Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза
1 Поволжский государственный технологический университет Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. Статья в формате PDF 686 KB Россия – ЕСсотрудничествоэкспертные оценкизакономерности 1. Железов Б.В. Возможные сценарии развития сотрудничества России и ЕС в сфере образования в ходе реализации «Дорожной карты» Россия – ЕС до 2013 г. / Б.В. Железов, М.В. Ларионова, Т.А. Мешкова, С.В. Творогова // Вестник международных организаций. – 2007. – № 5 (13). – С. 34–56. 2. Ларионова М.В. Результаты экспертного опроса о будущем сотрудничества России и ЕС в сфере образования в ходе реализации «Дорожной карты» России – ЕС до 2013 г. и основные рекомендации / М.В. Ларионова, Е.М. Горбунова // Вестник международных организаций. – 2007. – № 7 (15). – С. 23–41. 3. Мазуркин П.М. Статистическая социология: учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 184 с. 4. Мазуркин П.М. Математическое моделирование. Идентификация однофакторных статистических закономерностей: учебное пособие / П.М. Мазуркин, А.С. Филонов. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 292 с. 5. Мазуркин, П.М. Инновационная подготовка бакалавров и магистров природообустройства и защиты окружающей среды // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 11. – С. 74–76. 6. Мазуркин, П.М. Трудности многоуровневого высшего образования / П.М. Мазуркин // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 84–95. 7. Мазуркин, П.М. Возможности многоуровневого высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 54–62. 8. Мазуркин, П.М. Менталитет российского образования // Современные наукоёмкие технологии. – 2009. – № 6. – С. 30–39. 9. Мазуркин, П.М. Биотехнический закон и виды факторных связей // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 152–156. 10. Мазуркин, П.М. Эконометрическое моделирование: пpaктикум / П.М. Мазуркин, О.В. Порядина. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. – 204 с.
Явная неопределенность поведения сферы образования во всем мире вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Из [1, 2] (табл. 1) рассмотрим факторы риска и проведем их анализ.
Факторный анализ рисков. По 11 показателям экспертной оценки риска (% от числа ответов) приняты следующие условные обозначения факторов:
y1 – сложность механизмов реализации сценариев сотрудничества;
y2 – система управления сценариями;
y3 – недостаток выделяемых средств на сотрудничество;
y4 – отсутствие долгосрочного планирования;
y5 – требования бюджетного кодекса, законов о госзакупках и налогообложении к сценариям сотрудничества России с ЕС в образовании;
y6 – некачественный имидж сценариев сотрудничества РФ и ЕС;
y7 – трудности в координации сотрудничества России с ЕС;
y8 – несовпадение систем образования России и ЕС;
y9 – несбалансированность национальных приоритетов России;
y10 – непривлекательность российской системы образования;
y11 – неразвитость институтов российской системы образования.
Моделирование [3–10] по статистическим данным можно выполнить идентификацией устойчивых закономерностей четырьмя способами:
1) учитываются только тенденция (тренд) факторной связи;
2) в конструкцию закономерности помещаются тренд и одна волновая составляющая;
3) несколько составляющих модели идентифицируются совместно до предела возможностей программной среды CurveExpert-1.40 в 19 параметров искомой закономерности;
4) по остаткам от модели по п. 3 идентифицируются асимметричные вейвлет-сигналы до достижения погрешности измерений.
