НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Как известно, формирование трудового потенциала имеет количественную и качественную составляющие: первая тесно связана с демографическими процессами, вторая - с социально-экономическими процессами, происходящими в стране и регионе.
В последние годы в Архангельской области сложилась непростая демографическая ситуация. Общее сокращение населения, начавшееся в 1991 году и выражающееся в ежегодном уменьшении численности на 1%, усугубляется тем, что область теряет население моложе трудоспособного возраста гораздо интенсивнее, чем пенсионного возраста, а это ведёт к старению населения, что разрушает демографический и трудовой потенциал, который создавался на протяжении десятилетий. Сокращение происходит как за счет естественной убыли населения (cмepтность превышает рождаемость на 16,4%), так и за счет миграционных процессов. Наиболее тревожным фактором демографической ситуации области является высокий уровень cмepтности населения и, в первую очередь, cмepтности мужчин трудоспособного возраста. В 2008 году из каждой тысячи мужчин трудоспособного возраста умерло 12 человек, это в 4 раза выше аналогичного показателя для женщин.
Подобного рода демографическая ситуация хаpaктерна для большинства северных территорий России. Хотя за последние 5 лет наблюдается незначительное увеличение рождаемости, общая демографическая ситуация в ближайшие десятилетия не позволит кардинально изменить положение с воспроизводством населения.
Поэтому особое внимание следует уделять развитию качественных хаpaктеристик трудового потенциала, зависящих в первую очередь от качества жизни населения.
Качественное развитие трудового потенциала требует активной политики государства в области образования, культуры, здравоохранения и других отраслей социальной сферы. Одним из актуальнейших направлений государственной политики в сфере образования становится формирование системы непрерывного образования.
Непрерывное образование - это постоянное развитие человека, целенаправленная деятельность по получению знаний, умений, навыков, совершенствованию себя в течение всей жизни. Оно является процессом, длящимся всю жизнь. В современных условиях важнейшей хаpaктеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации.
Формирование системы непрерывного профессионального образования вызвано необходимостью расширения возможностей профессионального обучения, что требует отказа от традиционного подхода, основанного на наличии различных, часто изолированных, уровней профессионального образования, и создания широкого спектра возможностей обучения и переобучения на различных этапах трудовой деятельности граждан.
Непрерывное профессиональное образование и обучение охватывает повышение квалификации специалистов, которое осуществляется преимущественно на предприятиях; систему «ученичество»; профессиональное обучение безработных граждан; обучение взрослого населения; переподготовку и переобучение специалистов. Таким образом, приоритетные функции непрерывного образования неразрывно связаны с рынком труда.
Концепция непрерывного образования как современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной пpaктики предусматривает:
- учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную часть образа жизни;
- более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни;
- подразделение образования на первоначальное, или базовое, и последующее, или послебазовое, образование;
- приобретение необходимых человеку умений, навыков, знаний по мере возникновения потребности в них;
- необходимость целостного и согласованного преобразования всех ступеней образовательной лестницы и дополнение ее новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни.
Современное образование должно быть структурировано как непрерывный процесс и организовано согласно четырем типам обучения, которые на протяжении жизни человека являются фундаментом знания:
- научиться познавать, т.е. приобрести навыки для глубокого усвоения профессиональных знаний;
- научиться делать, чтобы заниматься созидательной деятельностью в своей сфере и жизни;
- научиться сосуществовать в сообществе сотрудников, во всех видах деятельности;
- научиться жить (основное достижение, которое вытекает из предыдущих трех).
Поскольку главный смысл непрерывного образования - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, то одна из основных целей непрерывного образования - расширение и диверсификация образовательных услуг и деятельности.
