ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В подростковом возрасте межличностные отношения являются основой развития личности. Подростковый возраст в возрастной психологии хаpaктеризуют как переломный, переходный, сензитивный и критический. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Межличностные отношения в среде подростков оказывают колоссальное влияние на формирование личности молодого человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношение к окружающим, уровень самооценки. Проблемы в межлич-ностных отношениях способствуют появлению комплексов, антисоциальному проявлению подростка как личности.
В нашем исследовании эффективным способом психологической коррекционной работы с подростком признаны коллективные формы, среди которых ведущим является психологический тренинг. Психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия.
Экспериментальная работа по исследованию уровня межличностного взаимодействия подростков проводилась с совокупной выборкой учащихся 8-11 классов школ г.Ставрополя и включала в себя несколько этапов: общая диагностика, тренинговая работа по психологической коррекции, контрольная диагностика и сравнительный анализ полученных данных.
Общая диагностика межличностных отношений в коллективе подростков выявила степень выраженности взаимных симпатий или антипатий, особенностей поведения, общения, взаимодействия в целом. Каждая из диагностических методик хаpaктеризует межличностные отношения по ряду критериев: персональное отношение каждого респондента к другим члeнам коллектива, положение в системе сложившихся внутригрупповых отношений, уровень сплоченности коллектива в целом, положение каждого испытуемого в системе межличностных отношений группы. В ходе работы был использован метод социометрии, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика диагностики типа эмоциональной реакции на внешние воздействия В.В.Бойко, методика диагностики показателей и определения форм агрессии А.Басса и А.Дарки, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда.
Опираясь на результаты диагностического обследования, мы составили программу психологического тренинга, направленную на повышение компетентности в сфере общения. В основе коррекционной тренинговой работы лежали две основные цели: самосовершенствование личности подростка; обучение навыкам межличностного общения.
Программа включала в себя 4 блока:
- Развитие доверия, принятия другими, возможности самопрезентации.
- Создание образа «Я» в контексте межличностных отношений.
- Отреагирование напряженных эмоцио-нальных состояний.
- Развитие коммуникативных навыков, способностей взаимодействия в коллек-тиве сверстников.
При сравнительном анализе результатов общей и контрольной диагностики, мы пришли к следующим выводам:
- на 40% повысились показатели отношения каждого члeна к группе; наличие положительных взаимосвязей с члeнами коллектива возросли с 25% до 45%; показатели контроля собственного поведения, проявления эмоциональности в общении, а также сближения с члeнами коллектива повысились в среднем на 32%;
- показатели по всем критериям методики диагностики уровня социально-психологической адаптации повысились в среднем на 20%;
- с 37,5% до 18% снизился уровень взаимного неприятия; уровень неадекватности проявления эмоций и агрессии снизился в среднем на 32 %.
Таким образом, мы убедились в том, что программа психологического тренинга, направленная на повышение компетентности в сфере общения оказала положительное влияние на межличностное взаимодействие подростков. Результатом работы стало снижение уровня отрицательных, негативных проявлений во взаимодействии между подростками, доброжелательное отношение к новым члeнам коллектива, а также повышение уровня межличностного взаимодействия между члeнами группы.
Наша исследовательская работа показала, что тренинг как метод психологической коррекции является наиболее оптимальным и эффективным в ситуации кризиса межличностного взаимодействия.
Статья в формате PDF 586 KB...
28 04 2024 7:48:55
Статья в формате PDF 111 KB...
27 04 2024 10:14:58
Статья в формате PDF 242 KB...
26 04 2024 15:32:31
Статья в формате PDF 100 KB...
25 04 2024 14:32:35
Статья в формате PDF 251 KB...
23 04 2024 8:22:51
Статья в формате PDF 124 KB...
21 04 2024 8:25:19
Статья в формате PDF 129 KB...
20 04 2024 14:57:38
Статья в формате PDF 172 KB...
19 04 2024 16:43:14
Статья в формате PDF 116 KB...
18 04 2024 2:53:33
Статья в формате PDF 135 KB...
17 04 2024 8:16:21
Статья в формате PDF 369 KB...
16 04 2024 22:15:47
Статья в формате PDF 290 KB...
15 04 2024 2:29:44
Статья в формате PDF 251 KB...
14 04 2024 15:55:45
В статье изложены результаты комплексного исследования профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза выбранной врачебной специальности, проведенного с использованием социологических, клинико-физиологических и психодиагностических методов. ...
13 04 2024 7:51:13
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 19:38:11
Статья в формате PDF 175 KB...
11 04 2024 12:11:44
Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...
10 04 2024 16:24:11
Статья в формате PDF 293 KB...
09 04 2024 3:41:30
Статья в формате PDF 241 KB...
08 04 2024 5:40:28
Статья в формате PDF 165 KB...
07 04 2024 17:23:54
Статья в формате PDF 119 KB...
06 04 2024 12:58:56
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 10:34:40
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 13:30:42
Статья в формате PDF 113 KB...
03 04 2024 3:24:14
Статья в формате PDF 108 KB...
02 04 2024 12:39:58
Статья в формате PDF 119 KB...
01 04 2024 18:58:21
Статья в формате PDF 266 KB...
31 03 2024 14:46:55
Проведены исследования в области экструдирования многокомпонентных смесей из отходов различных производств, предложена технологическая схема линии по получению ДПКТ. Экспериментальные исследования проводились в два этапа и определялись параметры процесса – производительность, мощность сил полезного сопротивления, в зависимости от угловой скорости вращения шнека пресса-экструдера, от температуры экструдируемого материала, от влажности экструдируемой смеси и процентного содержания компонентов смеси. ...
30 03 2024 8:58:31
Статья в формате PDF 245 KB...
29 03 2024 4:39:12
Статья в формате PDF 261 KB...
28 03 2024 6:42:33
Статья в формате PDF 121 KB...
27 03 2024 15:22:19
Статья в формате PDF 300 KB...
26 03 2024 4:58:35
Статья в формате PDF 118 KB...
24 03 2024 22:20:32
Статья в формате PDF 131 KB...
23 03 2024 2:16:34
Статья в формате PDF 120 KB...
22 03 2024 6:26:14
Статья в формате PDF 134 KB...
21 03 2024 23:26:30
20 03 2024 5:37:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::