Таблица 1
Экспертные оценки факторов риска сотрудничества между РФ и ЕС
Ответы |
Экспертные оценки по факторам риска, % от числа ответов |
|||||||||||
r |
i |
y1 |
y2 |
y3 |
y4 |
y5 |
y6 |
y7 |
y8 |
y9 |
y10 |
y11 |
0 |
1 |
3 |
10 |
7 |
21 |
8 |
10 |
14 |
17 |
14 |
10 |
7 |
1 |
1 |
10 |
17 |
21 |
21 |
8 |
14 |
14 |
10 |
14 |
10 |
17 |
2 |
1 |
7 |
21 |
14 |
21 |
8 |
10 |
7 |
24 |
24 |
23 |
14 |
3 |
1 |
29 |
14 |
31 |
17 |
24 |
28 |
17 |
17 |
17 |
23 |
24 |
4 |
1 |
48 |
35 |
24 |
17 |
28 |
35 |
45 |
28 |
24 |
33 |
28 |
0 |
2 |
0 |
7 |
4 |
7 |
0 |
0 |
3 |
7 |
14 |
0 |
3 |
1 |
2 |
23 |
20 |
21 |
31 |
12 |
25 |
38 |
20 |
21 |
27 |
24 |
2 |
2 |
16 |
27 |
18 |
24 |
19 |
18 |
14 |
41 |
21 |
17 |
17 |
3 |
2 |
32 |
17 |
32 |
21 |
35 |
32 |
21 |
17 |
21 |
40 |
28 |
4 |
2 |
26 |
27 |
21 |
14 |
31 |
18 |
21 |
14 |
18 |
13 |
17 |
0 |
3 |
3 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
7 |
7 |
4 |
3 |
0 |
1 |
3 |
13 |
14 |
19 |
17 |
21 |
11 |
25 |
14 |
14 |
10 |
14 |
2 |
3 |
50 |
43 |
26 |
41 |
4 |
33 |
36 |
61 |
39 |
50 |
41 |
3 |
3 |
17 |
29 |
30 |
28 |
42 |
41 |
25 |
11 |
25 |
27 |
24 |
4 |
3 |
13 |
14 |
22 |
10 |
29 |
7.5 |
7 |
4 |
11 |
7 |
14 |
0 |
4 |
7 |
0 |
0 |
4 |
8 |
7 |
4 |
11 |
11 |
7 |
4 |
1 |
4 |
30 |
25 |
11 |
14 |
13 |
22 |
25 |
32 |
21 |
21 |
18 |
2 |
4 |
40 |
36 |
30 |
14 |
33 |
19 |
32 |
32 |
18 |
29 |
36 |
3 |
4 |
7 |
25 |
19 |
43 |
25 |
26 |
25 |
14 |
32 |
25 |
21 |
4 |
4 |
13 |
11 |
37 |
21 |
17 |
19 |
11 |
7 |
11 |
14 |
11 |
0 |
5 |
39 |
10 |
10 |
7 |
12 |
14 |
23 |
33 |
13 |
20 |
0 |
1 |
5 |
10 |
20 |
3 |
27 |
27 |
28 |
20 |
10 |
13 |
17 |
23 |
2 |
5 |
13 |
17 |
23 |
10 |
8 |
7 |
10 |
13 |
27 |
20 |
27 |
3 |
5 |
13 |
13 |
23 |
30 |
19 |
10 |
17 |
10 |
10 |
13 |
17 |
4 |
5 |
23 |
33 |
37 |
27 |
31 |
35 |
23 |
30 |
17 |
27 |
23 |
Методически покажем первый способ идентификации трендами.
Проверка качества факторов. Проверка выполняется по закономерностям рангового распределения значений у каждого учитываемого фактора. При этом образуются так называемые монарные отношения между факторами, то есть отношение фактора с самим собой.
Вектор направленности (предпорядка предпочтения) принимается по схеме «лучше → хуже». Например, рост процента от числа ответов у экспертов по фактору y1 о сложности механизмов реализации сценариев ведет к ухудшению процессов сотрудничества. Тогда ранжирование проводим по росту значений этого фактора.
В итоге получим ряд по векторам ухудшения свойств: y1↑, y2↑, y3↑, y4↑, y5↑, y6↑, y7↑, y8↑, y9↑, y10↑, y11↑. Вектора показывают, что авторы анкет опроса сознательно приняли способ оценки негативного роста. Только по второму фактору нужно принять, что снижение оценок о системе управления дает ухудшение качества сотрудничества.
Общее уравнение рангового распределения значений 11 факторов (табл. 2):
(1)
где y0 – начальное значение процента от числа ответов, i = 1...11 – номер фактора; ri – ранг значений фактора по принятому вектору предпорядка предпочтительности; a1...a4 – параметры модели (1), приведенные в табл. 2.
Здесь знаки расставлены по ухудшению значений показателя (рис. 1).
При этом первая составляющая (1) является естественным законом экспоненциального роста, а вторая – показательным законом стрессового возбуждения группы экспертов.
Сложные по конструкции математической закономерности факторы y2, y7, y8 и y9, показанные на рис. 1, позволяют сравнивать по динамике рангового изменения. Все четыре графика в конце шкалы рангов имеют волновые возмущения.
