БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Физиология развивающегося организма - традиционное направление исследований, ведущее своё начало от основоположников отечественной физиологии А.А. Ухтомского,
Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Орбели, которые придавали большое значение онтогенетическому аспекту исследований, как для понимания общих механизмов и закономерностей формирования физиологических систем, так и для выяснения особенностей формирования его на разных этапах индивидуального развития. В стандартах медицинского и биологического образования особое место занимает курс «Возрастной анатомии и физиологии». Оптимальная организация учебного процесса по этой дисциплине требует четкого структурирования прострaнcтве и во времени различных видов учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы. Настоящее пособие отражает содержание и дидактическое обеспечение прохождения указанной учебной дисциплины.
Важнейшей частью «Возрастной анатомии и физиологии» является раздел о влиянии внешней среды, её макро - и микросоциальных факторов на рост и развитие детского и подросткового организма. В настоящее время существует ряд доступных, не требующих длительного времени и дорогостоящего оборудования методик, позволяющих получать информацию о психофизиологической готовности детей к обучению в школе и прогнозировать особенности их адаптации к учебной нагрузке с возможностью проведения скрининг-диагностики здоровья, внедрение их в режим жизнедеятельности. Весь курс строится так, чтобы лекции, по возможности, предшествовали лабораторный пpaктикум, и являлись закреплением сведений, даваемых на лекциях. Большой объём постоянно возрастающей учебной информации, сжатые сроки освоения дисциплины, делают необходимым поиск различных наиболее оптимальных форм обучения, и контроля усвоения знаний студентов. Использование современного технического оснащения (компьютерного тестирования, аппаратно-программных комплексов, кино - и видео фильмов, слайдов, презентаций, наглядных пособий, атласов, таблиц, муляжей, слайдов, тематических стендов и др. способствует облегчению предложенного материала для изучения. Составленная «Комплексная программа» рассчитана на 72 учебных часа, из которых 16 часов отводится на лекции, 20 - на лабораторные занятия и 36 часов - на самостоятельную работу. Цель дисциплины: создание у студентов небиологических специальностей целостного представления о жизнедеятельности человеческого организма на различных этапах его развития и формирования. Организм - это сложная, динамическая, саморегулирующая система, которая постоянно взаимоствует с раздражителями внутренней и внешней среды организма с окружающей средой, происходящие в ней изменения и реагирует на них в строгом соответствии с потребностями организма (гомеостатические константы). Данный курс должен сформировать у студентов естественнонаучное мировоззрение, правильный взгляд на собственный организм, основанный на понимании законов его функционирования. Необходимо воспитать постоянное, компетентное внимание к анатомическим и физиологическим возможностям организма в зависимости от возраста, пола, условий жизнедеятельности, функциональных нагрузок. Студенты, прослушавшие курс дисциплины, должны иметь представление о нормальных показателях индивидуального здоровья (гомеорезис) и закономерностях физического и психофизиологического развития организма. Для развития инициативы и проявления более глубокого интереса к изучаемой дисциплине необходимо организация самостоятельной работы дома (написание рефератов, решение задач и т.д.). С этой целью вводиться отдельная тетрадь для домашних заданий и лабораторного пpaктикума, которая по теме каждого занятия состоит из следующих разделов: указание к выполнению заданий; ответы студента к заданиям; заметки в ходе самоподготовки и на занятиях лабораторного пpaктикума; протокол лабораторного занятия. В первую графу вносят указания для письменного ответа из ориентировочной карты соответствующей темы, во - вторую - письменные ответы во время самостоятельной работы. Третья графа служит для заметок во время самоподготовки и на лабораторном занятии. Четвертая - это протокол определенной лабораторной работы (одной или более), который состоит из цели, хода работы, полученных результатов и выводов с объяснением. Иногда к некоторым лабораторным работам добавляются специальные теоретические вопросы по теме, на которые необходимо ответить студенту после выполнения лабораторного пpaктикума. Доступная современная литература значительно расширяет и дополняет тот объем информации, который имеется в учебнике и может быть использована не только для самоподготовки, но и для выполнения УИРС и НИРС с учетом профилизации факультетов. Структура дисциплины: курс состоит из трёх модулей: I. «Введение в возрастную физиологию»;II.«Частная возрастная физиология»; III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте». Первый модуль курса - является основополагающим для формирования идеологии дисциплины и должен быть чётко проработан. В дальнейшем представление о целостности организма, взаимосвязи всех систем органов человека в условиях взаимодействия с окружающей средой, закономерностях роста и развития отражено во всех разделах. Особенно это касается модулей II и III. Модуль III «Интеграция физиологических функций организма в возрастном аспекте» - самый сложный во всей программе и должен быть изучен особенно тщательно. Для понимания работы любого органа и организма в целом нужно представлять себе его строение. В программе представлены основные необходимые схемы в рамках изучения курса «Возрастной анатомии и физиологии», облегчающие понимание основных закономерностей сравнительной физиологии. Помимо содержания учебного материала так же приведены формы текущего, этапного и первичного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль, перечень пpaктических навыков, глоссарий. В современных условиях развитие возрастной физиология в вузах переживает своеобразный этап развития новых подходов. К ним относится о - системный подход, хаpaктеризующейся рядом моментов, из них отметим некоторые:1.Изучением закономерностей организма с точки зрения биосистемы; 2. Наличием в системе двух и более связей, особое внимание уделяется системообразующим связям. В случаях изучения организма как целого (системогенез) возникает необходимость постановки проблемы целеполагания, истолковывая ее в плане современного кибернетического подхода. Во многих случаях возникает необходимость учитывать развитие систем в эволюционном плане. Подход к учебному материалу является адекватным методологическим подходом для изучения функционирования живых организмов. Современные системные исследования дали глубокую критику механистическому мировоззрению, показали необходимость изучения новых проблем возрастной анатомии и физиологии, направленных па разработку понятий «организация», «управление», «связь», «целеполагание», и др. Системный подход - одна из существенных форм оптимизации учебного процесса. Все темы программы заканчиваются краткими планами занятия, в которые добавлен необходимый объём материала, контрольными вопросами, основной и дополнительной литературой. Ответы на большинство вопросов заключаются в простом воспроизведении прочитанного. Вопросы второго уровня, требующие более глубокого осмысления материала, отмечены знаком *.
