СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казарин Б.В. Кобелева Е.Е. Статья в формате PDF 129 KB

Обучение иностранных студентов начато в Кубанском государственном медицинском университете (ранее - медицинский институт, затем - академия) в 1963 году, с тех пор вузом подготовлено свыше 3500 специалистов-медиков для развивающихся стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. Первоначально, до 1990 года, обучение проводилось исключительно в порядке выполнения государственного заказа - по направлениям Министерства высшего образования СССР и некоторых общественных организаций [1].

Накопленный потенциал позволил учебному заведению адаптироваться на рынке образовательных услуг для зарубежных стран при переходе страны и образовательной отрасли на рыночные отношения. Поступления средств от обучения иностранцев в 90-х годов прошлого века явились серьезным фактором финансовой и социальной стабильности вуза.

Настоящее сообщение посвящено анализу особенностей контингента обучаемых иностранных граждан в период с 1991 по 2009 годы. Начиная с 1991 года Кубанский государственный медицинский университет лидировал среди учебных заведений города Краснодара (график 1) по числу иностранных учащихся.

Как видно из приведенного графика, доля иностранных учащихся, обучавшихся в вузе составляла в различные годы от 30 до 60 % от общего числа иностранных учащихся государственных высших учебных заведениях города. Число иностранных студентов-медиков среди учащихся государственных вузов города в этот период колeбaлось в диапазоне от 400 до 800 учащихся в год. Национальный состав иностранных учащихся университета за тот же период подвержен колебаниям (таблица).

График 1. Численность иностранных граждан, обучающихся в КГМУ

Национальный состав иностранных учащихся университета за период наблюдения (1991 - 2009 годы)

№ п.п.

Группа стран

1991

1995

1999

2003

2007

2009

1

Прочие страны

0,21

0,52

0,17

0,26

0,20

0,26

2

Страны Южного Средиземноморья

37,80

45,47

27,48

43,46

45,93

41,39

3

Страны Евросоюза

0

2,85

13,91

16,49

6,30

5,91

4

Республики бывшего СССР

0

0,00

3,31

10,99

16,46

19,28

5

Страны Юго-Восточной Азии

4,48

3,50

3,64

1,83

0,20

0,26

6

Страны Центральной и Южной Америк

6,46

2,20

1,32

1,05

0,41

0,51

7

Страны Африки

40,63

10,23

4,64

7,07

16,26

16,20

8

Средний Восток (Индия, Пакистан)

10,42

35,23

45,53

18,85

14,23

16,20

Итого

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

В таблице приведены данные по национальному составу контингента иностранных учащихся университета в % к общей численности иностранных учащихся за соответствующий год. Как видно из приведенных данных, в изучаемый промежуток времени в университете обучались иностранные граждане из 89 стран, при этом каждый год национальный состав учащихся изменялся. Так, в 1991 году в вузе обучались граждане из 56 стран, при этом 30 стран были представлены группами учащихся численностью от 1 до 4 человек, 14 стран - от 5 до 9 человек и 12 стран были представлены землячествами численность которых превышала 10 студентов. Ведущее место среди них занимали: Сирия - 76 человек, Ливан - 58 человек и Судан - 34 человека. В целом, на 12 стран-лидеров в 1991 году пришлось почти 68 % от общего числа иностранных учащихся.

Соответствующий столбец таблицы иллюстрирует долю каждого из регионов, в общем массиве иностранных учащихся университета в 1991 году. Целесообразно отметить, что контингент этого года был сформирован исключительно из ранее обучавшихся (срок обучения по специальностям медицинского университета составляет в основном 6 лет) и лиц, принятых в 1991 году на 1 курс. И те и другие были приняты по направлениям Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ряда общественных организаций всесоюзного уровня.

В 2000 году количество стран, граждане которых обучались в университете, снизилось по сравнению с 1991 годом и составило 33 страны. При этом, группы в количестве до 4 человек состояли из представителей 20 стран, от 5 до 9 человек - 4 страны, землячества численностью 10 и более человек составили граждане 9 стран (всего 89,6 % от общего числа учащихся). Самым крупным оказалось при этом землячество студентов из Индии - 225 человек, затем - большая группа эмигрантов из бывшего СССР (лица принявшие гражданство Греции) - 84 человека, граждане Ливана - 57 человек. Хаpaктерным является появление в 2000 году, среди иностранных студентов граждан республик бывшего СССР (ныне - самостоятельных государств) это учащиеся из Абхазии, Грузии и Армении (всего 24 человека) и пpaктически полное исчезновение граждан африканских государств.

