ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Одной из основных задач общеобразовательной школы на современном этапе является активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Наиболее эффективными являются условия, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой системой, реализующей данные требования на пpaктике, является эколого-химический пpaктикум, организованный на базе кафедры общей, неорганической и аналитической химии Белгородского государственного университета (БелГУ).
Цель пpaктикума - активизация познавательной деятельности учащихся, обучение приемам мышления и деятельности и усиление пpaктической направленности.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- реализация личностно-ориентирован-ного подхода к обучению химии, с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся;
- раскрытие необходимости химического образования для решения экологических проблем;
- воспитание нравственного поведения в окружающей природной среде;
- вооружение школьников пpaктическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, но и посильно участвовать в мероприятиях по его защите.
Нами составлена программа и разработано учебно-методическое обеспечение пpaктикума. Структура пpaктикума представлена в таблице.
Таблица1: Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы программы |
Всего часов |
|
1 год обучения |
2 год обучения |
||
15 лет |
16 лет |
||
1 |
Вводное занятия. Техника безопасности при работе в химической лаборатории |
2 |
2 |
2 |
Основные приемы работы в химической лаборатории. |
107 |
54 |
3. |
Лабораторно-пpaктические занятия |
30
|
150 |
4. |
Правила оформления и оформление научно-исследовательской работы |
5 |
10 |
Всего часов |
144 |
216 |
Особенностью программы является ознакомление с элементами аналитической химии (методами количественного анализа), использование активных форм работы учащихся и разработка учащимися научно-исследовательских проектов и их защита. В реализации программу могут участвовать учащиеся 10-11 классов. На занятиях пpaктикума изменены методы обучения, увеличен объем самостоятельной работы учащихся, работы с научной и научно-популярной литературой. Основной метод - исследовательская работа учащихся. Все стадии аналитического процесса от взятия навески, пробоподготовки до получения результатов и статистической обработки материала учащиеся проводят самостоятельно. Такой подход к построению пpaктикума обеспечивает системность знаний, осознания связей химии с явлениями окружающей природной среды, что повышает познавательную активность учащихся. Именно на таких занятиях школьники проходят начальную адаптацию к исследовательской деятельности, осуществляют самооценку своих знаний, развивают умения самостоятельно выполнять творческие задания.
В планирование каждой темы включены требования к знаниям и умениям учащихся. Они представлены в форме различных видов учебной деятельности. Учащиеся должны уметь воспроизводить знания, наблюдать химические объекты и их превращения, ставить опыты и делать выводы, применять теоретические знания для объяснения фактов и явлений.
Изучение темы начинают с одного - двух теоретических уроков и продолжают во время лабораторной работы и заканчивают на пpaктическом занятии при выполнении учебно-исследовательских работ.
Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, в программе подобраны научно-исследовательские темы для организации самостоятельных работ учащихся. Например, такие как:
- оценка жесткости природных вод Белгородской области и состояние здоровья человека;
- молоко, как показатель качества окружающей среды;
- эколого-химическая хаpaктеристика зубных паст на примере содержания кальция.
Содержательным ядром данного пpaктикума, является деятельность в реальных ситуациях, связанная с обеспечением качества жизни людей. Выполняя исследовательскую работу, учащийся должен понять, что важно не только поставить эксперимент, провести наблюдения, но и установить сущность исследуемых явлений, соотнести результаты с целями и сделать выводы. Учащиеся должны понять, что исследовательская работа это большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого выpaбатывается хаpaктер, настойчивость, ответственность за результаты исследования.
В процессе обучения учащиеся изучают природные объекты, объясняют их природные и антропогенные изменения, формулируют выводы, комментируют графики, таблицы, диаграммы, предсказывают возможные изменения изучаемых объектов и анализируют полученную информацию.
Работа в рамках эколого-химического пpaктикума способствует углубленному изучению химии, профессиональной ориентации. Среди школьников есть победители олимпиад, дипломанты областных и Всероссийских конкурсов по химии, биологии и экологии. Не случайно, многие выпускники пpaктикума избрали специальности, связанные с химией.
28 04 2024 18:19:51
Статья в формате PDF 136 KB...
26 04 2024 6:12:36
Исследована активность каталазы в митохондриях, супернатанте сердца и печени свиней пород крупной белой, кемеровской и ландрас. В эксперименте установлено, что по активности каталазы в митохондриях лучшими являются свиньи кемеровской породы. ...
25 04 2024 9:28:32
Статья в формате PDF 122 KB...
24 04 2024 17:48:13
Статья в формате PDF 284 KB...
23 04 2024 1:25:10
Статья в формате PDF 136 KB...
22 04 2024 1:55:59
Статья в формате PDF 286 KB...
18 04 2024 18:18:53
Статья в формате PDF 244 KB...
17 04 2024 1:47:50
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 11:45:52
Статья в формате PDF 241 KB...
15 04 2024 13:39:26
Статья в формате PDF 120 KB...
14 04 2024 0:37:21
Статья в формате PDF 363 KB...
12 04 2024 13:45:26
Статья в формате PDF 250 KB...
11 04 2024 22:34:54
Статья в формате PDF 114 KB...
10 04 2024 19:14:18
Статья в формате PDF 257 KB...
09 04 2024 3:24:50
Статья в формате PDF 292 KB...
08 04 2024 1:28:28
Статья в формате PDF 113 KB...
07 04 2024 6:17:43
Статья в формате PDF 138 KB...
06 04 2024 19:49:58
Статья в формате PDF 111 KB...
04 04 2024 1:59:14
Статья в формате PDF 103 KB...
03 04 2024 19:44:34
Статья в формате PDF 140 KB...
02 04 2024 14:54:12
Статья в формате PDF 390 KB...
01 04 2024 19:31:47
Статья в формате PDF 184 KB...
31 03 2024 2:24:13
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 14:25:25
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 23:14:54
Статья в формате PDF 314 KB...
28 03 2024 4:55:51
Статья в формате PDF 121 KB...
26 03 2024 10:49:32
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 23:20:22
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
23 03 2024 5:10:46
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 19:38:12
Статья в формате PDF 266 KB...
21 03 2024 1:59:54
В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта. ...
20 03 2024 1:30:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::