Технонаука и общество знания: особенности взаимодействия
Идеология знаниевого общества в последние годы получила широкий размах и резонанс в мире и в нашей стране. Обычная тpaктовка общества, основанного на знаниях, как правило, преподносится весьма эйфорийно. Однако анализ показывает, что знаниевое общество - это вовсе не общество знаний, скорее все-таки это суперпотребительское общество, в котором мобилизация знаний необходима для интенсификации и быстрого обновления (ротации) возможностей потрeбления. Недаром центральным понятием знаниевого общества становится понятие «технонаука», не только показывающее усиливающуюся ориентацию на человека, но и выражающее его суперпотребительскую суть.
С этим связаны процессы все большей прикладнизации науки, сокращения доли теоретических и фундаментальных научных знаний, которые уже сегодня приобрели масштабный хаpaктер. Одновременно расширяются масштабы манипуляционных эффектов высоких социогуманитарных технологий. «Сетевая» структура общества создает мощный социальный каркас необходимости, ограничивающий свободу принятия решений. Все это показывает потребность объективного, критического философско-методологического анализа противоречий знаниевого общества и технонауки. Интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, технонаука - ведущие концепты постиндустриального знаниевого общества, кардинально изменяющего природу науки, когнитивный и социальный статус ученого.
Продукты, создаваемые технонаукой, часто адресуются для удовлетворения таких потребностей, которые еще не актуализированы у массового потребителя. Некоторые из этих продуктов еще непонятны для непрофессионалов и не осознаны массовым потребителем. Потребности в них еще необходимо искусственно создавать, провоцировать. Это возможно лишь при активном и массовом использовании новейших социогуманитарных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации. На пути к знаниевому обществу происходит небывалый рост маркетинговых и рекламных составляющих продуцирования инноваций. Все это убеждает, что нет оснований представлять знаниевое общество как некое гармоничное общество тотального расцвета знаний, просвещения, науки. Скорее все-таки это суперпотребительское общество, действительно более чем индустриальное, сориентированное на человека с его потребностями, но масштабно воздействующее на него, провоцируя, в том числе путем манипуляций сознанием, все новые и новые потребности. Причем сфера этого манипуляционного воздействия растет быстрее темпов производства.
Сложную и противоречивую динамику продвижения к обществу, основанному на знаниях, убедительно можно продемонстрировать на примере соотношения высоких производящих технологий (Hi-Tech) и высоких социогуманитарных технологий (Нi-Hume): « Высокая наукоемкость Hi-Tech ведет к созданию таких продуктов, принципы функционирования которых непонятны потребителю, поэтому необходимо не только создавать такие образы продуктов Hi-Tech, которые были бы доступны для понимания для непрофессионалов, но и создавать искусственный спрос на эти продукты. Высокая конкуренция в сфере Hi-Tech ведет к сокращению инновационного цикла и требует быстрой перестройки методов управления как производством, так и процессами репликации продуктов технологии, что делает необходимым изменение сознания не только руководителей производства, но и всего персонала, участвующего в создании, внедрении, отладке технологии и репликации ее продуктов. Эти особенности обусловили появление высоких социогуманитарных технологий - Нi-Hume. В настоящее время технологии Нi-Hume получили широкое распространение и за пределами Нi-Tech-производств. Основное назначение Нi-Hume - это такое воздействие на сознание (индивидуальное или массовое), которое имеет целью достижение определенных управляющих и манипулирующих воздействий. Технологии Нi-Hume связаны в первую очередь с передачей и программируемым усвоением определенной информации со стороны потребителя, поэтому становление
Hi-Hume по сути представляет собой процесс конвергенции социальных и информационных технологий. Если Hi-Tech меняют существующую реальность, то Hi-Hume целенаправленно мифологизируют и искажают представления о Hi-Tech и технологиях, имитирующих Hi-Tech, поэтому социокультурный эффект от репликации их продуктов является очень значимым. Hi-Hume представляют собой синтез науки, искусства и технологического знания» [4, с. 33].
Список литературы
1. Оноприенко В.И., Оноприенко М.В. Технонаука в знаниевом обществе. - http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Vnau_f/2009_1/onopr.
2. Жукова Е.А. Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий / автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Томск, 2007. - 39 с.
Статья в формате PDF 266 KB...
25 04 2024 14:18:49
Статья в формате PDF 116 KB...
24 04 2024 5:23:11
Статья в формате PDF 123 KB...
23 04 2024 22:39:58
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 4:15:58
Статья в формате PDF 119 KB...
21 04 2024 15:29:34
Статья в формате PDF 111 KB...
20 04 2024 19:35:33
Статья в формате PDF 109 KB...
19 04 2024 14:59:38
Статья в формате PDF 131 KB...
18 04 2024 6:43:20
Статья в формате PDF 100 KB...
17 04 2024 3:11:39
Статья в формате PDF 136 KB...
16 04 2024 11:55:41
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 18:30:10
Статья в формате PDF 137 KB...
14 04 2024 0:35:18
Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...
12 04 2024 4:20:48
В исследовании изучались и оценивались адаптивные реакции периферического звена кровообращения у дeвyшек 18-22 лет при локальных изометрических нагрузках нарастающей величины. Хаpaктерно, что с ростом прессорных воздействий на сосуды работающих мышц объемная скорость кровотока оставалась более высокой, чем в покое. В целом качество приспособительных реакций кровообращения было ниже у дeвyшек 18 лет при низких объемах выполняемой работы. ...
11 04 2024 1:36:48
Статья в формате PDF 134 KB...
10 04 2024 9:57:15
Статья в формате PDF 108 KB...
09 04 2024 11:47:27
Статья в формате PDF 112 KB...
08 04 2024 16:24:40
Статья в формате PDF 100 KB...
07 04 2024 20:59:19
06 04 2024 17:33:52
Статья в формате PDF 104 KB...
05 04 2024 15:45:58
Статья в формате PDF 105 KB...
04 04 2024 11:25:19
Статья в формате PDF 149 KB...
03 04 2024 6:44:13
Статья в формате PDF 125 KB...
02 04 2024 23:37:47
Статья в формате PDF 291 KB...
01 04 2024 3:14:57
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 1:55:30
Статья в формате PDF 235 KB...
30 03 2024 9:19:29
29 03 2024 4:59:49
Статья в формате PDF 156 KB...
28 03 2024 18:15:15
Статья в формате PDF 130 KB...
26 03 2024 12:25:51
Статья в формате PDF 119 KB...
24 03 2024 2:14:29
Статья в формате PDF 139 KB...
23 03 2024 6:18:23
Статья в формате PDF 100 KB...
21 03 2024 20:24:51
Статья в формате PDF 254 KB...
20 03 2024 5:54:22
Статья в формате PDF 108 KB...
19 03 2024 12:16:40
Статья в формате PDF 102 KB...
18 03 2024 14:14:59
Статья в формате PDF 113 KB...
17 03 2024 16:27:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::