РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДО 2020 ГОДА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДО 2020 ГОДА

РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДО 2020 ГОДА

Синельников Б.М. Михайленко В.И. Статья в формате PDF 135 KB

Сохранение и развитие федерального эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод находилось и находится в центре внимания Правительства Российской Федерации и глубокого понимания значимости региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ) поскольку регион всегда играл ведущую роль в выполнении важнейшей государственной задачи - укрепления здоровья россиян. Об этом свидетельствуют многочисленные законодательные акты, принятые федеральными органами по Кавказским Минеральным Водам. Значительным для России и региона Кавминвод явилось поручение Президента Российской Федерации В. Путина Правительству Российской Федерации «разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод» от 12 августа 2004 года. В рамках последовательных действий по реализации этого поручения и создана Стратегия социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 года как Стратегия субъекта Федерации, а не стратегия развития муниципального образования. Разработка Стратегии осуществлялась в рамках государственного заказа правительства Ставропольского края и администрации Кавказских Минеральных Вод, который выполнила отобранная по результатам конкурса комaнда санкт-петербургских специалистов ведущего института страны - Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики при участии международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр».

В помощь разработчикам были созданы генеральный Совет стратегического планирования, рабочая группа и тематические комиссии, которые привлекли к разработке Стратегии ведущие научные и профессиональные силы региона.

Методическую помощь в разработке Стратегии и определении путей развития региона оказывали Министерство регионального развития РФ и представители Межведомственной комиссии. Все это позволило обеспечить достаточно высокое качество научно-исследовательской работы.

Стратегия состоит из пяти разделов, которые в совокупности позволили разработать программу сбалансированного решения задач сохранения благоприятного состояния окружающей среды, ее природно-ресурсного потенциала (как базовой основы курортно-рекреационной отрасли), хозяйственного и территориального развития этого сложного социально-экономического комплекса.      

Первая часть - это «Доктрина развития региона Кавказских Минеральных Вод до 2020 года», в которой в самом сжатом виде отображены основные идеи и позиции по развитию региона. Далее они интегрируются в более конкретные детальные документы.

Границы региона определены Постановлением Правительства РФ N 462 от 6 июля 1992 года, который в основном расположен на территории Ставропольского края (58°/° территории), а также частично в него входящих территорий Кабардино-Балкарии (9°/о) и Карачаево-Черкесии. На его территории сконцентрированы уникальные, пpaктически все известные в мире, большие запасы  лечебных минеральных вод, лечебная грязь и другие природные лечебные ресурсы, обеспечивающие  существующую потребность и большой потенциал развития курортного комплекса.

Администрация Кавминвод была создана для того, чтобы обеспечивать государственное управление регионом в вопросах охраны и рационального использования природных и лечебных ресурсов, эффективного развития курортов федерального значения и соблюдения экологического равновесия окружающей природной среды при развитии хозяйственного и социального комплекса региона. Руководитель администрации Кавказских Ми Авторы Стратегии сумели выстроить программу гармоничного развития как курортной, так и хозяйственной отраслей на основе формирования пропорционального соотношения отдельных элементов этого сложного социально-экономического комплекса.

Руководитель администрации КМВ назначается Президентом России по представлению администрации Ставропольского края и утверждается также первым заместителем председателя правительства Ставропольского края.  Значит администрация КМВ имеет двойной статус - и федеральный и  субъекта Федерации.

На территории Кавказских Минеральных Вод, входящей в Ставропольский край, расположено 11 муниципальных образований (7  городских округов и 4 муниципальных района0. В регионе проживает более 900 тыс. человек, но в ближайшем будущем его население приблизится к одному миллиону жителей. Границы городов-курортов и некоторых поселков Предгорного и Минераловодского районов пpaктически слились и образуют единую агломерацию, близкую по объективным хаpaктеристикам к городскому мегаполису, соединенными общими региональными системами водоснабжения и водоотведения, электрическими и газовыми сетями, совместными трaнcпортными коммуникациями. В регионе функционирует крупнейший аэропорт Минеральные Воды - важный стратегический объект Юга России. обеспечивающий воздушные связи с городами России и стран зарубежья.

На территории региона развивается несколько экономических кластеров. Это не только санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс -  «лицом» нашего региона. Здесь также получили развитие и такие комплексы, как «трaнcпорт - логистика - торговля», «агропродовольственный» и «образование - наука - инновации».

