ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Крашенинина В.М. Статья в формате PDF 111 KB

Успешное функционирование образовательного учреждения зависит от стабильности, устойчивости всех его структурных подразделений на рынке образовательных услуг. В современных условиях источником дополнительных доходов образовательного учреждения становится широкое привлечение внебюджетных средств (в первую очередь через предоставление платных образовательных услуг и осуществление научно-исследовательской деятельности на хоздоговорной основе). Поэтому, основная цель развития и функционирования образовательного учреждения как любой коммерческой структуры может быть определена через повышение котировки его собственного «пакета акций». Данная цель может быть достигнута через систему эффективного инвестирования в перспективные услуги и направления деятельности, внедрения новых технологий обучения.

Постоянно меняющиеся условия внешней среды оказывают самое непосредственное влияние на реализацию основной цели. Для успеха на рынке жизненно важно принятие правильных инвестиционных решений, возможность принимать и осуществлять эти решения в предельно сжатые сроки. Одним из ключевых требований в данных условиях становится эффективный финансовый контроль, организация эффективной системы управленческого учета. Полный цикл управленческого учета включает этапы планирования, бюджетирования, управленческого анализа и отчетности. При этом использование механизма моделирования на всех этапах управления ОУ и полной модели управленческого учета при принятии управленческих решений позволит реализовать основные приоритеты, регулирующие управление, сформированные на стадии планирования целей и стратегии развития. Основным критерием эффективности управленческого учета в данных условиях становится минимум отклонений от заданной программы развития с учетом внешних и внутренних возмущающих воздействий.

В современных условиях функционирования и развития образовательного учреждения (ОУ) важное место занимает построение и использование в пpaктической деятельности взаимосвязанных моделей управления и создание на их основе комплексной модели управленческого учета, учитывающей особенности данного образовательного учреждения и его место на рынке образовательных услуг. Основными звеньями комплексной модели, определяющими эффективность деятельности образовательного учреждения и гибкость системы административного управления, являются: модель управления организационной структурой, модель управления персоналом, модели управления финансами и издержками ОУ. Использование моделей, основанных на создании гибкой системы управления организационной структурой и управления персоналом в сочетании с моделями управления финансами и издержками позволяет оперативно ответить на множество вопросов, возникающих у руководителя ОУ в процессе управления. Эти вопросы касаются в первую очередь планирования бюджета ОУ и расчета выгодной для ОУ и приемлемой для учащихся стоимости обучения, определения приемлемости для ОУ существующих в регионе ставок оплаты труда сотрудников и преподавателей, оптимального фонда заработной платы сотрудников ОУ, определения основы и порядка расчетов.

Задачи модели управления организационной структурой, состава и принципов функционирования заключаются в обеспечении рационального движения материальных и информационных потоков за счет правильной постановки планирования, организации труда и контроля; тщательно проработанной структуре управления; наличии и своевременной актуализации Положений о подразделениях и должностных инструкций сотрудников подразделений; наличии механизмов формирования штатно-должностного расписания; наличии и своевременной актуализации форм документов и маршрутных карт движения документооборота; внедрении комплексной автоматизированной системы обработки управленческой документации для оперативного получения и обмена информацией, повышения качества управленческих решений.

При создании модели управления персоналом решаются задачи обеспечения высокого уровня исполнительской дисциплины за счет правильного регулирования трудовых отношений и эффективной системы оплаты труда; функционирования рациональной по набору заданных критериев модели оплаты труда на базе сочетания тарифной, контpaктной систем, а также системы участия персонала в доходах подразделений и образовательного учреждения в целом; наличия эффективной мотивации персонала на основе соблюдения принципа единоначалия, единых правил сотрудничества для всего персонала, персонального подхода к оплате труда каждого работника по определенным критериям.

