МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ

Осадчий В.И. Устинова Т.С. Лахатова М.И. Статья в формате PDF 181 KB

В современных педагогических исследованиях широко используется системный подход, в котором в качестве субстанции приняты понятия: «педагогическая система», которая описывает структуру, связи, организацию объекта; «педагогический процесс», который описывает - что происходит в исследуемом, а «педагогическая технология» - как это происходит (Г.Н. Александров и др.).

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует активно осуществлять управление педагогическим процессом получения и освоения знаний студентами. Универсальной хаpaктеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. В последние годы в связи с достижениями психологии общения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалог между преподавателем и студентом, студентов друг с другом, группы студентов и преподавателя. Диалог призван улучшать усвоение учебного материала, влиять на мотивационную сферу познавательной деятельности студентов и, следовательно, на контрольно-оценочную сферу.

Особую роль в познании играет когнитивная психология, которая исследует познавательные процессы приема, сохранения, переработки, воспроизведения и использования информации (Р.Солсо). Организация познавательной деятельности студентов принадлежит преподавателю. Педагогические задачи могут быть решены и решаются посредством повышения активности студентов только под его руководством. Психологические исследования свидетельствуют, что лишь на треть процесс обучения обусловлен способностями обучаемого, а на остальные две трети - его эмоциональным состоянием. Продуктивное эмоциональное состояние интериоризации студентов должен создать преподаватель. Существуют разные методы. Одним из действенных является проблемное обучение. Психологические, методологические, дидактические основания проблемного обучения проанализированы В.И. Идиатулиным.

Для оценки результатов обучения студентов с 2003 года в ТулГУ используется балльно-рейтинговая система по всем дисциплинам учебных планов всех форм профессионального высшего образования. Эта система предполагает проведение мероприятий текущей и промежуточной аттестации, и она не только способствует повышению внешней мотивации студентов к систематическому, успешному усвоению дисциплин, но и выявляет качества предлагаемых образовательных услуг, их соответствие (и несоответствие) международным стандартам и обнаруживает степень эффективности педагогического процесса.

Можно предположить, что высокий уровень знаний студентов совпадает с высокой долей контактов преподавателя со студентами, инициированных самим преподавателем, владеющим приемами формирования различных структур интеллектуальных процессов (алгоритмических, полуалгоритмических, полуэвристических, эвристических) (Л.Н.Ланда, К. Банг) и иными основами проблемного обучения. В этом случае для описания учебного процесса можно воспользоваться описанием случайных процессов, протекающих в системе массового обслуживания.  Случайный процесс, протекающий в системе массового обслуживания, состоит в том, что система в случайные моменты времени переходит из одного состояния в другое. Учебное занятие рассматривается как случайный процесс с непрерывным временем. Переход системы из одного состояния в другое осуществляется скачком, в момент, когда осуществляется какое-либо событие (в данном случае - коммуникация между студентом и преподавателем). Например, дискретная система X, где различные состояния системы соответствуют различному числу коммуникаций: X0- ни одной коммуникации, X1 - одна коммуникация; Xk - k коммуникаций; Xn - все n участвовали в коммуникативном общении. Для такой системы хаpaктерны необратимые переходы. Упрощенно можно представить каждый этап учебного занятия как поток однородных событий (заявок на обслуживание) и описать его свойства с помощью теории массового обслуживания как стационарный пуассоновский поток [1].

На произвольном участке времени длиной  число событий, попадающих на данный временной участок, распределено по закону Пуассона с математическим ожиданием

,                 (1)

где λ - плотность потока, (среднее число коммуникаций между преподавателем и студентом, приходящееся на единицу времени)

Вероятность того, что за время  произойдет ровно m событий, равна

         (2).

Для данной системы можно записать закон распределения с заданной плотностью

 при    (3).

При рассмотрении пpaктических и семинарских занятий можно предположить, что поток событий не стационарен из-за возможных усложнений коммуникаций (возникших дискуссий, постановки новых проблем). Мгновенная плотность потока  на временном участке

     ,               (4)

где m(t) - математическое ожидание числа событий на участке (0,t). Число событий, попадающих на участок длины

              ,(5),

где - математическое ожидание числа событий на участке от t0 до , равное

     (6).

Закон распределение будет иметь вид:

              (7).

Педагогический эксперимент и анализ данной модели проводили в ТулГУ на кафедре «Физика» естественнонаучного факультета по дисциплинам «физика» в группах инженерных специальностей, а также на кафедре «Мировая экономика и право» экономического факультета по дисциплинам: «Правовое регулирование внешней экономической деятельности предприятий» и «Таможенное и валютное регулирование».

