ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ОСЕТРОВЫХ РЫБ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ОСЕТРОВЫХ РЫБ

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ОСЕТРОВЫХ РЫБ

Шипулин С. В. Волкова И. В. Ершова Т.С. Статья в формате PDF 110 KB

Переход к интенсивным формам ведения рыбного хозяйства с массовым получением в заводских условиях посадочного материала, подращиванием и выращиванием ценных видов рыб, в том числе осетровых, имеющих большую пpaктическую значимость в товарном рыбоводстве, невозможен без постоянного биохимического и физиологического контроля за состоянием рыб.

В связи с чем, все большее внимание уделяется познанию закономерностей работы пищеварительного аппарата, которое может содействовать направленному воздействию на активность пищеварительных процессов в целях повышения усвоения пищи.

Установление любых особенностей активности пищеварительных ферментов у осетровых рыб имеет самостоятельное значение, поскольку они могут быть использованы в качестве основы дальнейших исследований при разработке сбалансированных кормов для осетроводства.

Особый интерес вызывает также вопрос о роли отдельных участков пищеварительного тpaкта в общих процессах пищеварения. Кроме того, установление нормы активности пищеварительных ферментов у осетровых рыб может служить ориентиром при исследовании патологических отклонений.

Нами исследовалась ферментативная активность пищеварительных ферментов в слизистой оболочке желудочно-кишечного тpaкта производителей осетровых рыб. В частности была исследована общеамилолитическая, общепротеолитическая и a-амилазная активности. Общеамилолитическая активность определялась модифицированным методом Нельсона (Уголев, Иезуитова, 1969). Активность общей протеазы (рН= 7,4) определялась методом Лоури (Алейникова, Рубцова, 1988). Для определения активности a-амилазы использовался метод Smith Roc (Уголев, 1969).

При изучении проксимодистального градиента ферментативная активность определялась в 12 отделах кишечника (Уголев, 1985). 1-4 участок составляли передний кишечник, 5-9 участки составляли средний кишечник, участки 10-12 относились к заднему кишечнику.

При изучении нейтральнопротеазной активности у исследованных видов осетровых минимальное значение исследуемого показателя наблюдалось на участке слияния желчного протока с кишечным тpaктом в области первой петли кишечника (участки 5-6). Повышение скорости гидролиза белковых компонентов пищи наблюдалось в ректальном отделе и участке, соответствующем окончанию спирального клапана (участки  11-12).

При изучении суммарной карбогидразной активности у осетра и севрюги нами было выявлено, что исследуемый показатель возрастал с 1 по 5 участок кишечника, тогда как на 6 происходит снижение скорости гидролиза углеводных компонентов пищи. Следует отметить, что в ректальном отделе кишечника (11 участок) у всех исследованных рыб происходил рост общей амилолитической активности.

Как у севрюги, так и у осетра распределение a-амилазной активности вдоль кишечника носят хаpaктер, отличный от распределения нейтральнопротеазной активности. Хорошо выраженный минимум исследуемой активности наблюдается в области первой петли кишечника. Далее, к 8 из изученных отрезков происходит рост активности. Снижение скорости гидролиза углеводных компонентов пищи панкреатическим ферментом наблюдается в заднем отделе кишечника, а именно в районе 10-11 участка.

У самцов севрюги отмечен более высокий уровень активности a-амилазы на втором участке по сравнении с первым, тогда как у самок наблюдается постепенное снижение уровня активности с 1 по 6 участки.

Сравнительный анализ активности нейтральной протеазы у севрюги и осетра позволяет сделать следующие выводы. Наибольшая скорость гидролиза белковых компонентов пищи наблюдается у самок севрюги по сравнению с самцами севрюги и самками осетра. При этом, такое превосходство в скорости гидролиза сохраняется на всем протяжение кишечника, исключая его последние, 11 и 12 участок, на котором наибольшая скорость гидролиза белковых компонентов пищи отмечена у самцов севрюги.

Анализируя полученные результаты, касающиеся активности a-амилазы в слизистой оболочке кишечника исследуемых видов осетровых рыб, следует обратить внимание на следующие моменты. Скорость гидролиза углеводных компонентов пищи панкреатическим ферментом a-амилазой в кишечнике самок осетра значительно превосходит аналогичный показатель, как у самцов этого же вида, так и у самок севрюги.

Что касается результатов, полученных при исследовании общей амилолитической активности, то максимальных значений она достигала у самцов севрюги по сравнению с другими исследованными видами рыб на всех исследованных участках.

Интересны отличия в скорости протекания гидролиза компонентов пищи у особей, дифференцированных от общей массы идущих на нерест по нескольким признакам. Прежде всего следует отметить, что выделяются особи, имеющие травмы, в значительной степени поражённые скребнями и нематодами.

Скребнями была поражена прежде всего стерлядь (вид живущий в реке или полупроходной). В меньшей степени был поражена севрюга и в ещё меньшей - осетр. Белуга не поражалась скребнем пpaктически никогда. У стерляди и севрюги  скребни могли встречаться даже в полости пилорической железы.

В кишечнике также были обнаружены нематоды. При этом наибольшее число паразитов встречалось у белуги. Иногда на внешних оболочках кишечника наблюдалось большое количество цист. Как правило, рыба имела повреждения, вплоть до изъязвлений, слизистой оболочки кишечника, геморрагии на внутренних органах, незначительную анемию жабр.

