ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гайнанова Н.К. Беликова Р.М. Статья в формате PDF 148 KB Среди факторов, негативно влияющих на особенности формирования приспособительных реакций к процессу обучения в образовательных учреждениях, следует выделить нерациональную организацию учебного процесса, гиподинамию, несоответствие возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащихся содержанию педагогических программ (Щедрина А.Г., 2003). Оптимизация системы «образовательная среда - ребенок» должна быть направлена на постоянное, сберегающее здоровье, развитие, оптимальную организацию учебной деятельности (Бapaнов А.А., 1998).

Настоящая работа написана на основе исследования морфофункциональных и психофизиологических показателей и оценки режима дня детей 6-7 летнего возраста. Базой для проведения исследования послужили детские сады № 14, 42, 86 и общеобразовательные школы № 4, 41 г. Бийска Алтайского края. Всего в исследовании приняли участие 167 детей в возрасте 5,5-6 лет и 103 учащихся первых классов (возраст 6,5-7 лет).

В ходе исследования нами были обнаружены нарушения режима дня, как у старших дошкольников, так и у первоклассников. Так, у дошкольников были выявлены отличия в режиме дня в зависимости от условий подготовки к школьному обучению. У дошкольников, посещающих подготовительные курсы непосредственно в условиях школы, отсутствовал дневной сон, прогулка, организм этих детей подергался воздействию длительного статического напряжения. Детям приходилось выполнять еще не свойственные им виды деятельности, не соответствующие морфофункциональным возможностям их организма. В результате у дошкольников, посещающих подготовительные курсы в условиях школы, повышались значения артериального давления и снижались показатели пульсового давления по сравнению со сверстниками, которые находились в привычных условиях детского сада. Видимо данный факт свидетельствует о возникновении и нарастании утомления у этих детей (Великанова Л.К., 1993).

Гигиенические требования к режиму дня первоклассников должны строиться на постепенном наращивании объема учебной нагрузки, так называемый «ступенчатый» режим. Согласно этому режиму, количество уроков и их продолжительность должны увеличиваться от 1 к 4 четверти.

Однако при анализе учебной нагрузки в ходе нашего исследования было выявлено, что она превышает допустимую норму на 2 часа. При этом отмечались недостатки в составлении расписания, такие например, как сдвоенные уроки, отсутствие чередования легких и более трудных предметов, неправильное распределение учебной нагрузки в течение недели. Данный факт вызвал у детей к концу учебного дня нeблагоприятные физиологические реакции со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, «прессинг» учебных воздействий негативно сказывается на стиле жизни младших школьников: порождает дефицит сна, двигательной активности, ограничивает пребывание на свежем воздухе, не оставляет времени для полноценного досуга, необходимого для формирования личности ребенка. По результатам нашего опроса в первых классах от дневного сна отказалось лишь 15% детей, при этом мальчики чаще испытывали потребность в дневном отдыхе по сравнению с дeвoчками (10% против 6%). У 77% опрошенных первоклассников время ночного сна сократилось с 11 до 9 часов.

В ходе опроса первоклассников установлено, что 33% учащихся бывают на свежем воздухе только по дороге в школу и домой; 23% - гуляют 2-3 раза в неделю (в основном в выходные дни) в течение 1-1,5 часов; 44% - гуляют ежедневно по 1,5-2 часа в сочетании с подвижными играми или занятиями спортом. Более того, лишь 12% опрошенных первоклассников делают утреннюю зарядку и посещают спортивные секции, остальные 88% занимаются спортом только на уроках физкультуры.

Кроме того, в ходе исследования нами было отмечено увеличение числа детей с преобладанием левосторонних показателей в функциональной асимметрии мозга, а так же были обнаружены нарушения у них организации учебного процесса. Истинных левшей среди обследуемых нами детей оказалось 10%, причем среди мальчиков их доля была выше в сравнении с дeвoчками (6,2% против 3,8%). В процессе обучения, у исследуемых нами детей с преобладанием леволатеральных показателей, степень рукости снижалась к концу учебного года, что связано с преобладанием стандартных школьных программ, по-прежнему рассчитанных преимущественно праворуких детей. Более того, при организации учебного процесса педагогами не учитывались особенности работы с леворукими детьми.

