РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНТУИЦИИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНТУИЦИИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНТУИЦИИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Королева Н.Н. Статья в формате PDF 209 KB В немецкой классической философии разработка концепции интуиции тесно связана с разработкой методологических проблем. Теоретическое знание, по мнению И. Канта, выступает лишь знанием явлений, но не «вещей в себе». Это знание достигается путём гармонизации различных форм чувственности с формами рассудка.

Хотя человеческий рассудок, а также разум, полагает Кант, лишён возможности интуитивного созерцания истины (т.е. непосредственного её усмотрения), тем не менее такое созерцание всё же существует и существует как чувственная интуиция. Эта позиция была вызвана, очевидно, стремлением показать принципиальную непознаваемость «вещей в себе». «Решительно выступив против отрыва интуиции от системы чувственного познания, - замечают В.Р. Ирина и А.А. Новиков, - кантовская концепция отвечала духу времени, но вместе с тем такая позиция в определённой мере возвращала проблему в её старое русло, лишала собственно философской остроты»[1].

Нам думается, что здесь есть над чем поразмышлять. Вероятнее всего, И. Кант своим учением об интуиции стремился обезопасить исследователей от чрезмерных притязаний на познание истины, от притязаний, которые обнаруживали себя в теории «интеллектуальной интуиции, устраняющей различия между человеком и Богом». Кант считал порождение бытия в акте его созерцания прерогативой Божественного интеллекта и поэтому полагал возможным выведение из самосознания не содержания сущего, а только его формы.

Строго говоря, самосознание возникает в тот момент, когда человек размышляет над тем, как он размышляет. Это именно такой мыслительный акт, в котором действие мысли и созерцание данного действия оказываются слитыми в одно единое целое. Вместе с тем действие мысли в самом своём существе трудно постичь посредством понятия. Начало рождения мысли может быть осознано лишь непосредственно. Когда я думаю над тем, что я думаю, то непосредственно созерцаю своё мыслительное действие. Именно такого рода непосредственное созерцание действования И.Г. Фихте называет «интеллектуальной интуицией». «Это требуемое от философа созерцание самого себя при выполнении акта, благодаря которому у него возникает Я, я называю интеллектуальной интуицией (intellektuelle Anschauung). Оно есть непосредственное сознание того, что я действую, и того, что за действие я совершаю; оно есть то, чем я нечто познаю, ибо это нечто произвожу»[2].

Вчитываясь в эти строки, необходимо помнить о том, что Кант. Исходя из идеи разделения чувственности и рассудка, как раз отвергает понятие «интеллектуального созерцания». «Наша природа такова, - пишет он, - что созерцания могут быть только чувственными, т.е. содержат в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой... Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»[3]. Как видим, знание, согласно Канту, носит опосредствованный хаpaктер. «Критическая философия» не допускает «интеллектуального созерцания» или «интеллектуальной интуиции». Непосредственное созерцание при помощи умственного «ока» - это прерогатива Божественного интеллекта; человеческому же интеллекту, активность которого задаёт лишь форму, а не содержание постигаемого, такая интеллектуальная способность совершенно не присуща. По мнению Канта, как заметили мы выше, интуитивное созерцание доступно человеку не как непосредственное созерцание ума, т.е. не как «интеллектуальная интуиция», а только как чувственная интуиция.

Однако данный вывод справедлив, если под «интеллектуальной интуицией» понимать созерцание, так называемого, «сверхчувственного бытия». Именно такое понимание интуиции разpaбатывали Р. Декарт, Б. Спиноза и Г.В.Т. Лейбниц. Именно они стремились развить ту мысль, что индивид способен непосредственно созерцать «сверхсущее» посредством разума, интеллекта.


[1] Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М: Наука, 1978 - с.19

[2] Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т.1. - М., 1916. - С.452.

[3] Кант И. Сочинения. - М., 1963-1966. - Т.3. - С.155.



ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА Статья в формате PDF 84 KB...

26 04 2024 0:45:41

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ Сложность современной социально-экономической жизни России при переходе от социализации к рыночным отношениям. Необходимы особые инструменты для социализации общества к новым условиям жизни. Развитие теоретико-методологического инструментария социальной работы для дальнейшей социализации российского общества. Взаимодействие социальной работы и философии хозяйства при социализации. ...

25 04 2024 3:34:18

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Статья в формате PDF 336 KB...

21 04 2024 6:42:12

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК Статья в формате PDF 101 KB...

16 04 2024 21:26:32

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА  ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ Статья в формате PDF 152 KB...

08 04 2024 4:20:33

СОТВОРИ МЕЧТУ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СОТВОРИ МЕЧТУ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Статья в формате PDF 267 KB...

06 04 2024 14:32:31

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ Статья в формате PDF 125 KB...

05 04 2024 14:31:24

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ

КЛАСТЕРНАЯ ТЕОРИЯ ТЕПЛОЕМКОСТИ ГАЗОВ Статья в формате PDF 128 KB...

03 04 2024 22:15:53

КОЛЛАЙДЕР – 2010

КОЛЛАЙДЕР – 2010 Статья в формате PDF 288 KB...

30 03 2024 18:45:39

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 2

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 2 Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

28 03 2024 14:55:21

РОЛЬ ОХОТОВЕДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

РОЛЬ ОХОТОВЕДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ Статья в формате PDF 125 KB...

26 03 2024 22:27:11

КОРРЕКЦИЯ ИММУННОБИОХИМИЧЕСКОГО СТАТУСА У БЫЧКОВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СЕЛЕНОВОМ ТОКСИКОЗЕ

КОРРЕКЦИЯ ИММУННОБИОХИМИЧЕСКОГО СТАТУСА У БЫЧКОВ ПРИ  ХРОНИЧЕСКОМ СЕЛЕНОВОМ ТОКСИКОЗЕ В данной работе представлены материалы по изучению влияния добавок серы к рациону крупного рогатого скота с целью коррекции иммуннобиохимического статуса при хроническом селеновом токсикозе. ...

21 03 2024 6:16:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::