Человек системообразующий субъект экологической культуры > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Человек системообразующий субъект экологической культуры

Человек системообразующий субъект экологической культуры

Дохова В.В. Статья в формате PDF 115 KB Фундаментальные изменения, происходящие в истории развития общества, изменение цивилизационных хаpaктеристик основного составляющего этой системы - человека - требуют рассмотрения его как регулятора природных процессов. Современный человек - это «неодносущностная» структура и определить его место в культуре нашего времени позволяют новые научные исследования, т.к. культура народов Северного Кавказа, существовавшая до середины XIX века, исчерпала свои возможности. Цивилизационный сдвиг привел к возникновению новых ценностей в мировоззрении и экологической культуре этносов. Духовный потенциал человека как культурообразующей деятельности представляет большой научный интерес, так как процесс его развития, направленность, изменчивость играют большую роль в формировании экологической культуры. «Развивая технику, человек не покушался на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее форму и границу, оставляя самого, как есть - ограниченным и физически и умственно» писал В.И. Вернадский (Аксенов М., 1993).

В процессе исследования нами выявлено не только наличие самих эколого-культурных моделей Северного Кавказа, но и исследован процесс их создания, чтобы раскрыть умонастроенность человека, основного субъекта этих культур. Интерпретация составляющих локальных эколого-культурных систем и определение места человека в нем позволило показать, что именно его этические измерения являются одним из фундаментальных основ его экзистенции. Чувственное восприятие окружающей природы, ее составляющих систем формировало не только экологическое сознание народов, но и помогало в решении важных жизненных проблем. «Мне чудилось, что мне помогали,  подсказывали и утреннее щeбeтание ласточки, и вечерний шум старого дуба у порога моей уны(хижины), и ночное фырканье коня, увозившего всадника в набег» рассказывал шапсуг Нотаук, когда впервые им была сделана попытка создать черкесский алфавит.(Хашхожева Р.Х., 1991г)

В традициях народов Северного Кавказа можно встретить типологические сюжеты, содержащие вопросы бережного природопользования и охраны растительности. Примером может служить обычай сажать дерево при появлении ребенка в семье. Оно олицетворяет бесcмepтие, вечное развитие жизни. Строго запрещалось рубить молодые деревья во время сильных холодов, в период цветения, считалось, что это все равно, что убить беременную женщину.

XX век - век индустриальной цивилизации, где феномен человека оказался на втором месте, а развитие новых информационных технологий дало сильный отпечаток на поведение человека, что в свою очередь вызвало социокультурные последствия и кризис современной цивилизации, который состоит в разрушении мира ценностей ушедших поколений. Последствием кризиса является то, что нынешнее поколение не воспринимает национальную культуру на должном уровне, теряет ориентацию в жизни.

«Там, где нет норм, там нет культуры - нет культуры там, где в решении споров игнорируются основные принципы разума» (Ортега и Гассет Х., 1991).

Исторические исследования убеждают, что в современном индустриальном обществе понимание природы человека как основного субъекта экологической культуры невозможно без всестороннего его изучения, с использованием, как традиционных подходов, так и с учетом генной инженерии, экологических проблем, которые напрямую затрагивают основы самого его существования на Земле.

Северный Кавказ - уникальная часть Российского государства, населенная многими народами, говорящими на разных языках, с различным вероисповеданием и бытом, духовным наследием культур, которые содержат особое мировоззрение и миропонимание, опыт высоких сознаний, направленный на охрану окружающей среды, как необходимого условия выживания человека.

В связи с этим, возрождение и развитие многообразных эколого-культурных моделей, в которых человек является основным системообразующим субъектом, сыграет важную роль в сохранении генофонда нашей планеты.



ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...

30 04 2024 22:35:21

ПРОБЛЕМА ШУМА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

ПРОБЛЕМА ШУМА В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ Статья в формате PDF 93 KB...

22 04 2024 20:19:55

FOR DECADES OF STEPPE RESTORATION IN STAVROPOL REGION

FOR DECADES OF STEPPE RESTORATION IN STAVROPOL REGION Статья в формате PDF 128 KB...

16 04 2024 14:17:55

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ

НОВЫЕ ТИПЫ НЕБОЛЬШИХ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ ЗДАНИЙ Статья в формате PDF 122 KB...

09 04 2024 1:46:12

ЖЕЛУДКОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЖЕЛУДКОВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 109 KB...

07 04 2024 15:39:15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

03 04 2024 12:17:33

Взаимодействие экономики и экологии в техносфере

Взаимодействие экономики и экологии в техносфере Статья в формате PDF 254 KB...

30 03 2024 4:16:15

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 245 KB...

26 03 2024 1:14:42

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА Статья в формате PDF 118 KB...

23 03 2024 16:12:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::