НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОНЧ И СНЧ РАДИОСИГНАЛОВ ОТ РАЗРЯДОВ МОЛНИЙ
В естественном низкочастотном радиошуме в некоторых случаях после атмосферных помех очень низкой частоты (ОНЧ) от молниевых разрядов типа «облако-земля» (атмосферик) наблюдается появление радиоимпульсов сверх низкой частоты (СНЧ).
Существует несколько гипотез формирования данного типа сигнала:
- протекание медленного тока - межимпульсная стадия развития молниевого разряда [1];
- релаксация электромагнитного колебания в полости Земля-ионосфера [2];
В начале 90-х годов было обнаружено новое природное явление - высокоатмосферные электрические разряды, проявляющиеся в виде красного излучения (спрайта) на высоте от 40 до 90 км. В работе [3] показано, что возникновение свечения на соответствующих высотах происходит одновременно с регистрацией СНЧ радиоимпульса. По более поздним работам [4] предложено связывать медленные токи, ассоциирующиеся со спрайтами, со вторым пиком СНЧ колебаний, сдвинутым по фазе относительно раннее пришедшего затухающего СНЧ сигнала. Так как предполагается, что первый импульс является следствием вышеуказанных причин. Сообразно разработанным моделям возникновение спрайтов происходит после положительного наземного разряда [5].
Для обработки последовательно отобран 251 разряд. Процент появления сигналов со вторым пиком амплитуды среди обpaбатываемых составил 14,7%.
Было установлено, что задержка между ОНЧ амтосфериком и СНЧ излучением лежала в пределах 7 мс, с наиболее вероятными значениями в 1 и 2 мс (35% и 34% соответственно). Вероятность отсутствия задержки составила 15%, а также был зарегистрирован один случай длительности задержки 11 мс. По данным обработки 67,7% положительных разрядов «облако-земля» сопровождалось зарегистрированным СНЧ излучением. 32,3% событий СНЧ импульсов порождены отрицательными разрядами. Большинство СНЧ сигналов имели положительный знак первого квазиполупериода при положительном сферике - 63,3%. Таким образом, можно говорить о необходимости положительного разряда для возникновения СНЧ излучения [5]. В данной записи длительность сигнала лежала в интервале от 6 до 56 мс, с модой в 14 мс. Было выявлено, что первая мода СНЧ колебаний имеет частоту 166,7 Гц (длительность квазиполупериода 3 мс). Частота второй моды импульса - 100 Гц (длительность 7 мс). Для третьей моды равновероятны уже три значения частот: 56 Гц, 62,5 Гц и 71,4 Гц. Сопоставление максимальных значений сигнала наземной молнии с соответствующими максимальными значениями первого квазиполупериода СНЧ-излучения не дает точной зависимости между этими величинами. Но с ростом значений сферика молнии отмечается относительный рост второго параметра. Отсутствуют значения высокой амплитуды квазиполупериодов для малых величин атмосферика. Анализ амплитуд выбранных сфериков поставленных в соответствие с задержкой радиосигнала от высотного разряда относительно радиосигнала вызвавшего атмосферик показывает, что задержка не зависит от величины молниевого разряда в пределах точности 10%. В соответствии с работой [4] было зарегистрировано 37 случаев появления фазового сбоя СНЧ-составляющей из 251 события. Время запаздывания второго пика амплитуды лежало в пределах от 2 до 11 мс и один случай - 40 мс.
Работа поддержана грантами РФФИ 08-02-00348-а, 09-05-98540-р_восток_а и программами Президиума РАН 16 и АВЦП проект № РНП 2.1.1/2555 и ФАНИ г.к.02.740.11.0248.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Юман М.А. Молния. М., Изд. Мир, 1972. - 327 с.
- Альперт Я.Л. Распространение электромагнитных волн и ионосфера. М., Изд. Наука, 1972. - 564 с.
- Timothy F. Bell, Steven C. Reising, and Umran S. Inan. Intense continuing currents following positive cloud-to-ground lightning associated with red sprites. Geophysical Research Letters, 1998, - vol. 25, №. 8, p. 1285-1288
- Barrington-Leigh, C. P., Inan, U. S., and M. Stanley. Identification of Sprites and Elves with Intensified Video and Broadband Array Photometry. Journal of Geophysical Research, 2001, - vol. 106, No. A2, p. 1741-1750.
- Гуревич А.В., Зыбин К.П. Пробой на убегающих электронах и электрические разряды во время грозы. УФН, 2001. - Т. 171, № 11. - С. 1177-1199.
- Муллаяров В.А., Торопов А.А., Козлов В.И., Каримов Р.Р. Особенности прострaнcтвенного распределения положительных грозовых разрядов на Востоке Сибири. Метеорология и гидрология, в печати (2009).
Статья в формате PDF 263 KB...
28 04 2024 5:17:36
Статья в формате PDF 119 KB...
26 04 2024 21:30:31
Статья «Собственность на землю: историографический аспект» представляет собой историографический анализ проблемы отношений собственности на землю с точки зрения различных школ экономической мысли. В ней раскрываются противоречия теории земельной собственности с современной пpaктикой землепользования. ...
25 04 2024 10:38:54
Статья в формате PDF 101 KB...
24 04 2024 17:44:46
Статья в формате PDF 105 KB...
23 04 2024 11:12:49
Статья в формате PDF 1728 KB...
22 04 2024 18:54:33
21 04 2024 17:20:51
Статья в формате PDF 112 KB...
18 04 2024 1:44:53
Статья в формате PDF 284 KB...
17 04 2024 9:59:13
Статья в формате PDF 131 KB...
16 04 2024 9:30:29
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 6:41:36
В рамках решения задачи развития интеллектуальных способностей одарённых детей сегодня отчётливо просматриваются факторы риска. Значимыми факторами риска являются неудовлетворение потребностей определённых групп детей в питании, распространение среди подрастающего поколения вредных привычек, стресс, изменяющиеся условия окружающей природной среды. ...
14 04 2024 3:18:30
Статья в формате PDF 246 KB...
13 04 2024 7:40:38
Статья в формате PDF 206 KB...
12 04 2024 8:49:14
Статья в формате PDF 214 KB...
11 04 2024 16:25:55
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 13:31:30
Статья в формате PDF 129 KB...
09 04 2024 8:21:42
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 0:58:35
Статья в формате PDF 157 KB...
06 04 2024 21:34:48
Статья в формате PDF 111 KB...
05 04 2024 15:20:18
Статья в формате PDF 220 KB...
04 04 2024 17:24:31
Статья в формате PDF 281 KB...
03 04 2024 0:37:11
Статья в формате PDF 261 KB...
02 04 2024 22:36:38
Статья в формате PDF 134 KB...
01 04 2024 18:58:38
Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...
31 03 2024 8:46:47
Статья в формате PDF 154 KB...
30 03 2024 1:39:14
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 14:25:27
28 03 2024 12:27:48
Статья в формате PDF 102 KB...
27 03 2024 22:23:56
Статья в формате PDF 140 KB...
26 03 2024 8:52:33
Статья в формате PDF 130 KB...
24 03 2024 7:10:34
Статья в формате PDF 124 KB...
23 03 2024 21:16:22
Статья в формате PDF 286 KB...
21 03 2024 21:58:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::