Таблица 2
Параметры модели (1) рангового распределения значений факторов риска
yi |
Наименование фактора |
Параметры статистической модели (1) |
Коэффициент корреляции |
||||
y1 |
a1 |
a2 |
a3 |
a4 |
|||
y1 |
сложность механизмов реализации сценариев |
0 |
0 |
0 |
3,10831 |
1,01406 |
0,9960 |
y2 |
система управления сценариями сотрудничества РФ и ЕС |
42,75238 |
-4,86093e-5 |
3,04214 |
-5,18520 |
0,68918 |
0,9934 |
y3 |
недостаток выделяемых средств на сотрудничество |
0 |
0 |
0 |
2,78036 |
0,89871 |
0,9945 |
y4 |
отсутствие долгосрочного планирования |
0 |
0 |
0 |
3,87764 |
0,92221 |
0,9921 |
y5 |
требования бюджетного кодекса, законов о госзакупках и налогообложении |
0 |
0 |
0 |
4,99739 |
0,72889 |
0,9947 |
y6 |
некачественный имидж сценариев сотрудничества |
0 |
0 |
0 |
4,02611 |
0,82453 |
0,9932 |
y7 |
трудности в координации сотрудничества России с ЕС |
2,25320 |
0,0072470 |
2,14562 |
2,71789 |
0,87051 |
0,9954 |
y8 |
несовпадение систем образования России и ЕС |
7,20560 |
0,054837 |
1,60997 |
-4,53540e-5 |
5,91683 |
0,9970 |
y9 |
несбалансированность национальных приоритетов России |
7,66885 |
0 |
1 |
0.99423 |
1.34220 |
0,9847 |
y10 |
непривлекательность российской системы образования |
0 |
0 |
0 |
2,88112 |
0,97569 |
0,9734 |
y11 |
неразвитость институтов российской системы образования |
0 |
0 |
0 |
2,72712 |
0,97676 |
0,9856 |
y2 – система управления сценариями; y7 – трудности в координации сотрудничества
y8 – несовпадение систем образования; y9 – несбалансированность приоритетов России
Рис. 1. Графики рангового распределения сложных факторов
Рейтинговые места экспертных оценок. В табл. 3 приведены рейтинги по каждому фактору риска сотрудничества РФ и ЕС, а также сумма рангов Σr и место по рейтингу 25 пар сочетаний между рангами ответов и кодами сценариев.
Таблица 3
Рейтинг экспертных оценок факторов риска сотрудничества РФ и ЕС
Ответы |
Ранги пар «ранг ответа» и «код сценария» |
Σr |
Место m |
|||||||||||
r |
i |
r1 |
r2 |
r3 |
r4 |
r5 |
r6 |
r7 |
r8 |
r9 |
r10 |
r11 |
||
0 |
1 |
1 |
13 |
3 |
18 |
2 |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
61 |
5 |
1 |
1 |
3 |
9 |
9 |
18 |
2 |
5 |
5 |
2 |
4 |
3 |
6 |
66 |
7 |
2 |
1 |
2 |
7 |
6 |
18 |
2 |
3 |
2 |
8 |
8 |
9 |
5 |
70 |
8 |
3 |
1 |
9 |
10 |
15 |
5 |
8 |
11 |
6 |
6 |
5 |
9 |
10 |
94 |
14 |
4 |
1 |
14 |
2 |
12 |
5 |
11 |
14 |
14 |
9 |
8 |
13 |
12 |
112 |
18 |
0 |
2 |
0 |
14 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
0 |
1 |
24 |
2 |
1 |
2 |
7 |
8 |
9 |
22 |
3 |
9 |
13 |
7 |
7 |
11 |
10 |
106 |
17 |
2 |
2 |
5 |
5 |
7 |
23 |
6 |
6 |
5 |
13 |
7 |
6 |
6 |
89 |
13 |
3 |
2 |
11 |
9 |
16 |
18 |
15 |
12 |
8 |
6 |
7 |
14 |
12 |
128 |
20 |
4 |
2 |
8 |
5 |
9 |
4 |
13 |
6 |
8 |
5 |
6 |
4 |
6 |
74 |
9 |
0 |
3 |
1 |
15 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
22 |
1 |
1 |
3 |
4 |
10 |
8 |
5 |
7 |
4 |
10 |
5 |
4 |
3 |
5 |
65 |
6 |
2 |
3 |
15 |
0 |