Общее число стран, граждане которых обучались в университете в 2009 году, незначительно отличалось от предыдущих показателей 2000 года. В этом году в вузе обучались граждане 36 стран. Малочисленные группы учащихся (от 1 до 4 человек) были представлены гражданами 24 стран, группы средней численности от 5 до 9 человек составлены из граждан 3 стран, крупные землячества с числом студентов от 10 и более человек составили 9 стран, среди них: Палестина[1] (79 человек), Индия (58 человек), республики бывшего СССР (50 человек), Сирия (45 человек), Нигерия (40 человек) и Ливан (36 человек). Как и в 2000 году среди студентов имеются эмигранты из бывшего СССР и Российской Федерации, принявшие новое гражданство (Греция), хотя их число и уменьшилось (22 человека). Доля крупных землячеств составляла в 2009 году 84,3 % от общего числа иностранных студентов университета. В этот период представительство регионов в составе учащихся университета расширилось, среди студентов появились граждане Евросоюза, и, как материализация политических реалий современности - граждане независимых государств, ранее входивших в число республик бывшего СССР.

Следует отметить, что прием на обучение иностранных студентов, финансируемых из федерального бюджета не производился до 2000 года, и все «госбюджетные» учащиеся в тот период, это лица принятые в академию в 1990 - 1993 годах в рамках выполнения Россией международных обязательств бывшего СССР. Начиная с 2000 года направление иностранных граждан для обучения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации было восстановлено, и к 2009 году в числе иностранных учащихся вуза около 10% составляют «госбюджетные» учащиеся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кобелева Е.Е. Прием иностранных граждан на обучение в КГМА. // Труды Кубанского государственного технологического университета. - Краснодар. - Т. VI. - 1999. - С. 145-149.


[1] В тексте настоящего сообщения под палестинцами имеются в виду лица, имеющие документы ряда арабских стран, Государства Палестины и Государства Израиль, но которые идентифицируют себя как граждане Государства Палестина.


АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

03 05 2024 2:20:54

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 97 KB...

30 04 2024 14:53:10

О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ

О ПЛИОЦЕНОВОМ ПОХОЛОДАНИИ КЛИМАТА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ АЛТАЯ В северо-восточных предгорьях Алтая на междуречье Бии и Катуни скважиной вскрыты плиоценовые озерные отложения. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и ископаемая фауна моллюсков указывают на значительное похолодание и увлажнение климата по сравнению с теплым и аридным позднемиоценовым временем. По температурным условиям климат плиоцена мог быть близким современному климату в этом районе, но с годовым количеством осадков в два раза ниже. ...

23 04 2024 9:17:11

СИНГЕМЕРОБИЯ ПАРЦИАЛЬНЫХ ФЛОР РЕГИОНА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АНТРОПОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИТОСИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ)

СИНГЕМЕРОБИЯ ПАРЦИАЛЬНЫХ ФЛОР РЕГИОНА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АНТРОПОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИТОСИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТИИ) В работе приведены результаты анализа степеней сингемеробии парциальных флор Якутии в разрезе флористических районов. Отмечается роль географических факторов в формировании групп районов, объединенных по степени сингемеробии флор крупных геоботанических типов. ...

21 04 2024 3:10:10

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 311 KB...

16 04 2024 7:47:17

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ РЕЗАНИЯ КОРНЕПЛОДОВ

ОПТИМАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ РЕЗАНИЯ КОРНЕПЛОДОВ Статья в формате PDF 311 KB...

14 04 2024 15:56:13

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В КузГТУ

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В КузГТУ Важность разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе отражена и закреплена в ряде приказов Федерального агентства по образованию и обусловлена предстоящим вступлением страны в ВТО и присоединение к Болонскому процессу. В статье описываются алгоритм, этапы деятельности, результаты разработки и внедрения СМК в Кузбасском государственном техническом университете. ...

11 04 2024 8:59:16

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ Статья в формате PDF 122 KB...

01 04 2024 2:32:26

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3 Статья в формате PDF 121 KB...

29 03 2024 16:42:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::