Важное место в системе взаимосвязанных моделей, используемых при управлении образовательным учреждением (ОУ), играет применяемая в данном образовательном учреждении модель управления финансами и издержками. Для успешной работы ОУ, осуществляющего платную образовательную деятельность, помимо качественного обучения требуется обеспечить его рентабельность. Необходимо планировать и анализировать доходы и расходы ОУ, чтобы гарантировать успех.            Основой модели управления финансами и издержками ОУ на этапе текущего планирования финансовых показателей деятельности, на наш взгляд, является использование в пpaктике планирования финансовых моделей, которые согласуются друг с другом по определенному параметру, названному доходностью. Согласование моделей базируется на уравнении, качественный смысл которого заключается в том, что суммарная доходность учебных программ, которая определяется, как разница между валовых доходом учебной программы и прямыми затратами на ее реализацию, должна покрыть косвенные затраты ОУ, Фонд заработной платы АУП, администрации факультетов и валовую прибыль ОУ. Использование такого рода моделей позволяет с достаточно высокой степенью детализации описать процесс финансового планирования и управления ОУ в формализованном виде с тем, чтобы в дальнейшем использовать для определения рентабельности отдельных курсов, функционирования каждого учебного подразделения и учреждения в целом. При управлении финансовыми ресурсами образовательного учреждения необходима безусловная ориентация на основные правила управленческого планирования:

- постановка цели для каждого процесса управленческого планирования и контроля;

- планирование всех составляющих плана (сбалансированность показателей плана);

- связь операционных бюджетов со стратегическими целями;

- наличие ответственных за исполнение по каждой цели;

- отчетность на уровне решения конкретной задачи;

- прогнозы развития внешней среды;

- предоставление доступа к информации о целях, задачах и планах развития и другой значимой информации;

- обеспечение механизма обратной связи;

- составление нескольких сценариев бюджета.

Для оценки финансовой деятельности целесообразно использование таких методов анализа, как предварительный, сравнительный, структурный, трендовый.

На любом этапе реализации основных компонент управленческого учета необходим анализ внешних и внутренних факторов развития.

Внешними являются факторы, влияющие на хозяйственную деятельность и отражающие экономическую ситуацию в регионе в целом и по отраслевым особенностям. Такие факторы должны быть обязательно учтены в основных направлениях финансовой политики образовательного учреждения и при принятии конкретных управленческих решений. К ним относятся:

  • наличие противоречий между Кодексами РФ (БК, НК, ГК), федеральным законодательством общим и отраслевым;
  • отсутствие типовой нормативной базы и специализированного (типового) программного продукта (обеспечения) по внебюджетной деятельности учреждений профессионального образования (включая учет и отчетность);
  • общая политика по отношению к внебюджетной деятельности учреждения профессионального образования;
  • регион расположения учреждения профессионального образования, наличие международных связей;
  • средний уровень цен и платежеспособности населения, сложившийся в регионе по видам товаров, работ и услуг производимых и оказываемых учреждениями профессионального образования.

Внутренними являются факторы, обусловленные индивидуальными специфическими особенностями образовательного учреждения, как в целом, так и по видам деятельности, а именно:

  • научный потенциал, выпускники и имидж учреждения;
  • внутренняя нормативная и методическая база, наличие лицензий и их параметры;
  • ресурсы: кадровые, интеллектуальные информационные, материально-технические (включая оборудование, производственные мощности, библиотечный фонд);
  • виды внебюджетной деятельности и номенклатура продукции, работ и услуг;
  • организационно-управленческая структура учреждений профессионального образования;
  • объем бюджетных ассигнований в объеме финансовых ресурсов и наличие внешних долгов в виде просроченной кредиторской задолженности и долгосрочных займов;
  • системы финансового контроля и материального стимулирования (принципы формирования оплаты труда персонала) учреждения профессионального образования;
  • наличие адресных программ, планов материально-технического обеспечения сроком не менее 2-х лет по приобретению и модернизации оборудования, по текущим и капитальным ремонтам учреждения профессионального образования в целом и по структурным подразделениям в увязке с видами деятельности.

С этими проблемами сталкивается большинство Российских Вузов и их необходимо учитывать в качестве ограничений в процессе решения поставленных перед ОУ задач.

С целью внедрения управленческих моделей в пpaктику деятельности ОУ необходим анализ существующих систем управления Вузами с точки зрения их ресурсной и информационной обеспеченности; выявление наиболее типичных для Вузов схем и моделей поведения при формировании ресурсных и информационных потоков; оценка эффективности существующих схем и способов взаимодействия ресурсных и информационных потоков в процессе принятия управленческих решений; создание классификационной системы принятия решений, отвечающей современным требованиям к информации и обеспечивающей принятие качественных управленческих решений на всех стадиях управления (постановка цели, планирование, контроль выполнения, корректировка цели); исследование способов создания рациональной организационной структуры управления Вузом на основе выбранных критериев функционирования; разработка структуры основных моделей управления Вуза и этапов перехода Вуза к функционированию в условиях предложенных моделей; формирование основных требований к анализу ресурсной и информационной обеспеченности моделей и разработка методических рекомендаций по внедрению предложенных моделей управления в пpaктику хозяйственной деятельности Вуза.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Стратегия естественнонаучного образования» (Хургада, Египет, 22-29 февраля, 2004 г.)



ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ Статья в формате PDF 109 KB...

28 04 2024 19:20:52

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ СТРУКТУР ГЛЮКОАМИЛАЗ ИЗ ASPERGILLUS AWAMORI И SACCHAROMYCES CEREVISIAE

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ СТРУКТУР ГЛЮКОАМИЛАЗ ИЗ ASPERGILLUS AWAMORI И SACCHAROMYCES CEREVISIAE С помощью метода инфpaкрасной спектроскопии осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении упорядоченных и нерегулярных участков. ...

21 04 2024 2:26:14

МГНОВЕННЫЙ РАДИУС. КРУГ ЛАГИРА

МГНОВЕННЫЙ РАДИУС. КРУГ ЛАГИРА Статья в формате PDF 892 KB...

20 04 2024 5:30:59

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛЬФ ПОЛЕЙ

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛЬФ ПОЛЕЙ Статья в формате PDF 323 KB...

18 04 2024 20:55:55

Особенности поведенческих реакций крыс при действии 1,5-бензодиазепинона-2 и его производных

Особенности поведенческих реакций крыс при действии 1,5-бензодиазепинона-2 и его производных В серии стресс-тестов исследованы особенности поведенческих реакций крыс при действии 1,5-бензодиазепинона-2 и его производных в дозах 5, 25, 50 и 100 мг/кг. В результате сравненияэтих показателейс таковыми эталонного препарата диазепама (5 мг/кг), выявлено, что под влиянием 1,5-бензодиазепинона-2 и его трех производных (4-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 3-метил-1,5-бензодиазепинон-2, 5-формил-3-метил-1,5-бензодиазепинон-2) поведение крыс в зависимости от уровня аверсивности теста существенно изменяется. В целом установлено, что тестируемые вещества в зависимости от дозы способны проявлять психотропные (антистрессорные, анксиолитические, седативные, антидепрессантные) свойства. ...

13 04 2024 20:22:34

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МИГРАНТОВ-РЕПАТРИАНТОВ На здоровье населения особое влияние оказывают экологические, гигиенические, социально-медицинские причины. В работе была реализована специально созданные социологические карты. Результаты социологического исследования показали, что к причинам, сильно влияющим на здоровье мигрантов-репатриантов относятся экологически нeблагоприятные условия окружающей среды. Заболеваемость мигрантов-репатриантов, проживающих в высокой степени опасности экологически наблагоприятных районах достигает от 2227,9 до 3010,9 ‰. Этот показатель указывает на значительное повышение показателей мигрантов, проживающих районах, где экологическая обстановка средняя, низкая и неопасная .Между загрязнением атмосферного воздуха и почвы и патологиями иммунной системы, минерализацией воды и заболеваниями мочепoлoвoй системы, загрязнением атмосферного воздуха и патологиями дыхательных путей есть прямая и в высокой степени связь. ...

09 04 2024 11:41:13

ПОПУЛЯЦИОННАЯ СОЦИОМЕТРИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПОПУЛЯЦИОННАЯ СОЦИОМЕТРИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Образовательные организации и части (студенты, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал и др.) вполне можно представить как популяции. Цель статьи – показать возможности идентификации результатов деятельности вузов биотехническим законом. В каждый момент времени могут образовываться популяции (отличники, середняки и т.д.) или по кастам (преподаватели и др.) по успеваемости в жизни. Рассмотрены распределения результатов тестирования студентов по учебным дисциплинам по общеизвестной шкале 2, 3, 4 и 5. ...

28 03 2024 23:34:10

ВСТРАИВАНИЕ КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВСТРАИВАНИЕ КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС Статья в формате PDF 121 KB...

25 03 2024 19:28:25

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 285 KB...

24 03 2024 4:21:49

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::