиксация взора. После 2-го курса дальнейшее повышение зрения отмечено у 76 детей (54,3 %). После 3-го курса лечения у всех пролеченных детей повышение предметного зрения сопровождалось улучшением картины глазного дна в виде уменьшения деколорации ДЗН, умеренного расширения сосудов.
В контрольной группе после 3-х курсов лечения поведенческие зрительные реакции, соответствующие возрасту, зарегистрированы только у 15 детей (50 % случаев). У остальных детей поведенческие реакции без существенной динамики.
После трёх курсов лечения наблюдалось повышение амплитуды ЗВП с 7,4 ± 0,4 мкВ до 8,3 ± 0,3 мкВ в контрольной группе и с 7,2 ± 0,6 до 8,7 ± 0,5 мкВ в основной группе (Р < 0,05). Латентность Р100 уменьшилась с 135 ± 2,3 до 132 ± 2,2 мс в контрольной группе (Р < 0,05) и с 137 ± 3,1 до 129 ± 2,1 мс в основной группе (Р < 0,05).
Обсуждение результатов. Определяющим отличием способа является лимфотропное введение ретиналамина, что позволяет создать необходимую терапевтическую концентрацию препарата непосредственно в сетчатке и зрительном нерве.
Новизна способа:
- Ретиналамин вводят с двух сторон по 2,5 мг под кожу висков в зону проекции височной мышцы, так как эта зона является мишенью терапевтического воздействия регионарной лимфотропной терапии для орбиты и глазного яблока. Экспериментально и клинически доказано, что введение лекарства в зоны регионарного воздействия способствует концентрации препарата в патологическом очаге вследствие ретроградного продвижения лимфотропно вводимых препаратов по лимфатическим сосудам [10].
- Для приготовления раствора для инъекции содержимое флакона ретиналамина 5 мг предварительно растворяют в 1,0 мл 0,5 % раствора новокаина, который в таком разведении стимулирует лимфодренаж и создаёт условия для лимфотропности препарата [11].
Это позволяет получить следующий новый результат:
1. Лимфотропное ведение препарата обеспечивает высокую регионарную экспозицию и концентрацию лекарственного препарата, минимальную медикаментозную нагрузку на организм, улучшение микроциркуляции, лимфоциркуляции, лимфодренажа региона.
2. Техника проведения процедуры очень проста и исключает возможность осложнений, что крайне важно, учитывая как сложность лечения маленьких пациентов, так и необходимость проведения этой терапии не в офтальмологических, а в неврологических отделениях.
3. Короткий курс лечения позволяет уложиться в сроки пребывания больных в стационаре.
4. Повторный курс лечения возможно проводить в условиях поликлиники, амбулаторно.
5. Разработанный режим введения ретиналамина позволяет снизить трудоемкость лечения, достичь стойкой стабилизации зрительных функций.
Выводы: предложенный способ лечения атрофии зрительного нерва с использованием ретиналамина является простым и эффективным методом терапии, пригодным для пациентов раннего детского возраста.
Список литературы
- Антропов Г.Н. с соавт. Патент РФ 2157156, мпк A61F9/007, A61N2/02, A61N1/32, A61N5/06 опубл. 20.02.1997.
- Багров С.Н. с соавт. Патент РФ 2193379, мпк A61F9/007, опубл. 08.07.1999.
- Белый Ю.А. с соавт. Патент РФ 2204367, мпк A61F9/007, A61F9/00, опубл. 10.10.2001.
- Белый Ю.А. с соавт. Патент РФ 2375019, мпк A61F9/007, A61K35/28, A61P27/02 опубл. 10.12.2009.
- Гусаревич О.Г. с соавт. Патент РФ 237904, мпк A61F9/00, опубл. 08.07.2008.
- Зубарева Л.Н., Марченкова Т.Е.. Патент РФ 2206299, мпк А 61F 9/00, А 61K35/30, А 61K35/44, А 61K35/30, А 61N2/00, А61N5/06, А 61H5/00, А 61P27/02, публ.20.06.2003.
- Егоров В.В.,Белова О.В.,Смолякова Г.П. Патент РФ 2284170, мпк A61F9/00, A61N1/36, A61K31/70, A61K31/185 A61P27/02, A61P27/07 опубл. 27.09.2006.
- Егорова Е.В. с соавт. Патент РФ 2235528, мпк A61F9/007, A61N2/00 опубл. 26.02.2003.
- Карушин О.И., Мулдашев Э.Р., Галимова В.У. Патент РФ 2171099, мпк A61F9/00, A61F9/007 опубл. 22.05.1998.
- Левин Ю.М. Основы общеклинической лимфологии и эндоэкологии. - М., 2003. - С. 90-92
- Левин Ю.М. Основы общеклинической лимфологии и эндоэкологии. - М., 2003. - С. 119.
- Либман Е.С., Шахова Е.В. Вест. офтальмол. - 2006. - № 1. - С. 35-37.
- Линник Л.Ф. с соавт. Патент РФ 2192817, мпк A61F9/00, опубл. 160.12.1999.
- Марченкова Т.Е. Патент РФ 2295936, мпк A61F9/00, опубл. 08.04.2005.
- Сайдашева Э.И., Скоромец А.П., Котина Н.З. Нейропротекция в офтальмопедиатрии. ttp://www.terramedica.spb.ru/index.htm-2007-№ 5 (49).
