ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Зотова Ф.Р. Статья в формате PDF 142 KB

Анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы общеобразовательных учреждений позволили выявить противоречия между: необходимостью внедрения в педагогический процесс комплексной системы деятельности по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников и недостаточной теоретической и методологической разработанностью ее основ, фрагментарностью предлагаемых методических решений; необходимостью воспитания культуры здоровья учащихся и недостаточной компетентностью и активностью педагогов в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья; необходимостью мониторинга достигнутых школой результатов работы по предупреждению переутомления, сохранению здоровья учащихся и отсутствием научно обоснованных критериев оценки этой работы.

Цель исследования: разработать психолого-педагогические и организационные основы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 14 школах на протяжении 7 лет. Экспериментом было охвачено более 4,5 тысяч учащихся, более 200 учителей инновационных и типовых общеобразовательных школ.

Системный анализ показателей физического и психического здоровья учащихся инновационных и типовых общеобразовательных школ в рамках диагностирующего эксперимента позволил выявить следующие тенденции:

  • в период обучения с первого по одиннадцатый класс показатели индекса здоровья учащихся как инновационных, так и типовых общеобразовательных школ снижаются;
  • при переходе к предметному и профильному обучению у учащихся наблюдается достоверный прирост количества часто болеющих детей;
  • количество детей с хроническими заболеваниями в процессе обучения с 1 по 11 класс возрастает как при инновационной форме, так и при традиционной форме обучения, но в первой эта тенденция более ярко выражена;
  • исследование динамики умственной работоспособности в период обучения в средних классах (с 6 по 9 класс) показало, что до 8 класса количественно-качественные показатели умственной работоспособности выше у девочек по сравнению с мальчиками своего возраста; начиная с 9 класса юноши опережают дeвyшек в показателях умственной работоспособности;
  • исследование уровня и хаpaктера школьной тревожности, корреляционный анализ факторов тревожности показал, что общая школьная тревожность учащихся тесно связана со страхом ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, проблемами и стpaxaми в отношениях с учителями.

Важнейшими социально-педагогическими причинами, обусловливающими переутомление и снижение здоровья учащихся, являются: учебные перегрузки школьников вследствие интенсификации учебного процесса; неадекватное отношение учащихся к школьным отметкам; высокая требовательность родителей к учебной успешности детей и подростков, престижность отличных оценок в семье; низкий уровень валеологической компетентности учителей; низкий уровень валеологической грамотности и активности, несформированность ценностного отношения к здоровью у учащихся и их родителей; «дидактические» причины - акцентирование внимания со стороны учителей на приобретение знаний и учебных навыков, выстраивание отношений «педагог-ученик» на основе учебных успехов и неудач, высокие темпы прохождения учебного материала, нежелание или отсутствие возможности в осуществлении индивидуально-дифференциро-ванного подхода к ученикам, низкий профессиональный уровень преподавания учебных предметов; недостаточность физической нагрузки вследствие низкой мотивации учащихся к занятиям физической культурой, низкой эффективности организованных форм физической активности; несоответствие режимных моментов гигиеническим требованиям; низкая эффективность профилактических мероприятий.

В ходе исследования разработана и внедрена модель системы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления учащихся и сохранению их здоровья в виде поликомпонентной структуры.

Модельными хаpaктеристиками разработанной системы являются: цель; задачи; принципы; направления деятельности; формы и методы работы; структура управления; результаты.

Создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении - основная цель, которая определяет содержание и функции всех компонентов разработанной системы.

В качестве основополагающих принципов конструирования педагогически эффективной системы деятельности по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения были приняты следующие: принцип стимулирования и мотивирования активности; принцип тесной обратной связи и сопутствующей коррекции; принцип учета причинно-следственных связей; принцип последовательности и преемственности; принцип согласованности; принцип дифференцированного подхода; принцип индивидуализации; принцип целесообразности применения инновационных средств, методов, форм.

В рамках исследования разработана и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективную деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения:

  • учет индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся, особенностей их индивидуально-возрастного развития при обучении и воспитании;
  • систематическая диагностика у учащихся уровня утомления и переутомления, психического и физического здоровья и их учет в учебно-воспитательной деятельности;
  • предупреждение монотонности уроков, однообразия структуры и методов ведения урока;
  • повышение комфортности внутренней и внешней среды образовательного учреждения;
  • обязательное участие всех члeнов педагогического коллектива и медицинского работника в планировании и организации деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья; четкое распределение функций каждого при координирующей функции заместителя директора по охране здоровья детей или Совета по охране здоровья детей;
  • формирование ценностного отношения к здоровью у субъектов образовательного процесса;
  • тесное сотрудничество школы и семьи, активная позиция учащихся и их родителей в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья.

