О МЕХАНИЗМЕ ТОРМОЖЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОШИБОЧНЫХ АССОЦИАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ
Ассоциации играют очень важную роль в обучении. Неспроста одна из самых первых теорий обучения была именно ассоциативная теория. Они являются первыми на пути формирования узнавания и восприятия, индуцируют мыслительные действия, помогают формировать навыки действий, запускают процесс воспоминания.
Хрестоматийный пример - изучение правописания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Тема сложная, требующая изучения и освоения правил правописания в зависимости от способа образования прилагательных, особого внимания к исключениям. С целью оказания помощи учащимся в запоминании слов исключений для правила правописания прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, - оловянный, деревянный, стеклянный - учитель формирует ассоциацию: ОКНО. Посмотрев на окно, ученик видит и стекло, и деревянную раму, и оловянные ручки, тем самым формируется ассоциация на слова исключения, а поскольку обычно в раме два стекла, то в ассоциацию добавляется и то, что в словах исключения будет две буквы "н".
Однако, в ряде случаев, происходит неверный перенос ассоциации на действие, к которому оно не может быть применимо. Рассмотрим в качестве примера другую школьную тему - пропорции.
Учащиеся 5 класса, в теме "отношение и пропорции" курса математики знакомятся со свойством пропорции - произведение крайних члeнов, равно произведению средних. Между тем, чаще всего с позиций обеспечения быстроты запоминания действия, формируется представление о том, что у пропорции можно перемножать "диагонали" - так называемое правило "крест - накрест". В дальнейшем, уже в 8 классе, эта ассоциация получает подкрепление при изучении темы "решение рациональных уравнений" и, как ни странно, в курсе химии - в решении задач на расчеты по уравнению химической реакции. Ученики, для получения корня уравнения или требуемого значения, сходу выполняют действие "перемножение диагоналей уравнения" представленного в виде равенства двух дробей, сформированное у них возникновением ассоциации при виде пропорции.
Но, приступив в старших классах к решению дробно-рациональных неравенств, они начинают переносить это же действие и на неравенства. Даже не смотря на то, что ими были изучены свойства числовых неравенств и, они знают, что прежде чем выполнять операцию умножения обеих частей неравенства необходимо сначала узнать какие значение принимает выражение, поскольку от этого зависит принятие решения об изменении или сохранении знака исходного неравенства, выполнение "перемножения диагоналей" сохраняется. Ассоциация, выработанная на действие с пропорциями, полностью трaнcлируется на неравенства, представленные в виде отношения двух дробей, и ведет к грубым ошибкам.
Необходимо признать, что образование такой ассоциации - это методический просчет учителя. Сложность работы с ассоциациями заключается в том, что в отличие от других ошибок, которые совершают школьники, образование ошибок на основе ассоциации отсрочено по времени появления.
Однако переучить ученика не представляется возможным, наоборот, необходимо выполнить методический ход, позволяющий затормозить действие ассоциации от пропорции и уравнения на неравенства.
Сам механизм образования ассоциации представляет собой цепочку: восприятие → действие → закрепление, а, действие, которое возбуждает (провоцирует) идет по сценарию: образ → раздражение → реакция → результат. Значит, для того, что бы затормозить действие ассоциации, необходимо или скорректировать раздражение, или изменить образ. "Ах, стоп! Тут не так!"
Педагогически наиболее оправданным, с точки зрения оптимизации учебного процесса, является внесение в образ дополнительного условия. Необходимо получить (сформировать) новый тип ориентировки на возникающий образ.
В представленном примере, с трaнcлированием ошибки действия от уравнения к неравенству, можно задействовать ориентировку не по действию, а по виду - справа ноль. Поскольку основной метод решения неравенств - метод интервалов, для которого предварительного необходимо представить неравенство в соответствующем виде, когда в правой части находится ноль, то действие, совершаемое учеником - это перенос всех слагаемых в левую сторону неравенства. Тем самым не возникает ассоциации с пропорцией, что позволяет сфокусировать внимание учащихся на приобретении новых знаний, алгоритмов, и методов решения задачи, а не на исправлении старого.
Таким образом, в обучении, механизмами торможения действий, вызванными ассоциациями, являются внесение дополнений в образ, запускающий механизм, или смена хаpaктера раздражения, вызываемого дополнительным предшествующим действием.
Установлено влияние уксуснокислого свинца (2,5∙10–1 мг/л) на анатомическое строение почвенных и водных корней рогоза узколистного (Typha angustifolia L.). Происходит адаптационное перераспределение активности разрушения паренхимных клеток и образования воздухоносных полостей с водных корней, непосредственно контактирующих с растворенной в воде солью, на почвенные. Объем воздухоносных полостей специфичен периоду вегетации растений и возрасту корней. ...
18 04 2024 18:19:56
Проведен анализ результатов научных исследований об использований труда заключенных филиалов ГУЛАГа в Казахстане для развития народного хозяйства Центрального Казахстана в 30–40-е годы ХХ века. На основе архивных данных были сделаны выводы о том, что заключенные филиалов ГУЛАГа, несмотря на тяжелое социально-экономическое, политически бесправное положение, испытывая все невзгоды, работали на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, на строительстве железных дорог, в голод и холод создавали экономическую базу для укрепления социалистического строя. Из основной категории заключенных выделялись женщины – жены так называемых «изменников Родины». Условия труда и содержание их в лагерях было намного тяжелее, чем у мужчин. Несмотря на это они занимались физическим трудом наравне со всеми заключенными, выполняли норму выработки, повышали производительность труда, не получая за это никаких ослаблении в труде. ...
17 04 2024 21:53:36
Статья в формате PDF 396 KB...
16 04 2024 9:34:36
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 18:10:47
Статья в формате PDF 145 KB...
14 04 2024 22:11:16
Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина (КН) и гибберелловой кислоты (ГК) и совместно с витаминами никотиновой кислотой (НК) и пантотеновой кислотой (ПК) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стeбля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...
13 04 2024 13:30:22
Статья в формате PDF 114 KB...
12 04 2024 3:57:59
Статья в формате PDF 249 KB...
11 04 2024 19:40:18
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2024 12:42:24
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 6:34:46
Статья в формате PDF 112 KB...
07 04 2024 22:15:45
Статья в формате PDF 111 KB...
06 04 2024 10:52:25
04 04 2024 5:11:54
Статья в формате PDF 144 KB...
02 04 2024 11:29:32
Статья в формате PDF 299 KB...
01 04 2024 20:19:34
Статья в формате PDF 314 KB...
30 03 2024 3:33:53
Статья в формате PDF 105 KB...
29 03 2024 7:53:28
28 03 2024 1:29:46
Статья в формате PDF 105 KB...
27 03 2024 15:40:19
Статья в формате PDF 209 KB...
25 03 2024 16:24:15
Статья в формате PDF 737 KB...
24 03 2024 11:54:30
Статья в формате PDF 416 KB...
21 03 2024 13:24:56
Статья в формате PDF 573 KB...
19 03 2024 12:20:44
Статья в формате PDF 245 KB...
18 03 2024 21:15:26
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 13:54:47
Статья в формате PDF 172 KB...
16 03 2024 15:28:23
Статья в формате PDF 119 KB...
15 03 2024 14:41:46
Статья в формате PDF 102 KB...
13 03 2024 2:13:40
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
11 03 2024 7:59:29
Статья в формате PDF 117 KB...
10 03 2024 3:27:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::