- Сафина З.М. Патент РФ 2161019, мпк A61F9/00, A61N1/36 опубл. 25.04.2000.
- Сидоренко Е.И., Павлова Т.В. Актуальные вопросы детской офтальмологии. - М., 1997 г. - С. 161-163].
- Симко И.В. с соавт. Патент РФ 2309749, мпк A61K31/722, A61K31/727, A61K38/30, A61P27/02 опубл. 08.06.2006.
- Таpaкановский А.В. Патент РФ 2192899, мпк A61F9/00, A61N2/04, A61N5/02 опубл. 26.10.2001.
- Фёдоров С.Н. с соавт. Патент РФ 2025114, мпк A61F9/00, опубл. 30.12.1994.
Статья в формате PDF 312 KB...
19 04 2024 16:58:47
Статья в формате PDF 105 KB...
18 04 2024 11:32:21
Статья в формате PDF 143 KB...
16 04 2024 2:56:15
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 8:32:55
Статья в формате PDF 133 KB...
14 04 2024 7:27:55
Статья в формате PDF 249 KB...
13 04 2024 14:17:51
Статья в формате PDF 174 KB...
11 04 2024 18:29:42
Статья в формате PDF 172 KB...
10 04 2024 6:18:59
Статья в формате PDF 130 KB...
09 04 2024 7:29:49
Статья в формате PDF 141 KB...
08 04 2024 19:48:17
Снижение массы тела с помощью диеты и физических нагрузок способно уменьшить проявления, а в ряде случаев, полностью восстановить обменные нарушения при метаболическом синдроме (МС). Диета у больных с МС должна иметь низкую энергетическую ценность. Ограничивается употрeбление холестерина (ХС), поваренной соли и рафинированных углеводов. Рекомендуются продукты богатые антиоксидантами, минералами, растительной клечаткой. Пациент ориентируется на повышенное употрeбление фруктов, овощей, кисломолочных продуктов, морской рыбы и морепродуктов. Наилучшие результаты у больных МС достигаются при сочетании рациональной диеты с индивидуально подобранными динамическими нагрузками. Через некоторое время снижается артериальное давление, уменьшается уровень ХС, триглицеридов и глюкозы, минимизируя риск сосудистых осложнений. Позитивное влияние диеты и физических тренировок сохраняется, пока больной не прекращает занятий. Все пациенты с МС должны быть настроены на пожизненное использование упражнений на фоне рационального питания. ...
07 04 2024 8:22:45
Статья в формате PDF 107 KB...
06 04 2024 13:25:32
Статья в формате PDF 299 KB...
05 04 2024 9:51:11
Статья в формате PDF 254 KB...
04 04 2024 21:39:12
Статья в формате PDF 175 KB...
03 04 2024 17:33:12
Статья в формате PDF 196 KB...
02 04 2024 0:35:43
Статья в формате PDF 255 KB...
01 04 2024 23:28:35
Статья в формате PDF 104 KB...
31 03 2024 7:39:19
В обобщенной (негамильтоновой) механике найдены новые уравнения, описывающие физические явления. Рассмотрены системы многомерных линейных дифференциальных уравнений, возникающие из естественных условий на 8 и 16-мерные многообразия над неассоциативными моноидами. Сформулировано несколько теорем и предположений о структуре и общих свойствах интегрируемых негамильтоновых систем вихревого гидродинамического типа. Скорость распространения гравитации u = 7.9904.10 17 см/c. Скорость распространения состояния инерции приблизительно v = 4.8875.10 35 см/c. Масса – очередной флогистон позитивистской физики. Обнаружено несколько листов гравитации. ...
29 03 2024 17:13:44
Статья в формате PDF 464 KB...
28 03 2024 5:56:33
Статья в формате PDF 730 KB...
27 03 2024 3:28:44
Статья в формате PDF 350 KB...
26 03 2024 7:40:59
Статья в формате PDF 130 KB...
23 03 2024 21:15:30
Статья в формате PDF 122 KB...
22 03 2024 15:48:42
Статья в формате PDF 188 KB...
21 03 2024 14:36:40
Статья в формате PDF 126 KB...
20 03 2024 16:33:13
Статья в формате PDF 130 KB...
18 03 2024 15:14:35
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...
17 03 2024 15:30:30
Статья в формате PDF 288 KB...
16 03 2024 11:29:41
Статья в формате PDF 106 KB...
15 03 2024 17:32:23
Статья в формате PDF 150 KB...
14 03 2024 2:57:14
Статья в формате PDF 108 KB...
13 03 2024 22:39:10
Представлен научный обзор литературных данных о репаративной регенерации соединительной ткани и возможного регуляторного влияния на этот процесс с помощью облучения рефлексогенных кожных зон электромагнитным излучением крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов. Акцентируется внимание на значении нейровегетативного компонента в ходе адаптационных реакций соединительной ткани к повреждению с помощью современных стресс-лимитирующих реабилитационных технологий. Анализируются современные гипотезы предполагаемого механизма действия корригирующих методик на основе электромагнитных стимулов крайне высокочастотного и терагерцового диапазонов на процессы межклеточных нейроиммунноэндокринных взаимодействий. Обосновывается необходимость дальнейших экспериментальных исследований на клеточном уровне in vitro для подбора оптимальных параметров воздействия с целью регуляции пролиферативной и функциональной клеточной активности и разработки новых приборов с шумовым диапазоном излучения. ...
12 03 2024 7:55:18
В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...
11 03 2024 7:19:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::