СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Особенности специального профессионального образования обусловлены спецификой предмета преподавания. Подготовка молодого поколения врачей - задача огромной государственной важности и общественной значимости, все заинтересованы в том, чтобы врач был квалифицированным специалистом. В настоящее время требуется не просто передача методического опыта, не просто психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей по отдельным вопросам, требуется умелое направление профессиональной ориентации студента. Актуально и сегодня высказывание французского терапевта XIX века Армана Труссо: «Чтобы стать врачом - надо видеть, видеть и видеть больных. Чтобы стать учителем врачей - надо показывать, показывать и показывать больных». Преподавание - это в первую очередь общение, поэтому потенциальный преподаватель должен быть общительным, иметь четкую дикцию, обладать культурой речи.
В настоящее время в рамках модернизации российского образования одной из важнейших задач профессионального обучения в высших учебных заведениях страны является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей. Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление зависит продуктивность деятельности студентов.
Обучение клиническим дисциплинам, как правило, проводится «на больных». Возникает взаимодействие не только между преподавателем, студентом, но и между преподавателем, студентом и пациентом. Помимо этого, взаимодействие студентов возникает и с персоналом клинического отделения, администрацией учреждения. Преподаватель на клинической кафедре одновременно является и врачом. Поэтому, каким врачом он предстанет перед студентами, во многом определяет этику учебного процесса. Кроме того, преподаватель-клиницист демонстрирует свое клиническое мышление, умение общаться с больным человеком, грамотно интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований, умение пользоваться основами педагогического мастерства, вовлечь студентов в активное участие в разборе больного.
Коммуникативную компетентность специалиста можно охаpaктеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального взаимодействия с окружающим, умение правильно понимать и толковать специальные термины с людьми, не имеющими отношения к медицине. Коммуникативная компетентность врача начинает формирововаться еще в процессе обучения в медицинском вузе, затем самостоятельно в результате общения с больными. Поэтому очень важно показать преподавателю- клиницисту своим студентам правильный стиль поведения, манеру общения с больными. Если отношение преподаватель-студент представляется как «внутренняя» проблема высшей школы, то когда в это отношение включается больной, ситуация приобретает более широкий хаpaктер. В учебном процессе происходит посвящение студента, еще не врача, в тайну болезни, при этом никто не спрашивает согласие пациента на такое посвящение. Регламентирующих или методических рекомендаций на случай взаимодействия преподаватель-студент-больной в доступной литературе мало. В спopных случаях больного можно «заменить» ситуационной задачей. Это вопросы не только правовые, но и этические. Сейчас этические вопросы преподавания на клинической кафедре обретает актуальность в связи с тем, что неукоснительное соблюдение прав больного человека в современном цивилизованном обществе может значительно осложнить учебный процесс, сделать больного недоступным для обучения врачебной профессии. Особенно это актуально при изучении дисциплины инфекционные болезни, учитывая заразность некоторых инфекционных болезней, невозможность по этическим соображением разбирать больных у постели (например, при ВИЧ-инфекции), как это было принято до недавних пор в медицинском вузе. Подготавливая весь комплекс занятий, начинающий преподаватель вынужден осмыслить и место заданной темы в учебной дисциплине, и необходимость междисциплинарной интеграции с проведением дифференциальной диагностики. Кроме того, преподаватель должен подготовить необходимую для этих занятий методическую документацию и критически осмыслить и при необходимости усовершенствовать сложившуюся на кафедре методику преподавания.
Поиск новых форм и приемов изучения дисциплины в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. Внедрение активных форм и методов обучения, направленных на активизацию обучающихся в учебном процессе (ситуационные задачи, программированный и тестовый контроль, использование обучающих программ, демонстрация видеофильмов, проведение деловых игр, использование мультимедийного сопровождения учебных занятий, демонстрация слайдов для наглядного преподавания) сегодня как никогда актуально.
Статья в формате PDF 111 KB...
28 04 2024 1:50:19
Статья в формате PDF 250 KB...
25 04 2024 9:25:46
С использованием инструмента «Bilateral Trade» базы данных Trade Map проделаны матричный анализ взаимной торговли в системе стран БРИКС + Иран за 2001 и 2010 гг. Расчеты показали на существенную трaнcформацию взаимной торговли в системе рассматриваемых стран, в которой Россия значительно ухудшила свои позиции, а Бразилия и Китай – улучшили. Показано также, что Иран гораздо лучше интегрирован во взаимную торговлю со странами БРИКС по сравнению с ЮАР, что даёт ему весомый аргумент для вступления в это объединение стран. ...
24 04 2024 17:53:59
Статья в формате PDF 414 KB...
23 04 2024 9:40:21
Статья в формате PDF 125 KB...
22 04 2024 16:58:55
Статья в формате PDF 114 KB...
20 04 2024 9:49:34
Статья в формате PDF 268 KB...
19 04 2024 10:20:19
Статья в формате PDF 314 KB...
18 04 2024 2:14:41
17 04 2024 21:47:22
Статья в формате PDF 104 KB...
16 04 2024 7:21:10
Статья в формате PDF 227 KB...
14 04 2024 2:18:35
Статья в формате PDF 126 KB...
13 04 2024 4:48:37
Предложено устранять внутриутробную гипоксию и асфиксию плода путем искусственной вентиляции его легких дыхательным газом. Для искусственного дыхания внутриутробного плода разработано специальное устройство, названное внутриматочным аквалангом. Внутриматочный акваланг включает аппарат искусственной вентиляции легких и дыхательный контур со специальной раскладной (раздувной) дыхательной маской, надеваемой внутри матки на голову плода наподобие сетчатого шлема. Разработана контролируемая с помощью УЗИ технология введения маски внутрь матки через естественное отверстие в шейке матки, технология одевания дыхательной маски на голову внутриутробного плода при головном его предлежании и технология вентилирования легких внутриутробного плода дыхательным газом. ...
12 04 2024 12:54:19
Статья в формате PDF 101 KB...
11 04 2024 0:15:16
Статья в формате PDF 141 KB...
10 04 2024 4:47:45
Статья в формате PDF 132 KB...
06 04 2024 3:40:47
Статья в формате PDF 143 KB...
05 04 2024 14:10:31
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2024 12:10:32
Статья в формате PDF 224 KB...
02 04 2024 17:30:21
Статья в формате PDF 171 KB...
01 04 2024 8:37:32
Статья в формате PDF 1463 KB...
29 03 2024 6:32:33
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2024 1:51:57
Статья в формате PDF 152 KB...
27 03 2024 16:21:52
Статья в формате PDF 105 KB...
26 03 2024 9:28:34
25 03 2024 16:14:15
Статья в формате PDF 115 KB...
23 03 2024 1:59:31
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 2:24:37
Статья в формате PDF 304 KB...
20 03 2024 21:50:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::