МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Развитие социальных отношений, их переход в ту или иную стадию зависит от множества внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Их анализ может носить как институциональный, так и конкретно ситуативный хаpaктер. Отсюда вытекает необходимость комплексного, многоуровневого подхода к формированию программ и методического инструментария социального мониторинга.
«Прострaнcтво» мониторингового наблюдения может охватывать все сферы общественной жизнедеятельности и все уровни организации взаимодействия социальных субъектов.
Понятие социальный процесс отражает последовательную смену состояний или движение социальных отношений, других элементов социальной системы. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних факторов, обладает относительной устойчивостью, определенным порядком взаимодействия элементов, продолжительностью, направленностью к определенной цели совместной деятельности субъектов. Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, хаpaктеризуется механизмами своего развития и темпами.
К социальным показателям в социологии и социальной статистике относят качественные и количественные хаpaктеристики отдельных свойств и состояний социальных отношений и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности. Показатели различаются по степени абстрагирования отражаемых ими признаков и свойств изучаемого объекта. Если последние доступны прямому наблюдению и измерению, они носят название эмпирических индикаторов. В случаях выражения в показателях более глубоких сущностных хаpaктеристик объекта исследования, такие показатели называют теоретическими, интегрированными. Если показатели выражают соотношения разноименных первичных показателей либо их соотнесенность с базовыми величинами, они называются аналитическими. Особый род показателей - нормативных - используется в качестве ориентиров в оценке социальных явлений, планировании, управлении.
В мониторинге используются все названные выше типы социальных показателей. Но если эмпирические индикаторы рассматриваются как «входные» в компьютерных программах, то аналитические показатели представляют собой промежуточный или конечный продукт исследовательского процесса. Будучи сведенными в целостную систему, аналитические показатели способны описывать изучаемый объект с разных сторон, моделировать его «образ» под разными углами зрения, раскрывать наиболее глубокие его сущностные хаpaктеристики в статике и динамике. Система социальных показателей строится на основе определенной концепции и методологии мониторингового наблюдения.
Система показателей мониторинга, опиисывая тот или иной социальный объект, отображает тем самым его операциональную модель, которая позволяет фиксировать определенные состояния объекта, тенденции его изменений, хаpaктер связей с другими объектами. Отсюда вытекает важное требование к конструированию системы показателей: такая система должна основываться на чётко выраженной концептуальной модели объекта, в полной мере учитывать его внутреннюю структуру и функций, а также связи с другими объектами.
Статья в формате PDF 111 KB...
26 04 2024 7:47:15
Статья в формате PDF 351 KB...
25 04 2024 0:30:49
Статья в формате PDF 101 KB...
24 04 2024 5:21:11
Статья в формате PDF 369 KB...
23 04 2024 17:51:52
Развитие интеллекта учащихся происходит эффективно, если усвоение знаний, приобретение умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей. Для этого надо переосмыслить содержание образования, сконструировать и внедрить эффективные педагогические технологии, позволяющие эффективно решить поставленные задачи. "Химия для математиков" – технология интеграции естественно-математических знаний на разных уровнях. Методика проведения интегрированных уроков "химия – информатика" разработана и успешно применяется в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова. ...
22 04 2024 12:13:42
Статья в формате PDF 122 KB...
21 04 2024 8:53:52
Статья в формате PDF 108 KB...
20 04 2024 3:10:47
Статья в формате PDF 111 KB...
19 04 2024 4:56:19
Статья в формате PDF 322 KB...
18 04 2024 23:35:44
Статья в формате PDF 293 KB...
17 04 2024 13:28:20
16 04 2024 8:48:38
15 04 2024 10:31:57
Статья в формате PDF 109 KB...
14 04 2024 17:26:12
Статья в формате PDF 308 KB...
13 04 2024 10:18:13
Статья в формате PDF 264 KB...
12 04 2024 1:44:30
Статья в формате PDF 138 KB...
11 04 2024 23:39:30
Статья в формате PDF 106 KB...
10 04 2024 9:42:45
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 10:52:14
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 21:44:24
Статья в формате PDF 126 KB...
07 04 2024 5:43:47
Статья в формате PDF 108 KB...
06 04 2024 23:18:36
Статья в формате PDF 166 KB...
05 04 2024 8:21:16
Статья в формате PDF 144 KB...
04 04 2024 2:28:23
Статья в формате PDF 640 KB...
03 04 2024 23:15:35
Статья в формате PDF 323 KB...
02 04 2024 14:16:37
Статья в формате PDF 137 KB...
01 04 2024 15:12:23
Статья в формате PDF 150 KB...
31 03 2024 22:54:16
Установлено, что замачивание семян пяти сортов огурца в растворах биопрепаратов: альбит, биогумус, гумми, положительно влияет на повышение энергии прорастания , всхожести и роста корневой системы. Особенно эффективны биогумус и гумми на сортах Чистые пруды и Гектор. ...
30 03 2024 9:26:33
Статья в формате PDF 309 KB...
29 03 2024 2:46:26
28 03 2024 19:34:21
Статья в формате PDF 123 KB...
26 03 2024 6:24:25
В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...
25 03 2024 20:16:21
Статья в формате PDF 113 KB...
24 03 2024 23:56:47
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 6:49:35
Статья в формате PDF 255 KB...
22 03 2024 10:26:16
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 23:15:50
Статья в формате PDF 286 KB...
20 03 2024 22:23:19
Статья в формате PDF 122 KB...
19 03 2024 20:41:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::