ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА СМК ВУЗА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ДИРЕКТИВ ENQA
В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего профессионального образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности вузов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней оценки на основе тех или иных моделей управления качеством. Это обеспечивает перенос ответственности за качество в вузы. «Стандарты и Директивы для гарантии качества высшего образования в Европейском регионе» (далее - стандарты и директивы ENQA), разработанные ассоциацией ENQA (European Network for Quality Assurance in Higher Education - Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании), декларируют, что самооценка вузов - это отправная точка для эффективной гарантии качества.
По материалам Интернета наиболее часто используемой формой оценки качества образования в государствах является самооценке вузов. При этом если в ряде других стран самооценка составляет основу управления качеством образования, то в России ее результаты пока лишь учитываются при прохождении вузом других процедур оценки.
Эффективная система качества образования в вузе, основанная на самооценке, сама по себе обеспечивает объективную оценку и доверие к деятельности вуза и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. Результаты самооценки становятся с одной стороны механизмом постоянного внутреннего улучшения системы качества, с другой могут представляться внешним проверяющим для их выборочной проверки.
Не стоит путать методы самооценки с самой моделью системы менеджмента качества (СМК). Основой самооценки является повышение результативности СМК, без наличия которой невозможно успешное прохождение государственной и общественной аккредитации.
В качестве моделей, используемых вузами при создании СМК, могут выступать как системы качества на основе международных стандартов ISO серии 9000, Стандартов и Директив ENQA, так и другие модели.
Первым вопросом при проведении самооценки академии был выбор метода самооценки. Фактически метод самооценки представляет собой перечень требований к уровню организации процессов академии.
Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества, т.е. фактически - требования к внутренней системе качества вуза сводятся к следующему:
1. Политика и процедуры оценки качества;
2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций;
3. Оценка студентов;
4. Гарантия качества преподавательского состава;
5. Ресурсы обучения и поддержка студентов;
6. Информационные системы;
7. Общественная информация;
Для проведения самооценки в академии была разработана блок-схема процесса и матрица ответственности структурных подразделений и должностных лиц академии в процессе проведения оценки по стандартам ENQA.
Последовательность действий академии при проведении самооценки
1. Издание приказа о проведении самооценки. Назначение руководителя проекта, который возглавляет работу по самооценке, включая составление сводного отчета.
2. Руководители подразделений назначают конкретных сотрудников для участия в группе по составлению отчета.
3. Члeны группы по составлению отчета собирают информацию, по подтверждению выполнения положений стандартов и степени зрелости процессов. Руководитель проекта составляет сводный отчет и представляет его руководству вуза.
5. Руководитель подразделения рассматривает отчет и утверждает отчет как документ, дающий объективное представление о состоянии дел в вузе.
6. Копии отчета направляются члeнам экспертной группы. Каждый эксперт определяет сильные и слабые стороны процессов, а также области для совершенствования и выставляет суммарную оценку в баллах.
7. Эксперты под руководством главного эксперта обсуждают результаты работы, приходят к консенсусу и составляют экспертное заключение, включая рекомендации по улучшению деятельности.
8. Руководитель подразделения определяет ответственных за разработку и реализацию плана корректирующих действий.
10. Руководители процессов осуществляют регулярный контроль за выполнением плана мероприятий в период между самооценками, которые должны проводиться ежегодно в целях непрерывного совершенствования процессов.
По результатам самооценки была определена степень зрелости процессов академии на уровне воспроизводимость и разработан план мероприятий по совершенствованию СМК.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Бечичи), 9-16 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 19.08.2008 г.
Статья в формате PDF 155 KB...
02 05 2024 14:43:10
Статья в формате PDF 163 KB...
01 05 2024 3:25:44
Статья в формате PDF 123 KB...
30 04 2024 13:17:53
Статья в формате PDF 112 KB...
28 04 2024 20:42:37
Статья в формате PDF 429 KB...
27 04 2024 12:33:50
Статья в формате PDF 395 KB...
26 04 2024 17:23:14
Статья в формате PDF 307 KB...
25 04 2024 20:49:19
Статья в формате PDF 114 KB...
24 04 2024 12:32:59
Статья в формате PDF 133 KB...
23 04 2024 21:36:15
Проведено исследование хаpaктера образования эритроклазических костномозговых кластеров при лихорадке у лабораторных животных. Установлено, что лихорадка сопровождается увеличением клеточности костного мозга, активацией эритроклазического кластерообразования нейтрофильными миелокариоцитами и макрофагами, сопровождающегося усилением экзоцитарного лизиса эритроцитов в кластерах, то есть увеличением цитолитической активности данных миелокариоцитов. ...
21 04 2024 7:32:39
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 9:47:32
Статья в формате PDF 146 KB...
16 04 2024 6:23:13
Статья в формате PDF 121 KB...
15 04 2024 12:58:21
Статья в формате PDF 113 KB...
14 04 2024 12:55:23
Статья в формате PDF 244 KB...
13 04 2024 14:29:12
Статья в формате PDF 116 KB...
11 04 2024 14:48:58
Статья в формате PDF 125 KB...
10 04 2024 15:48:26
Статья в формате PDF 106 KB...
09 04 2024 6:16:57
Статья в формате PDF 295 KB...
08 04 2024 12:54:52
Статья в формате PDF 124 KB...
07 04 2024 23:58:28
Статья в формате PDF 138 KB...
06 04 2024 7:36:21
Статья в формате PDF 254 KB...
05 04 2024 5:10:46
Статья в формате PDF 116 KB...
04 04 2024 3:26:26
Статья в формате PDF 109 KB...
03 04 2024 8:56:45
Статья в формате PDF 265 KB...
02 04 2024 6:55:47
Статья в формате PDF 107 KB...
01 04 2024 21:17:34
Статья в формате PDF 124 KB...
29 03 2024 13:47:41
Статья в формате PDF 361 KB...
28 03 2024 17:51:57
Статья в формате PDF 291 KB...
27 03 2024 3:59:30
Статья в формате PDF 122 KB...
26 03 2024 3:42:44
Статья в формате PDF 148 KB...
25 03 2024 14:41:12
Статья в формате PDF 117 KB...
24 03 2024 4:47:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::