13 |
24 |
1 |
13 |
12 |
14 |
12 |
15 |
14 |
133 |
21 |
3 |
3 |
6 |
4 |
14 |
20 |
16 |
15 |
10 |
3 |
9 |
11 |
10 |
118 |
19 |
4 |
3 |
4 |
10 |
10 |
3 |
12 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
5 |
52 |
4 |
0 |
4 |
2 |
15 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
31 |
3 |
1 |
4 |
10 |
6 |
5 |
4 |
4 |
8 |
10 |
11 |
7 |
8 |
7 |
80 |
12 |
2 |
4 |
13 |
1 |
14 |
4 |
14 |
7 |
11 |
11 |
6 |
12 |
13 |
106 |
17 |
3 |
4 |
2 |
6 |
8 |
25 |
9 |
10 |
10 |
5 |
11 |
10 |
8 |
104 |
15 |
4 |
4 |
4 |
12 |
17 |
18 |
5 |
7 |
4 |
1 |
2 |
5 |
4 |
79 |
11 |
0 |
5 |
12 |
13 |
4 |
2 |
3 |
5 |
9 |
12 |
3 |
7 |
0 |
70 |
8 |
1 |
5 |
3 |
8 |
1 |
19 |
10 |
11 |
7 |
2 |
3 |
6 |
9 |
79 |
11 |
2 |
5 |
4 |
9 |
11 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
10 |
7 |
11 |
65 |
6 |
3 |
5 |
4 |
11 |
11 |
21 |
6 |
3 |
6 |
2 |
1 |
4 |
6 |
75 |
10 |
4 |
5 |
7 |
3 |
17 |
19 |
1 |
14 |
9 |
10 |
5 |
11 |
9 |
105 |
16 |
Первые три места получили следующие хаpaктеристики оценок экспертов:
1-е место – «Отвечает в наибольшей степени» и «третий сценарий – РФ и ЕС сотрудники в образовательной деятельности»;
2-е место – «Отвечает в наибольшей степени» и «второй сценарий – РФ и ЕС партнеры в сфере образования»;
3-е место – «Отвечает в наибольшей степени» и «четвертый сценарий – Россия и ЕС соседи по образовательному прострaнcтву».
Очевидно, что элита России однозначно дает ответ с хаpaктеристикой «Отвечает в наибольшей степени», но она является только сословием от всего народа.
Сумма рангов всех 11 факторов риска получила (рис. 7) закономерность:
(2)
Тренд, волна и они совместно получили высокую адекватность по коэффициенту корреляции, соответственно: 0,9848; 0,8776 и 0,9968. Возмущение группы экспертов имеет сильную факторную связь. Поэтому по уравнению (2) достоверно можно утверждать, что возмущение мнений по 11 показателям риска сотрудничества России с ЕС является кризисным (отрицательный знак перед амплитудой), имеет убывающую амплитуду и нарастающий полупериод. Иначе говоря, амплитудно-частотная хаpaктеристика колебания показывает успокоение группы экспертов по мере повышения рейтингового места у 25 сочетаний.
тренд (тенденция)
волна возмущения
вместе тренд и волна
Рис. 2. Рейтинговое распределение 11 факторов риска сотрудничества РФ и ЕС по 25 сочетаниям ответов экспертов по сценариям
Бинарные отношения между факторами. Из общего количества 112 = 121 закономерностей 11 являются монарными, а остальные 110 – бинарными.
Корреляционная матрица. Общее уравнение трендовых факторных связей имеет формулу, полученную из формулы (1) наращиванием второй части до конструкции биотехнического закона [5–10], то есть в виде
(3)
где y – зависимые факторы, % от числа ответов; y0 – начальное значение зависисимого фактора; x – влияющее факторы, % от числа ответов; a1...a6 – параметры модели (9). Коэффициенты корреляции всех 112 = 121 связей даны в табл. 4.
