СООТНОШЕНИЯ «МИР – ЧЕЛОВЕК» В ИХ СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В течение ХIХ - ХХ столетий важнейшим фактором в осмыслении эволюционных процессов природы и общества рассматривается человек как уникум (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, М. Шелер и др.). Однако проблема осознания сущности человека, ее системно-целостной организации остается открытым вопросом науки (Что есть человек?). Ученые отмечают, что сегодня о человеке известно все, кроме того, что есть человек в своей целостности (И.Т. Фролов).
В познании сущности человека актуализируются межпредметные, междисциплинарные, интегративные основы ее изучения (В.А. Лекторский, П.В. Симонов и др.).
В нашем исследовании человека как предмета познания возникла необходимость определить несколько идей, которые являли бы собой методологические основы сущностного его осмысления.
Модель № 1. Интегративные основы человеческой сущности (фрагмент).
(Умозрительно необходимо представлять многомерные связи всех составляющих).
Прежде всего обозначилась необходимость анализа соотношения человека и мира, мира и человека. Востребованным оказался и антропологический принцип осмысления человека как высшего уникума на Земле и его соответствующих функций. В ходе исследования выяснилось, что сущностное познание человека необходимо раскрывать не только в системе наук о человеке, но и в системе всех фундаментальных наук на интегративных основах научного знания. Осуществление системно-целостного моделирования позволило раскрыть структурную организацию сущности человека в сопряженности образа человека и образа мира. И, наконец, смыслообразующая функция человековедения обеспечивает новый уровень видения системно-целостного соотношения «мир - человек» и «человек - мир», что является научным открытием обобщенного представления и в категориях элементов, и в категориях осознания их сосуществования, исследованием в категориях их организации и структуры, их функционирования и самоосуществления.
Итак, методологическими основами были определены:
- соотношение «мир - человек» и «человек - мир» как философская концепция;
- антропологический принцип как естественнонаучная концепция;
- интегративный подход в исследовании проблемы сущности человека - человековедческая концепция;
- системно-целостное моделирование образа человека и образа мира как социально-педагогическая концепция;
- смыслообразующая функция человекознания как концепция планетарного мышления.
Целостность рассматривается нами как многоуровневое понятие. Категорию целостность можно определить как органическое единство, отражающее эволюционную сущность явления, парадигму сущности (в этом плане важно обращать внимание на горизонтали, где всеобъемлющий компонент является доминантой).
Системность рассматривается как функциональное явление, которое выполняет функции взаимосвязи и взаимодействия, сохранения и развития.
В этом плане можно представить и образ мира (раскрывается снизу вверх).
Модель № 2. Соотношение «мир - человек» и «человек - мир»(фрагмент)
Мир системен. Системен и человек, который функционирует и как открытая система, способная осваивать сигналы из внешнего прострaнcтва, и как замкнутая система, воспринимающая свой внутренний мир.
Осмысление целостности и системности Мироздания позволяет видеть важность общечеловеческого сосуществования. Философию жизни в свое время выразил Платон в диалоге «Зенон»: «Все, что возникло, возникает ради всего целого, чтобы осуществить присущее жизни целого блаженное бытие, и бытие это возникает не ради тебя, а, наоборот, ты ради него.» Прошли тысячелетия. В начале XX века В.И. Вернадский страстно утверждал о неизбежности ноосферы, т.е. торжества разума на Земле.
Идеи целостности, системности, планетарного мышления открывают перспективы эволюции человека и мира.
Статья в формате PDF 110 KB...
19 04 2024 16:27:15
Статья в формате PDF 263 KB...
18 04 2024 0:32:52
Статья в формате PDF 101 KB...
17 04 2024 3:27:52
Статья в формате PDF 105 KB...
16 04 2024 4:34:44
В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...
15 04 2024 19:48:47
Статья в формате PDF 100 KB...
14 04 2024 22:32:17
Статья в формате PDF 120 KB...
13 04 2024 19:35:33
Статья в формате PDF 554 KB...
12 04 2024 16:47:26
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 18:49:17
Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала ВУЗа с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...
10 04 2024 17:28:37
Статья в формате PDF 138 KB...
09 04 2024 15:37:31
Статья в формате PDF 103 KB...
08 04 2024 7:14:28
Статья в формате PDF 290 KB...
06 04 2024 22:32:53
Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...
05 04 2024 10:54:45
Статья в формате PDF 109 KB...
04 04 2024 3:56:41
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 22:31:29
Статья в формате PDF 108 KB...
01 04 2024 19:33:36
Статья в формате PDF 144 KB...
31 03 2024 22:57:23
Статья в формате PDF 125 KB...
30 03 2024 12:35:57
Статья в формате PDF 115 KB...
29 03 2024 15:32:45
Статья в формате PDF 102 KB...
27 03 2024 3:56:12
Статья в формате PDF 309 KB...
26 03 2024 21:20:24
25 03 2024 21:40:12
Статья в формате PDF 116 KB...
24 03 2024 15:41:53
Статья в формате PDF 254 KB...
23 03 2024 10:45:43
Статья в формате PDF 120 KB...
22 03 2024 6:43:24
Статья в формате PDF 298 KB...
21 03 2024 16:14:26
Статья в формате PDF 138 KB...
20 03 2024 12:57:28
Статья в формате PDF 265 KB...
18 03 2024 17:33:57
17 03 2024 18:50:13
Статья в формате PDF 222 KB...
16 03 2024 15:42:23
Статья в формате PDF 105 KB...
14 03 2024 13:26:53
Статья в формате PDF 116 KB...
11 03 2024 13:37:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::