МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Большое значения для формирования экологической культуры имеет изучение курса природоведения в 5 классе, знакомство с живой и неживой природой, раскрытие их взаимосвязи. Экологическая направленность курса природоведения позволяет учителям формировать бережное, ответственное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств.
Проблема экологического воспитания не нова для педагогики и методики. Этой проблемой занимались: Н.Д. Андреева, А.Н Захлебный, И.Д Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина и другие видные методисты. Авторы на основе принципа единства обучения и воспитания обосновывают цели и задачи экологического образования, касающиеся формирования мировоззрения, умственного развития, нравственного воспитания, пpaктического использования природоведческих знаний. Но на современном этапе развития общества их методические разработки не адаптированы к курсу природоведения в 5 классе.
Поэтому целью нашего исследования является разработка теоретических основ методики экологического воспитания школьников на уроках природоведения в 5 классе.
Проведенное нами теоретическое исследование позволило дать определения экологического воспитания выявить его цели и задачи.
Под экологическим воспитанием мы понимаем процесс формирования у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развития понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному преобразованию, к участию в сохранности природных богатств и жизни вообще.
Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.
Исходя из этой цели, выделяем следующие задачи экологического воспитания:
- Формировать научное мировоззрение на основе понимания значимости и непреходящей ценности природы для общества и отдельного человека; понимания единства природы и значимости каждого из ее компонентов для всех живых организмов;
- Развивать пpaктические знания и умения изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее оздоровлению, предвидеть возможные последствия своих действий, соблюдать нормы поведения в природе, исключающие нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушения окружающей природной среды;
- Воспитать бережное, ответственное отношение учащихся к природе и готовности к активным действиям по защите, охране и возобновлению природных богатств; добиваться участия в пропаганде современных идей охраны природы.
На основе теоретического анализа литературы определили наиболее эффективные методы, приемы и средства для решения задач экологического воспитания.
Наиболее эффективным методом для решения задач экологического воспитания школьников на уроках природоведения являются: трудовая деятельность учащихся, словесные методы, создания и поддержка эколого-развивающей среды. Не менее значим для достижения цели, становятся игры экологического содержания, работа учеников с учебником, наглядные методы, наблюдения за объектами природы и окружающей средой. К менее эффективным относят изготовление аппликаций и поделок, использование моделей, но их тоже необходимо использовать на уроках.
Выделенные нами методы, приемы и средства будем включать в уроки природоведения для усиления экологического воспитания учащихся.
Анализ учебного материала темы «Воздух» показал, что ее содержание может служить базой для экологического воспитания школьников. Но в тексте учебника эти возможности реализованы недостаточно. Из 29 экологических аспектов наиболее ценных на наш взгляд, для экологического воспитания школьников при изучении темы «Воздух», лишь 12 (41%) содержится в учебном материале. В тоже время надо отметить, что экологическое воспитания возможно на материале 17 статей (59%).
Анализ содержания программы темы «Воздух» показал, что возможности для экологического воспитания реализованы недостаточно. Из 29 экологических аспектов обладающих наиболее ценным воспитательным потенциалом при изучении темы «Воздух» лишь 7 (24%) содержится в материале программы, когда экологическое воспитания возможно на материале 22 статей (76%).
Проведённое теоретическое исследование является основой для разработки методики уроков природоведение с усилением экологического воспитания учащихся. В настоящее время проводится разработка методики уроков природоведения с усилением экологического воспитания школьников и ее проверка в условиях педагогического эксперимента.
Статья в формате PDF 560 KB...
24 04 2024 0:34:25
Статья в формате PDF 100 KB...
23 04 2024 4:21:23
Статья в формате PDF 109 KB...
22 04 2024 10:51:26
Статья в формате PDF 142 KB...
21 04 2024 0:24:31
Статья в формате PDF 123 KB...
19 04 2024 13:41:35
Статья в формате PDF 104 KB...
18 04 2024 7:55:27
Статья в формате PDF 299 KB...
17 04 2024 22:35:47
Статья в формате PDF 108 KB...
16 04 2024 6:51:44
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 7:13:11
Статья в формате PDF 245 KB...
13 04 2024 7:20:55
Статья в формате PDF 311 KB...
10 04 2024 0:53:24
Статья в формате PDF 114 KB...
09 04 2024 10:49:54
Статья в формате PDF 133 KB...
08 04 2024 8:47:56
Статья в формате PDF 293 KB...
07 04 2024 1:23:50
05 04 2024 22:18:38
03 04 2024 16:33:15
Статья в формате PDF 142 KB...
02 04 2024 7:18:50
Статья в формате PDF 126 KB...
01 04 2024 0:28:20
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 21:11:56
Разделение тимуса на истинные доли происходит у плодов белой крысы в процессе его неравномерного роста в плотном окружении, под давлением ветвей внутренней грудной артерии и сопровождающих вен. ...
29 03 2024 9:22:37
Описан состав Сумсунурского батолита рифейского возраста, сложенного кварцевыми диоритами, тоналитами, трондьемитами, а также дайками лейкогранитов и аплитов, отнесённых по сумме признаков к адакитовым гранитоидам. Среди тоналитов и трондьемитов по минеральному и химическому составам выделяются по две разновидности. В трондьемитах и аплитах проявлены два типа тетрадного эффекта фpaкционирования РЗЭ. Установлено, что в процессе генерации адакитовых гранитоидов участвовали разнородные источники плавления субстрата: мантийный и коровый. Становление породных типов происходило при участии флюидов мантийной природы и корового обводнения. Выдвинуто предположение, что формирование комплексного и крупного по запасам золотого Зун-Холбинского месторождения описываемого района принимали различные источники (мантийные и коровые). Взаимодействие последних генерировало золотое оруденение. Высказано предположение о прострaнcтвенной и парагенетической связи оруденения с раннепалеозойским холбинским и более древним рифейским сумсунурским комплексами. ...
28 03 2024 7:47:38
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 5:12:16
Статья в формате PDF 110 KB...
26 03 2024 17:59:56
Статья в формате PDF 116 KB...
25 03 2024 2:56:11
В последние годы достигнуты значительные успехи в лечении больных грыжами живота [4, 5, 7]. В частности фундаментальные исследования позволили определить причины развития абдоминальных грыж, прикладные разработки обеспечили улучшение непосредственных и отдаленных результатов устранения грыж живота. Важным клиническим фактором, приводящим к формированию паховой грыжи, McVay C.B. и Read R.C. считают утрату сфинктерного механизма внутреннего отверстия пахового канала [2, 3]. Кроме того, Read R.C. полагает, что формированию двухсторонних паховых грыж способствует потеря фасциальной поддержи передней брюшной стенки, приводящая к увеличению паховых дефектов. Несмотря на многочисленность литературных данных, посвящённых этой проблеме, достаточно малое значение уделяется физическим особенностям тканям, участвующих в образовании контрлатеральной грыжи [1, 6]. ...
24 03 2024 16:45:10
23 03 2024 11:21:25
22 03 2024 0:15:16
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 17:20:29
Статья в формате PDF 117 KB...
20 03 2024 17:18:11
Статья в формате PDF 235 KB...
19 03 2024 19:10:52
Статья в формате PDF 110 KB...
18 03 2024 3:27:37
17 03 2024 5:43:36
Статья в формате PDF 489 KB...
16 03 2024 6:51:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::