Материал программы следует изучать в той последовательности, в которой он представлен, иначе нарушится логика его восприятия. Учебный материал более высокого уровня сложности или дополнительный (для углубленного изучения предмета) выделен шрифтом, отличающимся от основного текста. Курсивом даны основные понятия и термины, а жирным шрифтом - некоторые моменты изложения, заслуживающие особого внимания. Дополнительные лабораторные работы выделены и оцениваются отдельно. Кроме содержания лекционного и учебного материала, так же приведены формы текущего, первичного, этапного контроля усвоения знаний, примерные темы рефератов, программированный контроль. Пособие может быть использовано студентами медицинских учебных заведений, аспирантами, а также учителям общеобразовательных учреждений.
В работе изучено состояние процессов перекисного окисления липидов и содержание фосфолипазы А2 в периферической крови беременных III триместра с обострением гepпeс-вирусной инфекции в зависимости от титра антител IgG к вирусу простого гepпeса 1 типа. Установлено, что обострение гepпeс-вирусной инфекции в период гестации способствует активации процессов перекисного окисления липидов, регистрируемого по содержанию ТБК-активных продуктов (малонового диальдегида), повышению содержания фосфолипазы А2, наиболее выраженное при титре антител IgG к ВПГ-1 1:12800 и является причиной деструктивных процессов в составе липидов эритроцитов. ...
27 03 2024 16:34:58
Статья в формате PDF 263 KB...
25 03 2024 1:33:16
Статья в формате PDF 334 KB...
24 03 2024 6:40:16
Статья в формате PDF 125 KB...
23 03 2024 5:58:11
Статья в формате PDF 311 KB...
22 03 2024 22:26:25
Статья в формате PDF 120 KB...
21 03 2024 20:51:17
Статья в формате PDF 112 KB...
20 03 2024 10:14:16
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 0:53:12
Статья в формате PDF 122 KB...
18 03 2024 9:54:33
Статья в формате PDF 112 KB...
17 03 2024 20:46:53
Статья в формате PDF 162 KB...
16 03 2024 3:54:36
Статья в формате PDF 119 KB...
13 03 2024 18:21:33
Статья в формате PDF 124 KB...
12 03 2024 3:47:55
Статья в формате PDF 102 KB...
11 03 2024 18:27:50
Статья в формате PDF 113 KB...
10 03 2024 4:22:51
Статья в формате PDF 105 KB...
09 03 2024 4:43:58
08 03 2024 19:45:49
Статья в формате PDF 119 KB...
07 03 2024 12:56:25
Статья в формате PDF 294 KB...
06 03 2024 17:22:55
Статья в формате PDF 111 KB...
05 03 2024 23:58:31
Статья в формате PDF 104 KB...
03 03 2024 9:17:14
Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстpaктность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...
02 03 2024 14:38:18
01 03 2024 4:37:23
Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...
29 02 2024 22:33:27
Статья в формате PDF 138 KB...
28 02 2024 9:25:53
Статья в формате PDF 102 KB...
27 02 2024 4:55:25
26 02 2024 2:45:41
25 02 2024 5:57:15
Статья в формате PDF 363 KB...
24 02 2024 0:39:58
Статья в формате PDF 127 KB...
22 02 2024 6:39:26
Статья в формате PDF 114 KB...
21 02 2024 10:10:38
Статья в формате PDF 255 KB...
20 02 2024 3:21:15
Статья в формате PDF 118 KB...
19 02 2024 1:41:36
В работе рассматривается русский религиозный раскол, отраженный в творчестве Владимира Личутина, исследуются причины, истоки и последствия этой трагедии, разьявшей общество на две непримиримые стороны в XVII веке, который, по мнению автора, продолжается и поныне. Показано развитие национального самосознания нации, на которое влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», его едином историческом прошлом, территории, религиозными воззрениями этнос. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Ключевые слова: раскол, православие, Никон, царь Алексей Михайлович, Беловодье ...
18 02 2024 0:11:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::