ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Литвинова Т.Н. Шельдешов Н.В. Скачко О.В. Хосроева Д.А. Статья в формате PDF 133 KB Высшее фармацевтическое образование является важнейшим звеном системы непрерывного образования в России. Оно нацелено на подготовку специалистов, способных к постоянному творческому поиску и приобретению новых знаний, на обеспечение здоровья населения и подготовку людей к здоровому образу жизни.

Усиление гуманизации и фундаментализации фармацевтического образования обуславливает наряду с его профессиональной направленностью, включение химических дисциплин, обеспечивающих целостное восприятие содержания всей образовательной системы подготовки провизора.

Физколлоидная химия в системе фармацевтического образования обеспечивает его фундаментализацию. Изучение данной химической дисциплины способствует целостному восприятию содержания всей образовательной системы подготовки провизора. Создание у студентов прочной основы теоретических и пpaктических знаний по физколлоидной химии необходимо для изучения других химических дисциплин, а также целого ряда учебных предметов, тесно связанных с химией.

В связи с тем, что физическая и коллоидная химия является интегрированной наукой, возникшей на стыке химии, физики и математики, она насыщена химическими, физическими и математическими абстpaкциями, символикой. В то же время, студенты фармацевтического факультета, как мы установили, имеют недостаточный уровень знаний в области математики и физики. Поэтому нам потребовался поиск рациональных подходов и дидактических принципов к изучению этой дисциплины. Один из принципов, который, мы считаем эффективным для достижения высококачественной подготовки студентов фармацевтического факультета, является принцип профессиональной направленности [4]. Профессиональная направленность предполагает активное включение элементов фармацевтических знаний, фактов, примеров в процесс конкретизации химических теорий, законов, понятий, закономерностей, при выполнении химического эксперимента, решении химико - фармацевтических задач. При этом происходит усиление мотивации, интереса и ценностного отношения студентов к предмету [2].

В совершенствовании процесса изучения основ физической и коллоидной химии и, особенно, в процессе сознательного ее усвоения студентами лежит деятельностная природа познания курса и, прежде всего, его теорий и понятий. Исходя из хаpaктеристики данного процесса, большую роль в подготовке студентов-фармацевтов играет деятельностный подход [1]. Деятельность - это и основа, и средство, и условие развития личности. Сознательное овладение такой важнейшей базовой химической дисциплиной как физколлоидная химия возможно только путем усвоения ее в действии, посредством вовлечения студентов в разностороннюю деятельность. Особенно важно включить в состав деятельности те ее виды, которые способствуют дальнейшему познанию физической и коллоидной химии, готовят к выполнению профессиональных задач. В активной познавательной деятельности происходит и формирование личности обучаемых студентов. Поэтому важнейшей методологической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход.

Учитывая сложность предмета, его насыщенность теориями, обилие всевозможных абстpaкций, применение алгоритмико-эвристического подхода [5] помогает нам решать проблему обучения студентов-фармацевтов.

Модульное обучение вобрало в себя лучшие черты как традиционного, так и инновационного подходов в образовании [3]. Оно отличается от других дискретностью, точностью направления цели обучения, самостоятельностью, вариативностью и индивидуальностью подхода. Эти и другие качественные хаpaктеристики модульного обучения ставят его в ряд самых современных информативных и эффективных видов обучения. Именно поэтому мы отобрали и структурировали содержание курса физической и коллоидной химии на основе модульного подхода. Отбор и структурирование содержания курса физколлоидной химии для фармацевтов мы осуществили на основе внутри- и межпредметных связей, пронизав его идеями профессиональной направленности. При этом мы учли необходимость отражения в современных вузовских курсах новых требований и тенденций развития образования, новые цели и реальные возможности образовательного процесса, ограниченные рамками государственного образовательного стандарта и учебными планами факультетов, утвержденных МЗ РФ.

Конструктивность интегративно - модульного подхода заключена в том, что он отражает в каждом блоке все его структурные единицы, а также единство теории и пpaктики. Содержание всех блоков курса пронизывается важными идеями химической науки и профессиональной направленности.

