ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА
Постиндустриальное прострaнcтво современного российского общества хаpaктеризуется большим потоком информации, новыми информационными технологиями и новым знанием. В докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» утверждается: «Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться» [4].
Все социальные изменения в современном обществе неразрывно связаны со знанием и информацией. Возникает вопрос: не опасно ли современное знание? Не превратится ли общество знания в общество рисков?
Рассмотрению этой проблемы и посвящена наша статья. В связи с этим возникает необходимость философского осмысления понятия риска, феномена знания, связанного с риском и формирования нового мировоззрения. В настоящее время в научных кругах наблюдается растущий интерес к философскому обоснованию риска как основы теории общества. Очевидно, что знание и риск взаимосвязаны.
Во-первых, используемая людьми информация в обществе знания является знанием других людей, поэтому знание рискованно, поскольку может оказаться неправильным (собранная информация может быть основана на плохо проверенных данных).
Во-вторых, знания могут в одинаковой мере приносить добро и зло, служить созиданию или использоваться для разрушения. Возможность свободного распространения информации и доступ к широкому кругу знаний, может привести к их использованию в противоправных действиях, например, террористических актах, техногенных авариях и др.
Д.В. Ефременко утверждает, что «представления об обществе риска являются ни чем иным, как оборотной стороной идеи общества знания» [3]. Впервые концепция общества риска была сформулирована У. Беком. Он утверждает, что в эпоху индустриального общества риск рассматривался как результат недостаточного развития технологий и научных знаний или неэффективностью их использования. Концепт знания хаpaктеризуется неполнотой, незавершенностью, линейностью и однозначной детерминированностью, что само по себе несет риски. В современном мире риск начинает пониматься как результат избыточности научно-технического прогресса. Чем фундаментальнее открытие, тем значительнее риски, связанные с ним. У. Бек подчеркивает, что «рисками наделяет нас само развитие цивилизации» [1]. По его мнению, риск становится системообразующим принципом. Рассматривая источники возникновения рисков, он пишет: «Риски порождаются индустриальными, то есть технико-экономическими решениями и соображениями полезности. Современные риски отличаются от разрушений, порожденных войной, их «нормальным» или, точнее, их «мирным порождением (производством) в центрах рациональности и процветания, с благословения и при гарантиях закона и социального порядка» [1]. Современная эпоха, на его взгляд, являет собой переход от индустриального общества к «обществу риска».
Другой исследователь Г. Бехман выдвигает и рассматривает тезис: «современные общества осовременивают свое будущее с помощью риска и тем самым находят собственный специфический способ обращения с неопределенностью, что отличает их от всех предшествующих обществ» [2]. Научные знания могут одновременно привести к знанию и незнанию, поэтому по Г. Бехману, «современное общество риска - это не только ощущение следствий технической реализации, но и расширение исследовательских возможностей и самих знаний» [2].
В докладе «К обществам знания» проблеме рисков посвящена глава «Риски и гуманитарная безопасность в обществах знания». Авторы доклада не отрицают, что общества знаний способны порождать риски и говорят о необходимости осмысления рисков, которыми деятельность человека грозит нашему обществу.
О.Н. Яницкий раскрывает причины актуальности анализа рисков российского общества, считая, что распространение рисков становится повсеместным. Поэтому наше общество можно назвать обществом опасностей, рисков и катастроф. Все это в полной мере соответствует природе «общества риска». Философ выделяет, два противоположных типа переходного общества: созидательный и разрушительный. В обоих производство всеобщих благ и рисков идут бок о бок, при этом риски являются следствием процесса модернизации общества. Он определяет современное общество как общество всеобщего риска:«"общество риска" - это такой взгляд на хаpaктер созидания общественной жизни, когда производство благ и бедствий, достижений и потерь тpaктуется как две - онтологически и гносеологически - равнозначные стороны данного процесса. Не «прогресс» и его «социальные последствия», а порождение риска каждым социальным действием, каждым актом производительной деятельности человека» [5].
Таким образом, можно сделать выводы.
За последние десятилетия значительно увеличивается многообразие и рост рисков. Общество, природа и человек являются постоянными их источниками. Риск становится важнейшей хаpaктеристикой современного социального бытия, обуславливая переход общества знания в общество риска. Знание о рисках само становится фактором риска, что заставляет человечество искать пути борьбы с ними и этот поиск становится хаpaктеристикой социального бытия в XXI веке.
Список литературы
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 298 с.
2. Бехман Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман; пер. с нем. В. Г. Горохова // Вопросы философии. - 2007. - №1. - С. 26-46.
