Формирование креативного мышления у студентов в процессе исследовательской деятельности
Глобальный шаг в развитии современного общества, произошедший в результате технического прогресса, ставит перед системой образования новые задачи при формировании конкурентоспособного специалиста в любой отрасли. При этом основной задачей является разработка и организация нестандартных подходов к решению возникающих в процессе профессиональной жизнедеятельности задач и ситуаций.
Согласно мнению Меерович М.И. и Шрагиной Л.И.: «Современному обществу необходима система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления как интеллектуальной системы - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т.д.» [1]
Основываясь на определениях ведущих психологов и педагогов в данной области, мы выделили свое понимание термина креативное мышление. Под креативным мышлением мы будем понимать способность мыслить не шаблонно, без использования бaнaльных идей, при этом процесс мышления должен происходить в результате возникновения внутреннего мотива и носить личностную заинтересованность в решении возникшей проблемы.
Формирование креативного мышления возможно в процессе творческой деятельности, то есть когда востребован познавательный интерес и осуществляются пpaктические действия с целью реализации личной потребности или решения профессиональной проблемы, которая содержит личностный смысл.
Проведя опрос среди преподавателей, с целью выявления деятельности студентов, в результате которой происходит проявление креативного мышления, и анализ ответов студентов на вопрос о том, какая обучающая деятельность наибольше востребует самостоятельное нестандартное решения, мы выявили, что это исследовательская деятельность или деятельность, содержащая исследовательские формы. Таким образом, наилучшим средством для формирования креативного мышления у студентов является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на решение творческих и исследовательских задач, которые необходимо решать в одну или несколько исследовательских операций.
При осуществлении исследовательской деятельности направленной на формирование креативного мышления преподаватель является организатором мыследеятельности. А это значит, что преподаватель в процессе исследовательской деятельности должен создавать ситуации и условия для активизации и востребованности у студентов креативного мышления. Выделим некоторые требования к организации такой исследовательской деятельности:
1. Необходимо, чтобы в процессе деятельности студент сознательно прилагал усилия к выдвижению новых и оригинальных идей.
2. Если студент ошибается при первой попытке, то необходимо обоснованно проанализировать его ошибочное мнение и предложить рассмотреть другие варианты или попробовать новые пути иссле- дования.
3. Необходимо создать условия для дискуссии, напоминать о девизе «в споре рождается истина».
4. Напоминать о критическом подходе к оценке своих идей и объективном подходе к оценке идей, принадлежащих специалисту в данной области исследования.
5. Необходимо создать условия для пpaктической проверки выдвинутых предположений и действий по решению предложенной проблемы.
6. Если в процессе деятельности у студента получается незапланированный результат, то необходимо обратить его внимание на поиск объяснения или ошибки, которая могла произойти в результате деятельности или в процессе выдвижения предположения.
7. Необходимо акцентировать внимание студента на соответствие полученных и предполагаемых результатов исследования.
Список литературы
1. Меерович М.И. Технология творческого мышления: пpaктическое пособи / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест, 2003. - С. 15-19.
Статья в формате PDF 131 KB...
18 04 2024 14:18:45
Статья в формате PDF 107 KB...
17 04 2024 8:48:59
Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...
16 04 2024 14:53:31
Статья в формате PDF 315 KB...
14 04 2024 0:13:15
Статья в формате PDF 119 KB...
13 04 2024 13:59:10
Статья в формате PDF 208 KB...
12 04 2024 15:10:49
Статья в формате PDF 236 KB...
11 04 2024 1:52:49
Статья в формате PDF 129 KB...
10 04 2024 20:58:40
Статья в формате PDF 352 KB...
09 04 2024 21:33:49
Статья в формате PDF 401 KB...
08 04 2024 3:56:38
Статья в формате PDF 114 KB...
07 04 2024 1:39:54
Статья в формате PDF 256 KB...
06 04 2024 0:50:47
Статья в формате PDF 103 KB...
05 04 2024 11:28:23
Статья в формате PDF 137 KB...
03 04 2024 19:40:49
Статья в формате PDF 104 KB...
02 04 2024 12:48:39
Статья в формате PDF 183 KB...
01 04 2024 7:13:47
Статья в формате PDF 142 KB...
31 03 2024 13:50:11
Статья в формате PDF 124 KB...
30 03 2024 14:27:11
Статья в формате PDF 93 KB...
29 03 2024 1:57:46
Статья в формате PDF 102 KB...
28 03 2024 18:31:34
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 10:34:30
Статья в формате PDF 338 KB...
26 03 2024 0:16:39
Статья в формате PDF 168 KB...
25 03 2024 18:53:47
Статья в формате PDF 263 KB...
24 03 2024 10:55:39
С помощью программы компьютерного моделирования MolScript на базе данных рентгеноструктурного анализа (РСА) осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomycopsis fibuligera. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении, топологии упорядоченных и нерегулярных участков. ...
23 03 2024 19:45:22
Предложена нестационарная математическая модель рассеяния примеси в трехслойной атмосфере (приземный, пограничный слои, слой свободной атмосферы). Приведены результаты исследования этой модели аналитическими методами в случае рассеяния легкой, сохраняющейся примеси при постоянной скорости ветра. ...
21 03 2024 6:49:38
Статья в формате PDF 108 KB...
20 03 2024 13:20:54
19 03 2024 1:11:57
Статья в формате PDF 120 KB...
18 03 2024 20:31:25
Статья в формате PDF 133 KB...
16 03 2024 17:44:33
Статья в формате PDF 109 KB...
15 03 2024 22:59:13
Статья в формате PDF 256 KB...
14 03 2024 6:24:55
Статья в формате PDF 144 KB...
13 03 2024 3:39:27
Со дня введения новых СНиПов проектировщики и строители оказались в весьма затруднительном положении. Если строить из традиционных материалов пришлось бы толщину стен увеличить чуть ли не втрое. На наш взгляд, наиболее полно отвечают всем требованиям изделия из газобетона, которые могут одновременно служить стеновым и теплоизоляционным материалом. ...
12 03 2024 12:16:15
Статья в формате PDF 126 KB...
11 03 2024 0:11:37
Статья в формате PDF 248 KB...
10 03 2024 5:52:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::