ПРИРОДА И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (учебно-методическое пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРИРОДА И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (учебно-методическое пособие)

ПРИРОДА И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (учебно-методическое пособие)

Шилова В.С. Статья в формате PDF 108 KB

Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам в усвоении курса по выбору «Социально-экологическое образование школьников».

Одним из основных средств его изучения выступает разработанный нами элективный социально-экологический курс «Природа и древние цивилизации», рекомендуемый учащимся 5-6-х классов общеобразовательного учреждения. Он представляет собой вариант интегрированного курса, построенного на основе связи географии и истории. Структура курса соответствует основным разделам и темам программы, опубликованной в сборнике программ «Экология» для средних общеобразовательных учебных заведений (М.: Просвещение, 1993; С.1-15. Стандарты первого поколения), не противоречит основным направлениям Стандартов второго поколения (2008 г.). Главная цель школьного курса «Природа и древние цивилизации» - заложить фундамент ответственного отношения школьников к окружающей природной среде путем усвоения сложных социально-экологических знаний, умений, опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения к природе. Эта цель обусловлена потребностью современного общества в экологически ответственных людях, способных строить свои отношения с природой на разумной основе, предвидеть результаты социоприродных взаимодействий, осуществлять пpaктическую деятельность по их оптимизации. Содержание курса экологизировано, т.е. связь географии и истории раскрывается через изучение видов и способов природопользования. Содержание построено на материале истории Земли и человечества в начальные периоды их развития.

Предлагаемый школьный курс рекомендуется использовать в качестве курса по выбору в профильной школе, факультативного курса в общеобразовательной школе, основного курса в малокомплектной сельской школе. Курс рекомендуется вести учителю географии или истории.

Что касается настоящего пособия, то его целью является на основе понятия «природопользование» раскрыть основное содержание интегрированного социально-экологического курса «Природа и древние цивилизации» (5-6 кл.); в ходе пpaктических занятий помочь студентам конструировать процесс обучения, направленный на усвоение школьниками содержания курса.

Во введении раскрывается сущность социально-экологического образования школьников, которое предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и прострaнcтвенно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование выступает одной из форм накопления и отражения социально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогической этнической, социальной, трудовой, экономической). В процессе его пpaктической реализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворять соответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоение содержания социально-экологического образования школьников (СЭОШ) предполагает и определенный результат, который в самом общем виде заключается в культуре отношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовности личности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объеме адекватных знаний, умений и навыков.

Основу содержания СЭОШ составляют социально-экологические знания, или знания о взаимодействии природы и общества. Они включают в себя: - знания об объектах: природе, обществе, их компонентах; - знания об отношениях: трудовой деятельности, природопользовании, обменных процессах; - картографические знания, выступающие средством познания и отображения особенностей взаимодействия природы и общества.

Социально-экологические знания раскрываются через определенные понятия. Ключевым выступает понятие «природопользование». Оно отражает использование обществом природных условий и ресурсов, их охрану, восстановление и воспроизведение. В силу того, что природопользование, как вид связи, предполагает наличие объекта и субъекта деятельности по использованию природных богатств, во введении рассматриваются понятия: природа, общество, природные условия, природные ресурсы планеты Земля и территорий Древних цивилизаций в процессе их развития; человечество, население / жители/ древних обществ; уровень развития (ступень развития) древних обществ; трудовая деятельность, предмет труда, средства труда, продукт труда.

В разделе 1 «Природа и становление человеческого общества» в теме 1 «История Земли. Появление человека» отражены основные этапы доисторического периода развития природы Земли и человека. Развитие планеты представлено в логике возникновения и развития земных оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Рассмотрение биосферы завершается выделением человека из мира животных. В дальнейшем человек тpaктуется как социальное существо, которое развивается в общении с себе подобными, в деятельности по изучению и преобразованию окружающей среды.

В теме 2 «Становление взаимодействия природы и общества» выявляются особенности использования человеком природных условий и ресурсов примерно 40 тысяч лет назад; зависимость образа жизни и деятельности кроманьонца от окружающей среды; расселение людей по планете; раскрывается хаpaктер природопользования - стихийный; показаны особенности познания людьми реального мира, отражения его в различных формах.