Важное место в нашей методической системе отводится комплексу расчетных задач, составляющих неотъемлемую часть каждого модуля курса физколлоидной химии. Именно расчетные задачи позволяют глубже понять теоретический материал и получить необходимые интеллектуальные навыки. Пpaктика показывает, что, как правило, самые большие затруднения студенты испытывают при выполнении различных физико-химических расчетов. Для преодоления этих затруднений нами разработан вводный блок, который содержит необходимые математические понятия, хаpaктеризующиеся универсальностью, функциональностью и основы математической обработки экспериментальных данных.

Мы установили, что огромное значение для включения студентов в освоение расчетных пpaктикумов имеет профессиональной направленность заданий, что усиливает мотивацию изучения физколлоидной химии. Приведем примеры задач, подобранных нами с учетом принципа профессиональной направленности для каждого, сформированного нами модуля.

1. Вводный блок «Основы математической обработки экспериментальных данных» в составе модуля 1: Известно, что концентрация зависит от времени в соответствии 
с уравнением  . Используя экспериментальные данные, например:

t, c

с, моль/л

t, c

с, моль/л

1

0

0,180

4

300

0,0681

2

100

0,128

5

400

0,0474

3

200

0,0920

6

500

0,0346

 

 

 

7

600

0,0249

постройте график в соответствующих координатах и определите константы k и в уравнении (студенты получают вариативные экспериментальные данные для расчетов);

2. Модуль 2 «Основы термодинамики, термохимия. Значение для фармации»: Человеческий организм в среднем выделяет 104 кДж в день благодаря метаболическим процессам. Основной механизм потери этой энергии - испарение воды. Какую массу воды должен ежедневно испарять организм для поддержания постоянной температуры? Удельная теплота испарения воды - 2260 Дж/г. На сколько градусов повысилась бы температура тела, если бы организм был изолированной системой? Примите, что средняя масса человека - 65 кг, а теплоемкость равна теплоемкости жидкой воды;

3. Модуль 3 «Химические и фазовые равновесия, применение в технологии лекарственных препаратов»: Йод из 4 л водного раствора с концентрацией 0,1 г/л экстрагируют порциями по 100 мл сероуглерода при 25°С. Сколько йода останется неизвлеченным после первой экстpaкции? Сколько нужно провести экстpaкций, чтобы извлечь йод на 99%. Коэффициент распределения йода между сероуглеродом и водой равен 590;

Модуль 4 «Учение о растворах, значение для фармации»: Вычислите температуры кипения и замерзания 3%-ного раствора глицерина;

Модуль 5 «Основы электрохимии, применение в аналитической пpaктике»: В состав лекарственных препаратов, рекомендуемых для лечения железодефицитной анемии, входят соли железа (II), которые легко окисляются даже на воздухе. Определите с помощью расчетов, может ли добавляемая в состав лекарственных препаратов аскорбиновая кислота препятствовать их окислению, если φ°(Fe3+/Fe2+ = 0,77В, φ°’(дегидроаскорбин.к-та/аскорбиновая к-та) = 0,14В.

Модуль 6 «Кинетика химических реакций и катализ, значение для фармакокинетики и технологии лекарственных препаратов»: Для ускоренного определения срока годности лекарственного препарата были проведены эксперименты при повышении температуры до 40°С. В предварительных экспериментах было обнаружено, что реакция разложения лекарственного вещества подчиняется кинетике 1-го порядка. Энергия активации равна 39,7 кДж/моль. Обнаружено, что срок годности при этой температуре (время, за которое разлагается 10% исходного вещества) равен 225 суток. Рассчитать срок годности при хранении лекарственного препарата при температуре 25°С и тех же прочих условиях;

Модуль 7 «Поверхностные явления. Дисперсные системы. Значение для технологии лекарственных препаратов»: С увеличением концентрации раствора изомасляной кислоты с 0,125 моль/л до 0,250 моль/л, его поверхностное натяжение снизилось с 55,1 мН/м до 47,9 мН/м, а у раствора изовалериановой кислоты - с 43,2 мН/м до 35,0 мН/м. сравните величины адсорбции веществ в данном интервале концентраций при Т=293К.;

Модуль 8 «Микрогетерогенные системы. ВМС и их растворы. Применение в фармации»: ИЭТ альбумина находится при рН=4,8. Белок введен в буферную смесь с концентрацией ионов водорода 1,514·10-6моль/л. Определите, к какому электроду перемещается в этих условиях белок при электрофорезе.