Таким образом, организация качественного обучения детей без ущерба для состояния здоровья связана с изучением морфофункциональных и психофизиологических особенностей их организма уже с момента рождения, с поэтапным определением степени готовности к учебной нагрузке, с созданием оптимальных условий обучения и отдыха детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бapaнов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения / А.А. Бapaнов //Российский педиатрический журнал - 1998. - № 1. - С. 5-8.
  2. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно - воспитательного процесса в школе. / Л.К. Великанова. - Новосибирск, 1993. - 93 с.
  3. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - С. 31; 45; 133-134; 142-143; 160.


ЗОЛОТОНОСНЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ МАГМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

ЗОЛОТОНОСНЫЕ ЩЕЛОЧНЫЕ МАГМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В статье приведены сведения о золотоносности щелочных и ультpaбазит-базитовых щелочных комплексов. Впервые обращено внимание на золотоносность карбонатитовых комплексов. Приведены данные о золотоносности шошонитовых и щелочных лампрофировых комплексов. Основными геолого-промышленными типами оруденения указанных комплексов являются жильные, жильно-штокверковые, порфировые мезотермальные, скарновые, а также эпитермальные золото-серебряно-теллуридные месторождения. Золото выявлено в комплексных месторождениях кобальт-медно-никелевых (типа Блэкбёд), ортомагматических платиноидных в «аляскинском» типе ультpaбазитов, в железо-оксидном медно-золоторудном классе месторождений типа Олимпик Дам и других. ...

06 05 2024 4:53:13

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ АУТОРОЗЕТОК И ТРОМБОЦИТАРНЫХ АГРЕГАТОВ В ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ АУТОРОЗЕТОК И ТРОМБОЦИТАРНЫХ АГРЕГАТОВ В ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ Активация лейкоцитов и тромбоцитов циркулирующей крови детей при неотложных состояниях сопровождается интенсификацией образования в ней клеточных ассоциаций, представленных ауторозетками, образованными лейкоцитами из эритроцитов, и тромбоцитарными агрегатами. Циркуляция в крови значительных количеств этих клеточных ассоциаций способна вызвать ухудшение её реологических свойств и соответственно нарушения микроциркуляции. Поскольку эритроциты, входящие в состав ауторозеток и контактирующие с тромбоцитами, подвергаются экзоцитарному лизису, это приводит к поступлению в циркулирующую кровь эритроцитарных прокоагулянтов и увеличивает возможность тромбообразования. Поэтому интенсификацию образования ауторозеток и тромбоцитарных агрегатов можно рассматривать как патогенетические факторы нарушений микроциркуляции при неотложных состояниях. ...

24 04 2024 20:10:46

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

21 04 2024 13:29:47

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Статья в формате PDF 110 KB...

14 04 2024 20:51:53

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ Статья в формате PDF 246 KB...

11 04 2024 0:40:12

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...

10 04 2024 16:11:41

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

09 04 2024 16:56:33

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЯ УГАСАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЯ УГАСАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...

08 04 2024 12:29:27

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА Статья в формате PDF 284 KB...

04 04 2024 11:58:37

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Статья в формате PDF 153 KB...

02 04 2024 23:30:34

ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ И СОСТОЯНИЕ АНТИОКСИДАНТНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ МИОКАРДА ПРИ ЕГО ИНФАРКТЕ У КРЫС С РАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ГИПОКСИИ

ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ И СОСТОЯНИЕ АНТИОКСИДАНТНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ МИОКАРДА ПРИ ЕГО ИНФАРКТЕ У КРЫС С РАЗНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ГИПОКСИИ Изучено состояние процесса перекисного окисления липидов и антиокислительной системы в различных участках миокарда при его инфаркте у крыс с разной резистентностью к гипоксии. Выявлено что, в норме активность перекисного окисления липидов несколько выше у высокоустойчивых к гипоксии крыс по сравнению с низкоустойчивыми, однако активность антиокислительных ферментов, наоборот, выше у высокоустойчивых крыс. При коронароокклюзии интенсивность перекисного окисления липидов существенно повышается у низкоустойчивых к гипоксии крыс. ...

01 04 2024 7:51:44

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА Статья в формате PDF 126 KB...

29 03 2024 11:53:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::