Таблица 4
Общая корреляционная матрица факторных связей рисков
Влияющие факторы |
Зависимые факторы |
||||||||||
|
y1 |
y2 |
y3 |
y4 |
y5 |
y6 |
y7 |
y8 |
y9 |
y10 |
y11 |
x = y1 |
0,996 |
0,654 |
0,667 |
0,154 |
0,620 |
0,663 |
0,776 |
0,743 |
0,598 |
0,823 |
0,719 |
x = y2 |
0,650 |
0,993 |
0,587 |
0,629 |
0,582 |
0,726 |
0,710 |
0,758 |
0,720 |
0,767 |
0,826 |
x = y3 |
0,477 |
0,600 |
0,995 |
0,451 |
0,570 |
0,586 |
0,468 |
0,261 |
0,410 |
0,553 |
0,686 |
x = y4 |
0,280 |
0,627 |
0,568 |
0,992 |
0,502 |
0,667 |
0,490 |
0,346 |
0,661 |
0,570 |
0,621 |
x = y5 |
0,311 |
0,460 |
0,567 |
0,252 |
0,995 |
0,665 |
0,379 |
0,069 |
0,119 |
0,352 |
0,457 |
x = y6 |
0,630 |
0,725 |
0,566 |
0,591 |
0,634 |
0,993 |
0,733 |
0,438 |
0,564 |
0,796 |
0,711 |
x = y7 |
0,771 |
0,733 |
0,487 |
0,577 |
0,563 |
0,760 |
0,995 |
0,542 |
0,520 |
0,729 |
0,672 |
x = y8 |
0,718 |
0,685 |
0,174 |
0,357 |
0,063 |
0,387 |
0,602 |
0,997 |
0,598 |
0,700 |
0,480 |
x = y9 |
0,455 |
0,739 |
0,360 |
0,619 |
0,448 |
0,596 |
0,533 |
0,625 |
0,985 |
0,776 |
0,711 |
x = y10 |
0,768 |
0,762 |
0,591 |
0,591 |
0,527 |
0,824 |
0,735 |
0,712 |
0,772 |
0,973 |
0,821 |
x = y11 |
0,622 |
0,817 |
0,651 |
0,625 |
0,614 |
0,723 |
0,595 |
0,592 |
0,713 |
0,814 |
0,986 |
Примечание. Монарные факторные связи выделены.
Уровни адекватности найденных закономерностей даны в табл. 5.
Таблица 5
Уровни адекватности связей
Интервал коэффициента корреляции |
Хаpaктер тесноты связи между факторами |
|
Существующая классификация |
Предлагаемая классификация |
|
1 |
сильная связь |
однозначная |
0,9…1,0 |
сильнейшая |
|
0,7…0,9 |
сильная |
|
0,5…0,7 |
слабая связь |
средняя |
0,3...0,5 |
слабоватая |
|
0,1…0,3 |
нет связи |
слабая |
0,0…0,1 |
слабейшая |
|
0 |
нет связи |
Как и в технических экспериментах, примем для анализа только те связи, которые имеют коэффициент корреляции выше 0,7 (табл. 6 после сжатия табл. 4).
Осталось 34 бинарных отношений с коэффициентами R ≥ 0,700.
Факторы y3 – недостаток выделяемых средств на сотрудничество, y4 – отсутствие долгосрочного планирования и y5 – требования бюджетного кодекса, законов о госзакупках и налогообложении к сценариям сотрудничества России с ЕС в образовании, – не дали сильных бинарных связей.
Всего получилось 34 сильных бинарных связей, и они не могут быть получены методами классической математической статистики.
Таблица 6
Корреляционная матрица сильных бинарных факторных связей R ≥ 0,700
x |
Зависимые факторы |
|||||||
y1 |
y2 |
y6 |
y7 |
y8 |
y9 |
y10 |
y11 |
|
y1 |
0,776 |
0,743 |
0,823 |
0,719 |
||||
y2 |
0,726 |
0,710 |
0,758 |
0,720 |
0,767 |
0,826 |
||
y6 |
0,725 |
0,733 |
0,796 |
0,711 |
||||
y7 |
0,771 |
0,733 |
0,760 |
0,729 |
||||
y8 |
0,718 |
0,700 |
||||||
y9 |
0,739 |
0,776 |
0,711 |
|||||
y10 |
0,768 |
0,762 |
0,824 |
0,735 |
0,712 |
0,772 |
0,821 |
|
y11 |
0,817 |
0,723 |
0,713 |
0,814 |
Примечание. Коэффициенты более 0,8 выделены.
На все другие факторы, кроме показателей y3, y4 и y5, сильно влияет переменная y10, то есть непривлекательность российской системы образования. Как пример, на рис. 3 показан график y6 = f(y10) с адекватностью R = 0,824.
В заключение можно отметить, что и в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, но еще в большей мере – к адекватному эвристическому представлению долгосрочной перспективы технологического развития и оценке различных сценариев прогнозов. Если бы была высокая чувствительность интеллигенции к далекому будущему, то давно бы Россия подготовилась к нынешнему мировому финансовому кризису и беспомощно не барахталась бы из-за неосознанности прошлого.