На современном этапе развития непрерывного профессионального образования, несмотря на имеющиеся уже успехи его реализации, существует необходимость разрешения ряда проблем-противоречий, существующих:
- между государственной системой профессионального образования, которая в силу объективных причин не может оперативно реагировать на динамично изменяющиеся требования к подготовке новой квалифицированной рабочей силы, и потребителями ее профессиональных образовательных услуг;
- между традиционными подходами к формированию содержания профессионального образования и инновационными, предусматривающими максимальный учет требований отраслевых образовательных стандартов профессионального образования и развития личности;
- между запросами определенных социальных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их потребности в непрерывном профессиональном образовании и недостаточным наличием таких образовательных комплексов;
- между стремлением части профессионально-педагогического сообщества к построению собственных образовательных пpaктик и действующей системой профессионального образования, имеющей достаточно четко обозначенные границы на каждом уровне образования.
Разрешение этих противоречий возможно на основе построения новой гибкой структуры образования, способной более оперативно реагировать на изменения и запросы социокультурной среды, определения содержания непрерывного профессионального образования с учетом поставленных целей.
В заключение отметим, что по данным Росстата, доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в Австрии составляет 89,2%, в Дании - 79,7%, Финляндии - 77,3%, Швеции - 71%, Швейцарии - 68%, Франции - 51%, Германии - 41,9%, Великобритании - 37,6%, в России - 22,4%. Как видим, перспективы для развития непрерывного профессионального образования весьма велики.
Статья в формате PDF 119 KB...
25 04 2024 17:13:41
Статья в формате PDF 122 KB...
24 04 2024 22:51:18
Статья в формате PDF 106 KB...
23 04 2024 5:22:49
Статья в формате PDF 102 KB...
22 04 2024 3:18:15
Статья в формате PDF 276 KB...
21 04 2024 20:25:32
Статья в формате PDF 121 KB...
20 04 2024 20:37:57
Статья в формате PDF 111 KB...
19 04 2024 16:49:48
18 04 2024 6:30:31
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 20:50:21
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
16 04 2024 11:37:43
Статья в формате PDF 118 KB...
15 04 2024 9:57:14
Инженерная рационализация лесопользования предполагает активное применение достижений древесиноведения. Фундаментальные достижения в этой области вполне могут быть применены в исследованиях свойств живой древесины растущих деревьев. Доказательство биотехнического принципа в данной статье выполнено на основе моделирования экспериментальных данных профессора Б.Н.Уголева по деформативности древесины при действии усилий поперек волокон. ...
14 04 2024 16:18:43
Статья в формате PDF 283 KB...
13 04 2024 13:20:46
Статья в формате PDF 152 KB...
12 04 2024 15:57:47
Статья в формате PDF 107 KB...
11 04 2024 10:27:57
Статья в формате PDF 183 KB...
10 04 2024 3:29:40
Статья в формате PDF 476 KB...
09 04 2024 21:56:42
Статья в формате PDF 113 KB...
08 04 2024 17:28:32
Статья в формате PDF 228 KB...
07 04 2024 19:48:45
Статья в формате PDF 257 KB...
05 04 2024 20:41:28
Статья в формате PDF 127 KB...
04 04 2024 18:19:22
Статья в формате PDF 105 KB...
03 04 2024 1:25:47
Статья в формате PDF 276 KB...
01 04 2024 1:27:13
Статья в формате PDF 102 KB...
31 03 2024 14:15:19
Статья в формате PDF 107 KB...
29 03 2024 10:25:49
Статья в формате PDF 125 KB...
28 03 2024 18:40:32
Статья в формате PDF 108 KB...
27 03 2024 9:14:39
Статья в формате PDF 262 KB...
25 03 2024 16:31:28
Статья в формате PDF 255 KB...
24 03 2024 18:53:24
Статья в формате PDF 121 KB...
23 03 2024 7:55:12
Статья в формате PDF 250 KB...
22 03 2024 17:13:36
Статья в формате PDF 106 KB...
21 03 2024 16:15:47
Статья в формате PDF 123 KB...
20 03 2024 17:37:21
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 1:37:39
18 03 2024 19:57:49
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 13:40:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::