3. Ефременко Д.В. Концепция общества знания как теория социальных трaнcформаций: достижения и проблемы / Д. В. Ефременко // Вопросы философии. - 2010. - №1. - С. 49-61.
4. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. - 240с.
5. Яницкий О.Н. Риск в современном обществе. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. - 2004. -№2. - С. 5-15.
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 20:18:54
26 03 2024 20:34:50
Статья в формате PDF 145 KB...
25 03 2024 10:47:23
Статья в формате PDF 717 KB...
24 03 2024 18:12:11
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 8:37:13
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
22 03 2024 17:12:38
Статья в формате PDF 111 KB...
20 03 2024 10:48:48
Статья в формате PDF 245 KB...
19 03 2024 14:29:52
Статья в формате PDF 162 KB...
18 03 2024 10:31:52
Статья в формате PDF 123 KB...
17 03 2024 20:42:14
Статья в формате PDF 387 KB...
16 03 2024 1:36:26
В работе приводятся данные скрининговых обследований состояния щитовидной железы студентов в возрасте от 16 до 18 лет. При проведении исследований использовались методы экспресс-диагностики, разработанные авторами статьи и на которые получены патенты РФ. На первом этапе обследований проводились прямые измерения длительности коленного рефлекса с помощью электронного рефлексометра; на втором этапе проводилось количественное определение степени увлажненности кожных покровов на приборе с датчиком влажности. Обследования проводились на группе из 246 человек. После статистической обработки данных измерений была проведена их рандомизация с использованием критериев, установленных в ходе клинических испытаний разработанных приборов. Полученные данные представлены в виде гистограмм. В результате проведенных исследований установлен контингент студентов, у которых по полученным данным можно предполагать наличие гипофункции щитовидной железы. Доля таких лиц из числа обследованных составляет порядка 18 %. У незначительной части обследованных были установлены признаки гипертиреоза. Их доля не превышает 5 %. Сравнение данных, полученных двумя разными методами на каждом обследуемом, показал их полную корреляцию в 95 % случаев. Студенты с выявленными отклонениями от нормы были направлены в клинические лаборатории для определения в их крови уровня тиреотропного гормона гипофиза с последующей консультацией эндокринолога. ...
15 03 2024 18:41:29
Статья в формате PDF 241 KB...
14 03 2024 3:38:49
Статья в формате PDF 396 KB...
13 03 2024 14:48:33
Статья в формате PDF 216 KB...
12 03 2024 14:56:57
Статья в формате PDF 135 KB...
10 03 2024 21:34:58
Статья в формате PDF 132 KB...
09 03 2024 12:39:48
Изложена краткая история развития теории и пpaктики подшипников на газовой смазке. Проанализированы достоинства и недостатки газовых опор. Показаны области рационального использования подшипников на газовой смазке в современных технических устройствах. ...
08 03 2024 13:19:52
Статья в формате PDF 106 KB...
06 03 2024 3:59:32
Проведены исследования в области экструдирования многокомпонентных смесей из отходов различных производств, предложена технологическая схема линии по получению ДПКТ. Экспериментальные исследования проводились в два этапа и определялись параметры процесса – производительность, мощность сил полезного сопротивления, в зависимости от угловой скорости вращения шнека пресса-экструдера, от температуры экструдируемого материала, от влажности экструдируемой смеси и процентного содержания компонентов смеси. ...
05 03 2024 11:23:38
Статья в формате PDF 121 KB...
04 03 2024 0:47:27
Статья в формате PDF 136 KB...
03 03 2024 2:44:59
Статья в формате PDF 140 KB...
02 03 2024 13:56:32
Статья в формате PDF 225 KB...
01 03 2024 20:26:36
Статья в формате PDF 573 KB...
29 02 2024 17:27:11
Статья в формате PDF 148 KB...
27 02 2024 5:28:55
Статья в формате PDF 252 KB...
26 02 2024 18:15:22
Статья в формате PDF 131 KB...
25 02 2024 3:25:56
Статья в формате PDF 127 KB...
24 02 2024 20:57:26
Статья в формате PDF 114 KB...
22 02 2024 4:58:41
Статья в формате PDF 126 KB...
21 02 2024 12:50:45
Статья в формате PDF 226 KB...
20 02 2024 19:11:53
19 02 2024 6:34:17
Статья в формате PDF 153 KB...
18 02 2024 23:44:14
Статья в формате PDF 122 KB...
17 02 2024 14:31:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::