Шкала Харрингтона с 13-ю хаpaктерами ответов на многие вопросы жизни позволили бы с высокой математической точностью предсказать наступление того или иного сценария правительства, в том числе и в области образовательных процессов в широком смысле слова.
Может российские эксперты сумеют ощущать тонкие интуитивные различия и давать адекватные реальной действительности и в динамике отечественной образовательной системы? Пока не будет позитивных результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь давно из мировой пpaктики развития и роста цивилизаций известно, что цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения за рубежом на 3–5 лет. В условиях России, с её менталитетом «долго запрягать», руководители, по словам В.И. Вернадского, имеют нравственность ниже населения. До сих пор не научились делать осознанные повороты во всех сферах жизни населения.
Рис. 3. Влияние непривлекательности российской системы образования (абсцисса, % от числа ответов) на y6 – некачественный имидж сценариев сотрудничества РФ и ЕС (ордината, % от числа ответов)
Суматоха в структурах власти и растягивание процесса перехода страны на Болонский процесс многоуровневой подготовки личностей с раскрепощенным творческим потенциалом, не даст никаких сдвигов в реформе системы образования.
А это приводит уже сейчас к провалу программы «двадцать-двадцать».
Статья в формате PDF 170 KB...
01 05 2024 4:15:55
Статья в формате PDF 249 KB...
30 04 2024 22:26:29
Статья в формате PDF 262 KB...
29 04 2024 11:24:32
Статья в формате PDF 106 KB...
28 04 2024 23:57:24
Статья в формате PDF 187 KB...
27 04 2024 2:42:20
Статья в формате PDF 239 KB...
26 04 2024 3:54:33
Статья в формате PDF 252 KB...
25 04 2024 9:12:56
Статья в формате PDF 249 KB...
24 04 2024 12:10:30
Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...
23 04 2024 6:38:15
Статья в формате PDF 108 KB...
21 04 2024 5:48:58
На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...
19 04 2024 12:22:11
Статья в формате PDF 135 KB...
18 04 2024 19:15:32
В работе проводились исследования 129 больных в возрасте от 1 месяца до 14 лет. У 68 (52,7 %) детей был диагностирован сальмонеллез еnteritidis, а у 61 (47,3 %) – сальмонеллез typhimurium. В ходе исследования проведена оценка клинической эффективности антибиотикотерапии с определением чувствительности к антимикробным препаратам. Выявлено, устойчивость клафорана к действию большинства бета-лактамаз, определена его клиническая эффективность в терапии тяжелых форм сальмонеллеза еnteritidis. Подтверждена не высокая эффективность монотерапии ципрофлоксацином. Рекомендована коррекция лечения путем использования комбинации препаратов – ципрофлоксацин + меронем. ...
16 04 2024 10:22:57
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 13:28:26
Статья в формате PDF 298 KB...
13 04 2024 17:16:56
Статья в формате PDF 274 KB...
11 04 2024 10:37:18
Статья в формате PDF 160 KB...
10 04 2024 21:43:34
Статья в формате PDF 107 KB...
09 04 2024 13:35:40
Статья в формате PDF 101 KB...
08 04 2024 23:55:18
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 1:52:44
На примере самозарастания песчаных карьеров Ленобласти рассматривается гипотеза преимущественного поселения растений-колонистов в «safe sites» – микроместообитаниях, наиболее благоприятных для растений. ...
05 04 2024 15:57:55
Статья в формате PDF 132 KB...
04 04 2024 0:22:28
Рассмотрены особенности проведения интервального тренинга в сравнении с равномерными тренировками. Определены границы применения интервального метода проведения тренировок. Разработан алгоритм проведения занятий с применением интервального метода тренировок. Приведены результаты курса тренировок и использованием интервального тренинга. ...
03 04 2024 7:47:24
Статья в формате PDF 661 KB...
02 04 2024 12:29:40
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2024 15:55:44
Статья в формате PDF 135 KB...
30 03 2024 2:19:11
Статья в формате PDF 130 KB...
29 03 2024 13:26:34
Статья в формате PDF 250 KB...
28 03 2024 20:57:14
Статья в формате PDF 125 KB...
27 03 2024 9:29:53
26 03 2024 11:34:20
Статья в формате PDF 134 KB...
25 03 2024 9:54:29
Статья в формате PDF 119 KB...
24 03 2024 15:15:44
Статья в формате PDF 112 KB...
23 03 2024 5:44:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::