Четыре города-курорта, расположенные на нашей территории, имеют статус курортов федерального значения, подтвержденный 17 января 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах». Курорты Кавминвод специализируются на лечении различных болезней.

Какова же идеология развития региона, сформулированная разработанной Стратегией?

Конкурентные преимущества, в рамках Стратегии, объединены в 7 групп. Прежде всего, это комплексные оздоровительные факторы (разнообразные минеральные воды, лечебные грязи, радон, климат), такого компактного их сочетания более не встречаются на Земле. Эти факторы позволяют применять уникальные лечебно-оздоровительные технологии, проверенные двухсотлетней курортной пpaктикой региона Кавминвод. Здесь богатое культурно-историческое наследие, высокая концентрация учебных заведений, выгодное географическое положение, здесь проходят важнейшие трaнcпортные артерии. В Ставропольском крае хороший инвестиционный климат, который сказывается и на территории Кавминвод. И уникальное преимущество - это наличие администрации Кавказских Минеральных Вод, которая является координатором курортно-рекреационного развития.

С учетом этих преимуществ в Стратегии сделан анализ перспектив развития санаторно-курортного комплекса. Если какое-то время после перехода на рыночные отношения спрос на санаторно-курортные услуги в России резко упал, то сейчас под воздействием ряда факторов он интенсивно растет. За последние годы наметилась устойчивая динамика роста отдыхающих: со 120 тысяч человек в 1994 году до 625 тысяч в 2006 году.

Формулируя идеологию развития региона, в рамках Стратегии определены четыре ее главных направления развития.

Первое: регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. В Стратегии обоснована возможность увеличения санаторно-курортного комплекса к 2020 году не менее чем в 1,5 -2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых строительных площадок.

Второе: основу экономики региона будут составлять четыре кластера. Первый из них -санаторно-курортный и туристический комплекс. Эффективное его развитие связано с необходимостью обеспечения рационального использования природных лечебных ресурсов, проведения комплекса природоохранных мероприятий, гармоничного соединения уникального опыта ведения курортного дела на Кавказских Минеральных Водах с современными мировыми тенденциями, а также - проведения расширения и модернизации курортной и инженерной инфраструктуры. Помимо этого основу экономики региона будущего будут определять еще, как минимум, три кластера: трaнcпорт - логистика - торговля, образование - наука - инновации и агропродовольственный (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

Tрaнcпорт - логистика - торговля - это направление, уровень развития которого в регионе уже имеет федеральное значение (как минимум, это трaнcпортно-логистический узел масштаба Юга России, концентрация мелкооптовой торговли в регионе очень высока).И, конечно, в регионе имеются предпосылки для развития экологически чистого агропродовольственного комплекса, включающего в себя развития сельского хозяйства и создание мощной пищевой промышленности, обеспечивающего курортно-туристические объекты экологически чистыми продуктами с учетом соблюдения существующих природноохранных ограничений, что очень важно как для организации диетического питания в здравницах и тургостиницах, так и для чистоты зон формирования минеральных вод.

Третье направление идеологии развития состоит в том, что благоприятный инвестиционный климат, будет инициировать развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций в развитие пока еще низкорентабельных, но крайне необходимых для курортного региона обслуживающих предприятий, увеличивая доходы в бюджеты всех уровней.

И четвертое: многие перспективные направления устойчивого развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов нуждаются в значительных капитальных вложениях и весомой государственной поддержке. Только за счет собственных средств регион развиваться не сможет.

В ходе разработки Стратегии в результате всесторонних обсуждений была сформулирована миссия региона Кавказских Минеральных Вод: «Уютный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов».

Для того, чтобы воплотить в жизнь это представление о будущем региона, в рамках Стратегии было сформулировано шесть направлений: сохранение и рациональное использование уникального природно-ресурсного комплекса, развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса, развитие экономики и хозяйственного климата, развитие личности и общества, инфраструктурное и прострaнcтвенное планирование, совершенствование системы управления, согласованное выполнение которых смогут обеспечить стремительное возрождение и устойчивое развитие нашего уникального региона.

