НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОНЧ И СНЧ РАДИОСИГНАЛОВ ОТ РАЗРЯДОВ МОЛНИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОНЧ И СНЧ РАДИОСИГНАЛОВ ОТ РАЗРЯДОВ МОЛНИЙ

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОНЧ И СНЧ РАДИОСИГНАЛОВ ОТ РАЗРЯДОВ МОЛНИЙ

Таpaбукина Л.Д. Статья в формате PDF 130 KB

В естественном низкочастотном радиошуме в некоторых случаях после атмосферных помех очень низкой частоты (ОНЧ) от молниевых разрядов типа «облако-земля» (атмосферик) наблюдается появление радиоимпульсов сверх низкой частоты (СНЧ).

Существует несколько гипотез формирования данного типа сигнала:

  • протекание медленного тока - межимпульсная стадия развития молниевого разряда [1];
  • релаксация электромагнитного колебания в полости Земля-ионосфера [2];

В начале 90-х годов было обнаружено новое природное явление - высокоатмосферные электрические разряды, проявляющиеся в виде красного излучения (спрайта) на высоте от 40 до 90 км. В работе [3] показано, что возникновение свечения на соответствующих высотах происходит одновременно с регистрацией СНЧ радиоимпульса. По более поздним работам [4] предложено связывать медленные токи, ассоциирующиеся со спрайтами, со вторым пиком СНЧ колебаний, сдвинутым по фазе относительно раннее пришедшего затухающего СНЧ сигнала. Так как предполагается, что первый импульс является следствием вышеуказанных причин. Сообразно разработанным моделям возникновение спрайтов происходит после положительного наземного разряда [5].

Для обработки последовательно отобран 251 разряд. Процент появления сигналов со вторым пиком амплитуды среди обpaбатываемых составил 14,7%.

Было установлено, что задержка между ОНЧ амтосфериком и СНЧ излучением лежала в пределах 7 мс, с наиболее вероятными значениями в 1 и 2 мс (35% и 34% соответственно). Вероятность отсутствия задержки составила 15%, а также был зарегистрирован один случай длительности задержки 11 мс. По данным обработки 67,7% положительных разрядов «облако-земля» сопровождалось зарегистрированным СНЧ излучением. 32,3% событий СНЧ импульсов порождены отрицательными разрядами. Большинство СНЧ сигналов имели положительный знак первого квазиполупериода при положительном сферике - 63,3%. Таким образом, можно говорить о необходимости положительного разряда для возникновения СНЧ излучения [5]. В данной записи длительность сигнала лежала в интервале от 6 до 56 мс, с модой в 14 мс. Было выявлено, что первая мода СНЧ колебаний имеет частоту 166,7 Гц (длительность квазиполупериода 3 мс). Частота второй моды импульса - 100 Гц (длительность 7 мс). Для третьей моды равновероятны уже три значения частот: 56 Гц, 62,5 Гц и 71,4 Гц. Сопоставление максимальных значений сигнала наземной молнии с соответствующими максимальными значениями первого квазиполупериода СНЧ-излучения не дает точной зависимости между этими величинами. Но с ростом значений сферика молнии отмечается относительный рост второго параметра. Отсутствуют значения высокой амплитуды квазиполупериодов для малых величин атмосферика. Анализ амплитуд выбранных сфериков поставленных в соответствие с задержкой радиосигнала от высотного разряда относительно радиосигнала вызвавшего атмосферик показывает, что задержка не зависит от величины молниевого разряда в пределах точности 10%. В соответствии с работой [4] было зарегистрировано 37 случаев появления фазового сбоя СНЧ-составляющей из 251 события. Время запаздывания второго пика амплитуды лежало в пределах от 2 до 11 мс и один случай - 40 мс.

Работа поддержана грантами РФФИ 08-02-00348-а, 09-05-98540-р_восток_а и программами Президиума РАН 16 и АВЦП проект № РНП 2.1.1/2555 и ФАНИ г.к.02.740.11.0248.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Юман М.А. Молния. М., Изд. Мир, 1972. - 327 с.
  2. Альперт Я.Л. Распространение электромагнитных волн и ионосфера. М., Изд. Наука, 1972. - 564 с.
  3. Timothy F. Bell, Steven C. Reising, and Umran S. Inan. Intense continuing currents following positive cloud-to-ground lightning associated with red sprites. Geophysical Research Letters, 1998, - vol. 25, №. 8, p. 1285-1288
  4. Barrington-Leigh, C. P., Inan, U. S., and M. Stanley. Identification of Sprites and Elves with Intensified Video and Broadband Array Photometry. Journal of Geophysical Research, 2001, - vol. 106, No. A2, p. 1741-1750.
  5. Гуревич А.В., Зыбин К.П. Пробой на убегающих электронах и электрические разряды во время грозы. УФН, 2001. - Т. 171, № 11. - С. 1177-1199.
  6. Муллаяров В.А., Торопов А.А., Козлов В.И., Каримов Р.Р. Особенности прострaнcтвенного распределения положительных грозовых разрядов на Востоке Сибири. Метеорология и гидрология, в печати (2009).


ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА МИОМЫ МАТКИ

ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА МИОМЫ МАТКИ Статья в формате PDF 117 KB...

27 04 2024 16:11:27

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Статья «Собственность на землю: историографический аспект» представляет собой историографический анализ проблемы отношений собственности на землю с точки зрения различных школ экономической мысли. В ней раскрываются противоречия теории земельной собственности с современной пpaктикой землепользования. ...

25 04 2024 10:38:54

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ Статья в формате PDF 125 KB...

20 04 2024 4:12:23

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 378 KB...

19 04 2024 0:29:37

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЁННЫХ  ДЕТЕЙ В рамках решения задачи развития интеллектуальных способностей одарённых детей сегодня отчётливо просматриваются факторы риска. Значимыми факторами риска являются неудовлетворение потребностей определённых групп детей в питании, распространение среди подрастающего поколения вредных привычек, стресс, изменяющиеся условия окружающей природной среды. ...

14 04 2024 3:18:30

БЕГ С РАВНОМЕРНОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ

БЕГ С РАВНОМЕРНОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ Статья в формате PDF 302 KB...

08 04 2024 13:56:38

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...

31 03 2024 8:46:47

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ Статья в формате PDF 313 KB...

25 03 2024 13:43:33

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ Статья в формате PDF 119 KB...

22 03 2024 17:15:44

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИЦИНА Статья в формате PDF 268 KB...

20 03 2024 16:29:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::