ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
В российской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно-перцептивные блоки, хаpaктеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
В нашем исследовании участвовали 78 человек, учащихся 10-11-х классов, 15-16 лет, обследованных по полной психологической программе. Исследование состояло из двух разделов: в первом изучали показатели креативности; во втором - разноуровневые свойства индивидуальности учащихся.
В современной психологии разработан многоуровневый подход интегрального, системного исследования индивидуальности (Б.Г. Ананьев, 1980; В.С. Мерлин, 1986; Б.А. Вяткин, 2003). В блок личностных свойств вошли: тесты Кэттелла, Леонгарда-Шмишека, Нейротип по З. Фрейду, СМОЛ. Темпераментные свойства: тесты ОСТ В.М. Русалова, Айзенка
В соответствии с целью работы и первой задачей, для исследования отличительных качеств в особенности мышления, учащиеся были разделены на две группы по степени возрастания креативности. Первая группа названа нами «творческой группой» (в среднем общий балл креативности составлял 66 %), вторая группа - «стереотипная группа» (22%).
Дисперсионный фактор выявил для творческих способностей, значимость фактора беспечность - серьезность (p<0.05). То есть серьезные лица, умеющие размышлять над последствиями своих поступков, являются в тоже время творческими. Лица творческой группы нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении (фактор самостоятельности - зависимости, р<0.05). Считается (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), креативность формируется на основе семейной традиции и для его развития требуется эмоциональная стабильность. Для творческой активности ребенка существенным является наличие исследовательского инстинкта, значение показателя которого обратно пропорционально инстинкту самосохранения (р<0,05).
Полученные результаты работы имеют информационную ценность и могут быть полезными как при построении актуальной обобщенной теории творческого мышления, так и при разработке различных вариантов системы развивающего обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Венгер Л.А. О роли познавательных способностей в процессе обучения дошкольников
// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, - М, 1998. - С. 203-248. - Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991. -С.3-25.
- Дунекр К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М., 2002. - С. 69-87.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петровского. - М.: МГУ, 1981. -С.71-77.
Статья в формате PDF 129 KB...
26 04 2024 5:45:30
Статья в формате PDF 114 KB...
25 04 2024 5:53:21
Статья в формате PDF 391 KB...
24 04 2024 9:13:14
23 04 2024 6:54:13
Статья в формате PDF 126 KB...
22 04 2024 1:44:58
Статья в формате PDF 103 KB...
21 04 2024 4:41:46
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 11:32:27
Статья в формате PDF 118 KB...
19 04 2024 20:51:44
Статья в формате PDF 263 KB...
18 04 2024 10:23:44
17 04 2024 2:28:32
Статья в формате PDF 113 KB...
16 04 2024 10:57:34
Статья в формате PDF 487 KB...
15 04 2024 1:33:21
Статья в формате PDF 202 KB...
14 04 2024 14:35:42
Статья в формате PDF 125 KB...
13 04 2024 21:47:44
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 2:33:45
Статья в формате PDF 132 KB...
11 04 2024 11:20:59
Статья в формате PDF 287 KB...
10 04 2024 12:12:33
Статья в формате PDF 399 KB...
09 04 2024 2:21:42
Статья в формате PDF 141 KB...
08 04 2024 22:13:10
Статья в формате PDF 245 KB...
07 04 2024 6:35:48
Предлагается метод измерения температуры, с целью уменьшения погрешности измерений и увеличения точности бесконтактного измерения. Существенной особенностью предлагаемого метода является возможность использования двухступенчатого подхода с предварительной или дополнительной регистрацией состояния системы и теплового излучения для уточнения измерения температуры. ...
06 04 2024 23:23:48
Статья в формате PDF 245 KB...
05 04 2024 18:10:39
Статья в формате PDF 308 KB...
04 04 2024 3:11:36
Статья в формате PDF 122 KB...
03 04 2024 14:27:21
Статья в формате PDF 135 KB...
02 04 2024 21:11:48
Статья в формате PDF 278 KB...
01 04 2024 21:28:35
Статья в формате PDF 120 KB...
31 03 2024 7:52:47
30 03 2024 23:56:38
Статья в формате PDF 256 KB...
29 03 2024 10:30:54
Статья в формате PDF 141 KB...
27 03 2024 22:22:12
Статья в формате PDF 135 KB...
24 03 2024 12:44:33
Статья в формате PDF 269 KB...
23 03 2024 10:24:32
22 03 2024 23:15:25
Статья в формате PDF 300 KB...
21 03 2024 6:33:44
Статья в формате PDF 366 KB...
20 03 2024 16:22:42
Статья в формате PDF 102 KB...
19 03 2024 2:50:12
Статья в формате PDF 106 KB...
18 03 2024 11:33:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::