В разделе 2 «Развитие взаимодействия природы и общества» на примере ранних цивилизаций показаны особенности использования населением различных государств окружающей их природы, тех изменений, которые произошли в результате антропогенного воздействия.

Завершается курс итоговым обобщением знаний о взаимодействии природы и общества, о каждом из объектов этого взаимодействия, о формах его отражения.

Предлагаемое пособие снабжено приложением, которое включает в себя примерный перечень необходимых средств обучения курсу, методов и форм организации его изучения; пpaктические работы к курсу (Печатаются отдельно).

Настоящее пособие, отвечая на главные вопросы методической науки (Для чего учить? Чему учить? С помощью чего учить? Каким способом? В каких формах?), предоставляет студенту, учителю возможность самому конструировать непосредственный процесс обучения, с учетом конкретных условий общеобразовательного учреждения, класса определять оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения предлагаемому курсу.

Пособие окажет определенную помощь студентам естественно-географических и исторических факультетов, учителям, а также всем, кого интересуют проблемы социальной экологии и социально-экологического образования.



ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ Статья в формате PDF 640 KB...

16 04 2024 12:53:40

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ Статья в формате PDF 313 KB...

14 04 2024 20:26:27

ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Статья в формате PDF 108 KB...

13 04 2024 18:31:49

ВЛИЯНИЕ ТЕРАПИИ БИЛЬТРИЦИДОМ И УРСОСАНОМ НА ЖЕЛЧНЫЙ ЛИТОГЕНЕЗ В РЕЗИДУАЛЬНУЮ ФАЗУ ОПИСТОРХОЗА

ВЛИЯНИЕ ТЕРАПИИ БИЛЬТРИЦИДОМ И УРСОСАНОМ НА ЖЕЛЧНЫЙ ЛИТОГЕНЕЗ В РЕЗИДУАЛЬНУЮ ФАЗУ ОПИСТОРХОЗА Обследовано 19 здоровых людей и 33 пациента с описторхозом и холелитиазом. Проведена сравнительная оценка некоторых показателей холестеринового, пигментного, белкового обмена в пузырной и печеночной порции желчи у обследованных пациентов до и после терапии бильтрицидом и урсосаном. Выявлено, что у пациентов с описторхозом и холелитиазом в эффективные сроки после монотерапии бильтрицидом отмечается значимое превышение концентрации непрямого билирубина, холестерина и белка в пузырной желчи по сравнению со здоровыми людьми, что свидетельствует о сохранении остаточных явлений при значительном улучшении пигментного обмена и снижении литогенных свойств желчи. Включение в схему подготовки и проведения антигельминтной терапии урсосана позволяет достигнуть наибольшего гиполитогенного состояния пузырной порции желчи в эффективные сроки после терапии бильтрицидом. ...

09 04 2024 0:20:40

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЭПИДЕРМИСА И ОМОЛОЖЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА

РЕГЕНЕРАЦИЯ ЭПИДЕРМИСА И ОМОЛОЖЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 127 KB...

08 04 2024 20:13:38

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО

35 ОНТОМОРФОГЕНЕЗ ВЯЗЕЛЯ РАЗНОЦВЕТНОГО Статья в формате PDF 90 KB...

07 04 2024 7:45:23

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма. ...

03 04 2024 6:16:25

РОЛЬ SE В ТЕЧЕНИИ ЭНДОТОКСИКОЗА ПРИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...

31 03 2024 17:36:43

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

30 03 2024 16:17:39

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ СЛЕПОЙ КИШКИ У БЕЛОЙ КРЫСЫ Слепая кишка белой крысы имеет форму изогнутого чаще вправо конуса или рога, илеоцекальный угол располагается по средней линии или рядом с нею. Реже полукольцевидная слепая кишка крысы находится влево от средней линии и петель подвздошной кишки. ...

29 03 2024 3:15:33

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...

27 03 2024 18:56:53

О МОРФОГЕНЕЗЕ ДОЛЕЙ ТИМУСА У ПЛОДОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

О МОРФОГЕНЕЗЕ ДОЛЕЙ ТИМУСА У ПЛОДОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ Разделение тимуса на истинные доли происходит у плодов белой крысы в процессе его неравномерного роста в плотном окружении, под давлением ветвей внутренней грудной артерии и сопровождающих вен. ...

15 03 2024 9:48:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::