Нами установлено, что включение расчетных задач, хаpaктеризующихся профессиональной направленностью в курс физколлоидной химии для студентов-фармацевтов позволяет сформировать у них:

  • прочный фундамент теоретических и пpaктических знаний по физической и коллоидной химии, необходимых для изучения других химических дисциплин, предусмотренных учебным планом (аналитическая, биологическая, токсикологическая, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, аптечная технология лекарств), а также целого ряда учебных дисциплин, для которых необходима опора на химию (фармакология и клиническая фармакология, физиология, микробиология, гигиена);
  • приемы научного мышления, разнообразные интеллектуальные умения для пополнения и применения знаний при решении профессиональных задач;
  • ценностное отношение к изучению физколлоидной химии, понимание ее места и роли в образовании провизоров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1995. - 304 с.
  2. Литвинова Т.Н. Теория и пpaктика модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза //Методическое исследование теоретико-экспериментального хаpaктера. - Краснодар, 2001.
  3. Литвинова Т.Н., Кузнецова Н.Е. Система модульного обучения студентов-медиков интегративной химии на основе принципа профессиональной направленности //Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. IX. Польша. - Ополе, 2000.
  4. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988.
  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении. - М.: Педагогика, 1980.


ХЛЕБ «ВОСТОРГ»ПРОДУКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ХЛЕБ «ВОСТОРГ»ПРОДУКТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья в формате PDF 163 KB...

25 04 2024 1:42:50

КОНВЕКЦИЯ СМЕСЕЙ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

КОНВЕКЦИЯ СМЕСЕЙ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...

23 04 2024 2:40:12

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАК ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Статья в формате PDF 275 KB...

21 04 2024 16:53:32

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Проведен анализ криминальной агрессии лиц с психическими расстройствами в различные социально-экономические периоды развития России (советский, перестройка, современный период). Выявлена прямая корреляционная зависимость уровня криминальной агрессии лиц с умственной отсталостью со снижением уровня жизни. Существенную роль в формировании криминальной агрессии указанного контингента играли корыстные мотивы. Предлагаются методы первичной и вторичной психопрофилактики. ...

18 04 2024 21:31:58

СПАМ-ФИЛЬТРЫ И БЛОКИРАТОРЫ

СПАМ-ФИЛЬТРЫ И БЛОКИРАТОРЫ Статья в формате PDF 276 KB...

14 04 2024 22:24:53

РОССИЯ И ЕВРОПА: ОСНОВЫ ЭКОЭТИКИ

РОССИЯ И ЕВРОПА: ОСНОВЫ ЭКОЭТИКИ Статья в формате PDF 143 KB...

09 04 2024 19:48:41

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА

В НАЧАЛЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОИСКА Задачу формирования интеллекта учащихся призвана решать современная школа и, в первую очередь, учебные заведения с названиями «лицей» и «гимназия». В представленной работе излагаются сведения об основных этапах по подготовке и проведению школьной научно-пpaктической конференции «В науку первые шаги», которая ежегодно проводится в Лицее № 37 г. Саратова. В рамках конференции каждый учащийся 11 класса защищает выпускную работу по профильному предмету (математике, физике, информатике, химии, биологии и др.). Подготовка к защите выпускной или творческой работы по химии способствует личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников, развитию активности и самостоятельности, учит работать с библиографической и информационно-справочной литературой, пользоваться электронными каталогами через систему Internet, знакомит с историей науки, развивает экспериментальные навыки, обучает целенаправленным наблюдениям. ...

03 04 2024 9:17:23

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

28 03 2024 7:25:14

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ Статья в формате PDF 96 KB...

23 03 2024 8:32:48

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА Статья в формате PDF 423 KB...

21 03 2024 21:36:34

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::