Заключение: Предлагаемая модель в качестве вероятностного описательного средства универсальна, и ее можно адаптировать к условиям каждой конкретной дисциплины и формы обучения. Данная модель позволяет лучше постичь наблюдаемое в педагогическом процессе, а именно увидеть корреляцию между результатами оценок знаний по балльно-рейтинговой системе и применением рациональных педагогических действий проблемного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вентцель Т.Е. Теория вероятностей: Учеб. Для вузов. - 7-е изд. стер. - М.: Высш. шк., 2001 - 575с: ил.
  2. Горбунова О.Ю. Лахатова М.И. Повышение эффективности учебного процесса на примере физического пpaктикума с учетом педагогического взаимодействии «преподаватель-студент» «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России, стр. 83- 85 М, 2007.


РОЛЬ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ТИРЕОИДИТА

РОЛЬ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИИ В РАЗВИТИИ ТИРЕОИДИТА Статья в формате PDF 245 KB...

05 05 2024 12:39:29

ПАРАМЕТР АСИММЕТРИИ ЗОНТООБРАЗНОГО ТЕЛА

ПАРАМЕТР АСИММЕТРИИ ЗОНТООБРАЗНОГО ТЕЛА Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...

29 04 2024 21:56:34

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...

23 04 2024 0:37:38

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Статья в формате PDF 295 KB...

22 04 2024 8:15:24

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БРОНЕЖИЛЕТОВ

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БРОНЕЖИЛЕТОВ В настоящей работе представлены результаты физиолого-гигиенической оценки бронежилетов для наружного ношения, отличающихся конструкцией и видом используемых для изготовления чехлов материалов. Проведены три серии испытаний бронежилетов в условиях микроклиматической камеры в лаборатории специальной одежды Ивановского НИИ охраны труда и реальных условиях эксплуатации в Отделе специального назначения УИН Минюста России по Ивановской области. Сравнительная оценка физиолого-гигиенических хаpaктеристик бронежилетов в первой серии испытаний показала, что по показателям теплового состояния и сердечно-сосудистой системы бронежилет модели 1, чехол которого изготовлен из нового материала с дискретным полимерным покрытием, отличается в лучшую сторону. Исследовали во второй серии испытаний эту модель бронежилета, но с введением в структуру дополнительного амортизационного слоя. Результаты испытаний показали, что сдвиги функционального состояния носчиков наименее выражены при использовании бронежилета с амортизационным слоем. При проведении третьей серии испытаний на пересечённой местности наибольшее число носчиков отметили бронежилет модели 1 с амортизационным слоем как оптимальный. ...

20 04 2024 17:21:22

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ Приведена методика анализа древостоя по запатентованному способу измерения растущих деревьев на пробной площадке с лентами леса 20*10 м с дополнительным расчетом коэффициента компонентного экологического неравновесия древостоя по кривым высот и диаметров. Показаны особенности применения кривых диаметров с волновыми составляющими для оценки качества проведения рубок прореживания древостоя. ...

17 04 2024 16:50:31

Целиакия – современные представления о патогенезе и классификация (обзор)

Целиакия – современные представления о патогенезе и классификация (обзор) Целиакия – энтеропатия, обусловленная развитием неадекватной иммунной реакции в ответ на поступление глютена – белка, содержащегося в злаковых, – в просвет тонкой кишки. Распространенность заболевания составляет 0,5-1,0 % в популяции. Большинство больных являются носителями мутировавшего лейкоцитарного гена DQ2/DQ8. В обзоре обсуждаются современные представления о патогенезе целиакии и классификация Marsh, дополненная Oberhuber. «Золотым стандартом» диагностики целиакии является биопсийное исследование. Диагностически значимыми морфологическими критериями целиакии являются атрофия ворсинок слизистой оболочки тонкой кишки, гиперплазия крипт увеличение числа межэпителиальных лимфоцитов, лимфо-плазмоцитарная инфильтрация собственной пластинки. В плане лечения наиболее эффективна строгая аглютеновая диета, обсуждается возможность применения заместительной ферментной терапии. ...

16 04 2024 3:26:27

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

13 04 2024 22:34:59

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА Статья в формате PDF 129 KB...

05 04 2024 21:17:46

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ КОРМОВЫХ ДОБАВОК

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ КОРМОВЫХ ДОБАВОК Статья в формате PDF 117 KB...

30 03 2024 12:30:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::