У рыб с такой патологией наблюдались в среднем ниже на 20-40% значения α - амилазной и общей амилолитической активностей, по сравнению со здоровыми особями. Общепротеолитическая активность была, напротив, выше у больных особей на 50-100 %, чем у здоровых.

Следует отметить изменения активности пищеварительных ферментов у рыб с внешними травмами. Как правило, это были белуга, осётр, сошедшие с крючковой снасти или попавшие под винт судов. В местах повреждения существовала открытая рана, протекал некроз. Часто окончания плавников были частично разрушены. Наблюдалась сильная анемия жабр, мраморная окраска, окончания жаберных лепестков оплавлены. При вскрытии бросалось в глаза полное отсутствие жировых накоплений в мышечной ткани, тёшке. Мышцы имели синюшный цвет, дряблый вид, были сильно обводнены. Внутренние органы были анемичны и значительно меньше по сравнению с внутренними органами здоровых рыб. У таких рыб наблюдались близкие к нулю активности всех исследованных ферментов. Значительно отличались по величине активности ферментов рыбы, не прекращающие питание в реке. К их числу относились белуги, имевшие, как правило, вторую стадию развитию гонад и стерляди, постоянно проживающие в реке.

У белуг на ранних стадиях зрелости отмечено большое количество пищи, при этом, как правило, пищевой комок присутствовал не только в кишечнике, но и в желудке. У стерляди пищевой комок встречался в различных частях желудочно-кишечного тpaкта, однако, индекс наполнения кишечника невысок (помимо того, стерлядь была поражена паразитами, как было сказано выше).

Более высокие значения активности всех исследуемых ферментов в слизистой оболочке пищеварительного тpaкта были отмечены у питающихся рыб, по сравнению с непитающимися особями. На подобную закономерность обращали внимание и другие авторы (Уголев, Кузьмина, 1993). При этом, у питающихся рыб уменьшение активности всех исследованных ферментов следовало строго в направлении aнaльного отдела кишечника.

В результате проведенных исследований показаны хорошо выраженные межвидовые и межпoлoвые различия распределения уровня активности всех изученных ферментов по различным отделам кишечного тpaкта. Отражены особенности в активности пищеварительных гидролаз рыб, питатающихся в реке и имеющих травмы и заболевания.



УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ И АДАПТАЦИИ

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ И АДАПТАЦИИ Исследование факторов тревожности является ключевым подходом к пониманию адаптационных механизмов в норме и дезадаптационных расстройств в случаях доминировании тревожности. Повышенные уровни тревожности чаще выявляются у школьников первых классов и студентов первых курсов. У старших школьников и студентов отмечается снижение уровней тревожности, благодаря механизмам психологической адаптации. Напротив, у преподавателей повышение показателей дезадаптации – невротизации и эмоционального «выгорания», коррелирует со стажем работы. Исследованы информированность молодёжи о наркомании, алкоголизме, здоровом образе жизни и её адаптационная направленность. Полученные данные необходимо учитывать при реформах образовательных программ и стандартов. ...

01 05 2024 18:19:19

Кузнецов Борис Леонидович

Кузнецов Борис Леонидович Статья в формате PDF 84 KB...

28 04 2024 23:37:37

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье дается концептуальное видение профессиональных стилей человека в зависимости от его профессиональных и жизненных приоритетов. Стиль отражает стратегию адаптации человека. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности рассматривается как функция составляющих ее эффективности. Выделено 16 вариантов стилей, в зависимости от значимых для человека составляющих эффективности его труда. В зависимости от профессиональной успешности, степени удовлетворенности трудом и ценностных ориентаций выделено 8 профессиональных стилей, хаpaктеризующих (выявляющих, демонстрирующих) хаpaктер специалиста. ...

26 04 2024 22:16:19

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ АНАЛИЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ АНАЛИЗА КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 252 KB...

22 04 2024 5:39:54

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION

THE ROLE OF LEGUMINOUS CULTURES IN HUSBANDRY BIOLOGIZATION Статья в формате PDF 241 KB...

20 04 2024 22:25:20

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5 Построена октетная электродинамика. Обсуждена возможность объединения механики и электродинамики. Выявлена дальнодействующая структуризация октетного прострaнcтва. Исследуются свойства интервала. ...

17 04 2024 3:10:13

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 86 KB...

11 04 2024 12:13:41

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L. Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстpaкции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) ПреДypaлья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской пpaктике. ...

09 04 2024 18:35:44

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 129 KB...

08 04 2024 12:30:26

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ Статья в формате PDF 208 KB...

03 04 2024 0:36:47

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОГО ТРАВМАТИЗМА

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОГО ТРАВМАТИЗМА Статья в формате PDF 112 KB...

02 04 2024 19:57:54

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Статья в формате PDF 248 KB...

31 03 2024 8:22:24

РОЛЬ МОТИВАЦИЙ В ПОВЕДЕНИЕ

РОЛЬ МОТИВАЦИЙ В ПОВЕДЕНИЕ Статья в формате PDF 112 KB...

29 03 2024 9:41:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 244 KB...

26 03 2024 14:52:37

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете Обсуждаются современные методологические аспекты использования активных методов обучения студентов в развитие мышление и творчество. ...

23 03 2024 23:45:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::