Какова перспектива развития санаторно-курортного комплекса? Исследования разработчиков показали, что у нас большие запасы минеральной воды (16,7 тысячи кубических метров в сутки) и есть большой потенциал для развития (14,3 тысячи кубических метров в сутки). Существующие возможности используются далеко не полностью. Исходя из запасов минеральных вод и медицинских норм потрeбления минеральной воды на курс лечения, был сделан расчет возможного увеличения емкости санаторно-курортного и туристического комплекса более чем в 3 раза по коечной емкости и возможного доведения потока лечащихся в перспективе до 2,2 миллиона человек в год.

Однако с учетом темпов развития инженерной и курортной инфраструктуры, кадровых возможностей, строительного потенциала, роста спроса на санаторно-курортные услуги сделаны достаточно осторожные прогнозы: увеличить к 2020 году суммарный поток пациентов санаторно-курортного и туристического комплекса в 2,5 раза. Коечная емкость санаторно-курортных и туристических объектов к 2020 году увеличится до 50 тыс. мест. И хотя дополнительно будут освоены новые перспективные курортно-рекреационные территории. по расчетам уже к 2020 году курорты Кавминвод смогут принимать на отдых и лечение более полутора миллионов человек в год.

Необходимо не только постоянно повышать эффективность курортного лечения, но и развивать новые виды услуг, используя как зарубежный опыт, так и богатый опыт отечественных традиций санаторно-курортного лечения. В дальнейшем без повышения качества всей социально-бытовой и культурной сферы, без расширения анимационного сервиса, создания современной индустрии отдыха мы не сможем эффективно использовать наш потенциал, привлекать туристов, в том числе из дальнего зарубежья.

С расширением емкости курортов должна расширяться и совершенствоваться система подготовки кадров. Как показали исследования, в перспективе структурные сдвиги в экономике позволят обеспечить приток необходимого количества кадров в санаторно-курортную и туристическую  отрасль.

Решающим фактором развития региона явится то, что на его территории будет создана и 20 лет функционировать особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В ее рамках на 14 инвестиционных площадках, общей площадью 1649 гектаров, в Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, Лермонтове, Минераловодском и Предгорном муниципальных образованиях будут реализованы очень интересные 26 проектов, в том числе: Всероссийский детский оздоровительный центр у подножия горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в Ессентуках, Центр экстремального туризма на горе Юца, Мега-парк развлечений в Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и другие.

Концепцией создания особой экономической зоны определены объемы финансирования по каждому инвестиционному проекту и в разрезе долевого участия в строительстве бюджетов всех уровней и бизнеса. Всего запланировано привлечь в регион около 49 млрд. руб. инвестиций. Из них - 46,6 млрд. рублей будет направлено на строительство и модернизацию туристических объектов; 2,4 млрд. рублей - на создание инфраструктуры, это реконструкция дорог, прокладка новых водопроводов, канализационных сетей, обеспечение строительных площадок энергетическими ресурсами. Таким образом, инфраструктура будет создана за счет средств бюджетов всех уровней.

В результате создания ОЭЗ и реализации инвестиционных проектов в регионе прогнозируется прямой прирост 11,2 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, произойдет увеличение числа рабочих мест вследствие повышения эффективности работы других отраслей хозяйственного комплекса региона, работающих в связке с туристическими объектами (торговля, бытовое обслуживание, трaнcпорт, сфера развлечений).

Помимо санаторно-курортного комплекса на территории региона предполагается развивать комплекс трaнcпорт - логистика - торговля. Относительная безопасность региона создала для него конкурентные преимущества. Исторически сложившиеся трaнcпортные пути сумели образовать в регионе такой узел, в котором успешно развивается торговля. Но чтобы она развивалась эффективно и в будущем не мешала развитию санаторно-курортного комплекса, эксперты рекомендуют построить 4 трaнcпортно-логистические зоны и реконструировать ряд федеральных автомобильных дорог.

Научно-образовательный комплекс базируется на потенциале уже существующих 11 вузов и 8 техникумов, в которых получают образование 78 тысяч студентов. Необходимо в кратчайшие сроки нашим ведущим вузам подготовить всю необходимую документацию и оборудование для получения лицензии на право подготовки специалистов для индустрии гостеприимства. Агро-продовольственный комплекс в перспективе будет удовлетворять потребности местного населения, санаторно-курортного комплекса, но и частично обеспечивать вывоз продукции за пределы региона.