Внедрение экспериментальной программы «Ваше здоровье - в ваших руках», состоящей из комплекса мероприятий для учащихся и их родителей, педагогов экспериментальных школ, разработанной на основе вышеуказанной модели, способствовало тому, что в экспериментальных школах:

  • ­ ППК образовательного учреждения улучшился: а) по мнению учащихся - на 16,3%; б) по мнению педагогов - на 14,6%; в) по мнению родителей - на 14%;
  • ­ количество учащихся, имеющих высокий уровень школьной тревожности, снизился с 51,9% до 21,2%;
  • ­ снизились случаи проявления хронического утомления и переутомления к концу учебного года с 67,3% до 15,3%;
  • ­ отсутствуют резкие перепады работоспособности на протяжении учебного года к концу года;
  • ­ количество учащихся, умеющих составлять собственную тренировочную программу для решения индивидуальных задач, обладающих знаниями и умениями по воспитанию физических качеств, возросло с 19,2% до 88,4%;
  • ­ прирост суточной двигательной активности учащихся составил 20,6%-26,7%;
  • ­ прирост показателей физической подготовленности за период эксперимента составил 7,9%-30%;
  • ­ количество учащихся, овладевших знаниями о ЗОЖ и его составляющих, методами самодиагностики утомления и самомониторинга здоровья возросло с 11,5% до 84,6%;
  • ­ количество учащихся, активно использующих знания и умения по ЗОЖ в повседневной деятельности, увеличилось с 9,6% до 57,6%;
  • ­ количество родителей учащихся, активно участвующих в мероприятиях, проводимых в рамках эксперимента, возросло с 48% до 63,5%;
  • ­ количество учителей, овладевших методами диагностики утомления, мониторинга здоровья и коррекции негативных изменений в показателях психофизического здоровья, систематически реализующих здоровьесберегающие педагогические технологии, увеличилось с 35,7% до 85,7%;
  • ­ количество учащихся, имеющих низкий уровень здоровья, уменьшилось с 57,5% до 14,9%; количество учащихся, имеющих средний уровень физического здоровья возрос с 38,3% до 78,7% количество учащихся с высоким уровнем здоровья увеличилось с 4,3% до 6,4%;
  • ­ индекс здоровья за период эксперимента возрос с 32% до 42%.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОЛОСТИ НОСА: МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ОБЗОР)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОЛОСТИ НОСА: МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ОБЗОР) В статье приведены современные данные о микроанатомии и гистологии слизистой оболочки полости носа. Приводятся особенности морфо-функциональной организации носа в связи с зональными особенностями, сравнителая хаpaктеристика различных отделов носовой полости. Представлено клиническое значение вариантов анатомической организации структур носа с различными видами ринопатологии. ...

18 04 2024 5:51:45

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Статья «Собственность на землю: историографический аспект» представляет собой историографический анализ проблемы отношений собственности на землю с точки зрения различных школ экономической мысли. В ней раскрываются противоречия теории земельной собственности с современной пpaктикой землепользования. ...

14 04 2024 17:18:37

Студенты как телеаудитория

Студенты как телеаудитория Статья в формате PDF 314 KB...

11 04 2024 14:43:41

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ КУРСА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ КРИОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК В РЕЖИМЕ одна ПРОЦЕДУРА В ДЕНЬ НА ПАРАМЕТРЫ СОСТАВА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной. ...

09 04 2024 19:51:39

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ Статья в формате PDF 208 KB...

08 04 2024 10:46:31

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ ИММУНИТЕТА И МЕТАБОЛИЗМА

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ ИММУНИТЕТА И МЕТАБОЛИЗМА Статья в формате PDF 91 KB...

04 04 2024 4:42:28

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника Способ относится к гидрологии суши и инженерной экологии, может быть использовано при экологическом мониторинге антропогенных воздействий на загрязнение родников. Выявлены биотехнические закономерности динамики в реальном режиме времени по суткам два основных показателя (как и в прототипе, период наполнения мерного сосуда и объемный расход родниковой воды), но применительно не к роднику в целом, а только к его отдельным водотокам. Разделение родника на естественные водотоки позволяет расширить функциональные возможности способа и повысить точность измерений.Впервые способ позволяет проводить фундаментальные гидрометрические измерения родника в гидрологической структуре его водотоков. Повышение точности измерений по времени наполнения мерного сосуда секундомером и расчета объемного расхода воды каждым водотоком родника обеспечивается измерениями в реальном режиме времени. ...

31 03 2024 3:54:35

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОБЕТОНА

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГАЗОБЕТОНА Темпы жилищного и гражданского строительства в Восточной Сибири и соседних регионах сдерживаются высокой себестоимостью строительства. Основным резервом для снижения стоимости является замена дорогостоящих традиционных материалов, в частности стеновых, на альтернативные материалыЯчеистые бетоны из техногенных промышленных отходов. ...

29 03 2024 0:18:46

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ» Статья в формате PDF 250 KB...

20 03 2024 10:12:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::