СОСТОЯНИЕ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ИММУНОДЕПРЕССИИ И КОРРЕКЦИИ РАСТИТЕЛЬНЫМ ЭКСТРАКТОМ
Важная роль в поддержании гомеостаза целостного организма принадлежит иммунной и нервной системам. Иерархическая организация регулирующих систем, наличие гумopaльных механизмов взаимодействия клеточных популяций, точками приложения которых являются все ткани и органы, предполагают возможность обнаружения аналогий в их функционировании.
Результаты собственных экспериментов продемонстрировали, что при воздействии факторов химической этиологии: цитостатика азатиоприна (в дозе 50 мг/кг массы тела, ежедневно, per os в течение 5 дней) и гербицида 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-Д) (в дозе 20 мг/кг массы тела, ежедневно, per os в течение 5 дней) у экспериментальных животных (мышей) развивается вторичное иммунодефицитное состояние. Данный диагноз был поставлен на основании результатов комплексного анализа показателей иммунной системы на всех уровнях ее организации: клеточном, тканевом, органном и организменном. Состояние на каждом уровне оценивалось с использованием системно-функционального подхода, сущность которого заключается в определении способности каждой системы иммунитета выполнять свои основные функции. Так, функциональная активность В-системы иммунитета была оценена по числу антителообразующих клеток в селезенке и титру гемагглютининов в сыворотке крови; Т-системы - по выраженности локальной реакции «трaнcплантат против хозяина», реакции гиперчувствительности замедленного типа, активности Т-супрессоров антителообразования; перитонеальных макрофагов - в реакциях фагоцитоза различных объектов, лизосомальной активности, спонтанной миграции и антигенпрезентирующей активности; естественная цитотоксичность - по активности естественных клеток-киллеров. Полученные данные гистологических исследований органов и тканей иммунной системы подтвердили функциональные изменения.
Состояние нервной системы в условиях иммунодепрессии было изучено в тесте «открытое поле». Введение экспериментальным животным цитостатика азатиоприна и гербицида 2,4-Д вызывало снижение уровня поведенческой активности, что проявилось в уменьшении суммарной двигательной активности, ориентировочно-исследовательского поведения, эмоциональности и груминга мышей.
С целью коррекции поведенческой активности экспериментальных животных и иммунодефицитного состояния, вызванного факторами химической этиологии, был апробирован семикомпонентный растительный экстpaкт, составленный по прописям тибетской медицины. В его состав вошли: корневища аира болотного, корни одуванчика, соцветия ромашки, плоды шиповника, плоды боярышника, черные листья бадана толстолистного и трава горца птичьего в весовом соотношении 3:3:2:6:4:1:1. Сухой экстpaкт был получен в Отделе биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН по рациональной технологии, обеспечивающей максимальный выход действующих веществ из данного растительного сырья. Введение данного природного средства в дозе 300 мг/кг (ежедневно, per os в течение 7 дней) отменяло супрессивное действие цитостатика азатиоприна и гербицида 2,4-Д на клеточно-опосредованные реакции, антителогенез и функциональную активность макрофагов, а также способствовало восстановлению поведенческой активности животных.
Таким образом, наблюдаемая картина показателей состояния иммунной и нервной систем в условиях иммунодепрессии и коррекции подтверждает концепцию о том, что данные системы представляют собой единый структурно-функциональный блок с единым гумopaльным полем, где клетки указанных систем осуществляют функции надзора за генетическим постоянством внутренней среды.
Статья в формате PDF 101 KB...
28 04 2024 2:46:42
Статья в формате PDF 141 KB...
27 04 2024 19:23:16
26 04 2024 21:26:13
Статья в формате PDF 140 KB...
25 04 2024 23:29:16
Статья в формате PDF 113 KB...
24 04 2024 8:44:13
Статья в формате PDF 144 KB...
23 04 2024 0:11:47
Статья в формате PDF 220 KB...
21 04 2024 10:18:26
Статья в формате PDF 118 KB...
20 04 2024 14:54:53
Статья в формате PDF 110 KB...
19 04 2024 15:56:30
Статья в формате PDF 141 KB...
18 04 2024 1:55:13
Статья в формате PDF 313 KB...
16 04 2024 4:17:36
15 04 2024 12:29:34
Статья в формате PDF 116 KB...
14 04 2024 10:40:42
13 04 2024 23:26:17
Статья в формате PDF 126 KB...
12 04 2024 6:46:22
Статья в формате PDF 104 KB...
11 04 2024 14:33:51
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, АМФ-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы (СОД), глутатионпероксидазы (ГПО), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, пpaктически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
09 04 2024 3:59:34
Статья в формате PDF 94 KB...
08 04 2024 23:58:35
Статья в формате PDF 112 KB...
07 04 2024 7:40:26
Статья в формате PDF 338 KB...
06 04 2024 3:25:27
Дано краткое описание работы тепловой машины, которая подчиняется второму закону термодинамики. Высказана гипотеза, что для человеческого общества справедлив аналогичный закон. Дана формулировка такого закона. Проведена параллель между работой тепловой машины и бизнесом. Сделаны некоторые выводы применительно к жизни человеческого общества. ...
05 04 2024 19:20:33
Статья в формате PDF 117 KB...
04 04 2024 16:37:12
Статья в формате PDF 106 KB...
03 04 2024 2:20:17
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
02 04 2024 0:46:28
Формирование эффективной системы работы с детьми, обладающими повышенными естественнонаучными способностями, может стать залогом успешного продвижения экономических и образовательных реформ в нашей стране. ...
31 03 2024 15:44:17
Статья в формате PDF 181 KB...
28 03 2024 2:35:12
Статья в формате PDF 138 KB...
27 03 2024 21:24:55
Статья в формате PDF 105 KB...
26 03 2024 16:59:42
Статья в формате PDF 331 KB...
24 03 2024 19:54:27
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 20:58:36
Статья в формате PDF 115 KB...
22 03 2024 2:16:35
Статья в формате PDF 132 KB...
21 03 2024 7:53:10
Статья в формате PDF 323 KB...
20 03 2024 7:33:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::