В Стратегии с учетом специфики особо охраняемого эколого-курортного региона разработаны мероприятия, реализация которых позволит повысить эффективность системы управления регионом, который вносит неоценимый вклад в решение общенациональной задачи - укрепление здоровья россиян благодаря тому, что все четыре города региона имеют статус курортов федерального значения, а значит, вправе рассчитывать на ежегодное регулярное федеральное финансирование. Это нашло отражение в разработанных в Стратегии возможных путей финансирования региона: ежегодные бюджетные ассигнования городов-курортов федерального значения отдельной строкой, государственные инвестиции в рамках «Системы мер государственной поддержки региона Кавказских Минеральных Вод» (2008-2012 гг.), а также реализации федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод (2010 - 2020 гг.)». Аргументом может служить и то, что рекомендованная в Стратегии система управления регионом будет  активнее развивать в регионе высокодоходные отрасли,  способствовать ускорению процесса его социально-экономического развития, достижению целей в области улучшения демографической ситуации, обеспечения занятости и снижения бедности, охраны и укрепления здоровья населения, а также развития гражданского общества и воспитания толерантности.  В ней определено, какую необходимо создать нормативно-правовую базу федерального уровня, чтобы администрация КМВ стала более весомым субъектом управления на территории региона и еще более эффективно исполняла свое предназначение. А, что будет способствовать

На что планируется в рамках «Системы мер» направить внимание и ресурсы государства? В рамках Стратегии были проведены детальные оценки объемов капиталовложений. По расчетам экспертов для модернизации и развития инженерной и трaнcпортной инфраструктуры необходимо порядка 30 млрд. рублей, на сохранение природно-ресурсного потенциала и решение экологических проблем - в пределах 5 млрд. рублей. В Системе мер на реализацию особенно важных для возрождения курортов Кавказских Минеральных Вод мероприятий определен объем финансовых ресурсов в сумме 61 млрд. руб. на 5 лет, причем на долю бюджетных источников приходится около 33 млрд. рублей, на долю внебюджетных инвестиций - 26,7 млрд. рублей. Средства из федерального, краевого и местных   бюджетов, а также частных инвесторов предполагается использовать, прежде всего, на развитие  инфраструктуры, природно-ресурсного комплекса и экологии, но существенную долю занимают и вложения в социальное развитие.

Окупятся ли те вложения, которые предполагается сделать? Проведен упрощенный расчет возможного вклада санаторно-курортного комплекса в оздоровление нации. В качестве гипотезы принято, что каждый человек, посетивший санаторий КМВ, увеличивает свою работоспособность на 15 - 30%. В пользу этого свидетельствуют результаты научных исследований Пятигорского государственного НИИ курортологии Минздравсоцразвития России которыми установлено, что в послекурортном периоде сокращается число больных, пользующихся освобождением от работы, а также количество дней временной нетрудоспособности, потребность в госпитализации и т.д. Годовой экономический эффект в виде вклада в рост оздоровления одного человека можно определить в диапазоне от 30 до 60 тысяч рублей на человека. Соответственно, эффект в виде вложений в консолидированный бюджет России составит от 11 до 22 тыс. руб. на человека.

Вклад от контингента пациентов, восстановивших или увеличивших свою работоспособность вследствие лечения в санаториях КМВ, в Стратегии рассчитан за 15-летний период. В расчет принят предполагаемый рост к 2020 году до 770 тысяч человек только пациентов санаторно- курортного комплекса.

Расчет производился в двух вариантах: при и росте ВВП, а также если темп роста ВВП составит в 2006 году до 4% в 2020 году. В результате даже при самых скромных подсчетах (если мы примем в расчет, что работоспособность вырастет на 15%, а рост ВВП будет нулевым), получаем ве прироста ВВП в диапазоне от 107 до 170 миллиардов  рублей за 15 лет и, соответственно, от 35 до 58 миллиардов рублей за 5 лет. И эта величина существенно превышает предполагаемые инвестиции из бюджетов всех уровней, которые мы запрашиваем в рамках «Системы мер государственной поддержки».

Понятно, что эффективное развитие региона 6yдет достигнуто только тогда, когда государственные вложения будут дополняться частными. Стратегия показывает направления этих вложений. Здесь и туристско-рекреационные объекты, и инфраструктурные объекты, и объекты отраслей экономики.

Учитывая это, оценка ожидаемых результатов от реализации Стратегии была проведена экспертами по инвестициям в основной капитал, с выделением курортно-туристического комплекса в отдельный расчет.

Конечные результаты данных исследований показали, что при успешной реализации Стратегии к 2020 году, без  учета инфляции, в регионе ожидается увеличение внутреннего регионального продукта (ВРП) в 2,1 раза. Вновь созданный производственный комплекс региона дополнительно увеличит поступления в бюджеты всех уровней к 2020 году на 6,4 млрд. рублей.

При условии вложения в развитие курортного и туристического комплекса региона КМВ 57 млрд. рублей новый курорт дополнительно будет производить  рекреационных услуг на сумму 13,3 млрд. рублей в год; обеспечит прирост ВРП к 2020 году в пределах 7 млрд. рублей в год. Поступления налогов в бюджеты всех уровней увеличатся на 1,5 млрд. рублей в год. Дополнительно будет создано около рабочих мест.

Расчет возможного вклада санаторно-курортного комплекса в оздоровление нации и ожидаемые результаты от реализации инвестиционной политики развития региона Кавказских Минеральных Вод в целом позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых в Стратегии мер и путей дальнейшего развития региона Кавказских Минеральных Вод на ближайшие 10-15 лет.

В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разpaбатывается проект Федеральной программы «Экономический рост регионов Юга России (2008 - 2012 гг.)». Было бы чрезвычайно важным внести в данную программу первоочередные инвестиционные проекты мероприятий «Системы мер». Но внести их отдельным блоком, с определением региона Кавказских Минеральных Вод самостоятельным субъектом программы.

Мы верим, что Министерство регионального развития Российской Федерации, являясь координатором стратегического планирования, окажет нам действенную помощь в подготовке и представлении в Правительство Российской Федерации соответствующих нормативных документов, позволяющих установить региону Кавказских Минеральных Вод более весомую государственную поддержку.



ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ Статья в формате PDF 89 KB...

24 04 2024 10:40:21

ДЯТЛОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА

ДЯТЛОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 73 KB...

22 04 2024 9:38:45

НИКОЛАЕВА НАДЕЖДА КЛИМЕНТЬЕВНА

НИКОЛАЕВА НАДЕЖДА КЛИМЕНТЬЕВНА Статья в формате PDF 65 KB...

19 04 2024 0:42:45

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание)

АТОМ. СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА (электронное издание) Статья в формате PDF 278 KB...

18 04 2024 12:29:43

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 331 KB...

10 04 2024 13:23:12

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВРОЖДЕННЫХ ПАТОЛОГИЙ В МУГАНСКОЙ И ШИРВАНСКОЙ ЗОНАХ АЗЕРБАЙДЖАНА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВРОЖДЕННЫХ ПАТОЛОГИЙ В МУГАНСКОЙ И ШИРВАНСКОЙ ЗОНАХ АЗЕРБАЙДЖАНА Проведен сравнительный анализ результатов популяционно-генетических исследований по выявлению легкодиагностируемых врожденных пороков развития и наследственных заболеваний среди населения Муганской и Ширванской зон Азербайджана. Установлена высокая частота распространения нарушений ЦНС, аномалий скелета и врожденных патологий зрения. С использованием молекулярного метода полимеразно-цепной реакции идентифицированы типы мутаций β-талассемии в обследованных зонах. Планируется проведение пренатальной диагностики талассемии. ...

06 04 2024 18:52:48

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз

Эссенциальные микроэлементы и гомеостаз Статья в формате PDF 122 KB...

02 04 2024 19:59:49

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Энзимопатий)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Энзимопатий) Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...

31 03 2024 7:20:51

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication Статья в формате PDF 320 KB...

29 03 2024 11:46:39

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ Статья в формате PDF 124 KB...

24 03 2024 5:33:26

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ Статья в формате PDF 246 KB...

23 03 2024 10:42:16

МОРФОГЕНЕЗ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

МОРФОГЕНЕЗ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 115 KB...

22 03 2024 13:28:34

МОДЕЛЬ ГЕОДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ

Статья в формате PDF 225 KB...

18 03 2024 22:19:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::