НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возрастание роли естественно-научного образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными формами образования все чаще используются более прогрессивные, новаторские идеи.
Изученная и обобщенная нами философская и научно-педагогическая литература показывает, что необходимость создания образовательной системы, ориентированной на устойчивое развитие, выживание современной цивилизации и сохранение биосферы делает актуальной проблему ноосферного образования.
Система образования, которая всегда являлась важным цивилизационным фактором, сегодня, в условиях экономического, социального и экологического кризиса России, не должна развиваться спонтанно. Правильная стратегия ориентации этой системы с учетом долгосрочных целей развития страны исключительно актуальна именно сейчас, так как она может стать решающим фактором при переходе России к модели устойчивого и безопасного развития. Ведь именно система образования в значительной степени формирует то общественное сознание, которое и определит в дальнейшем путь развития нашей страны.
Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе должен произойти кардинальный поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития. Как указывал А. Тоффлер, сознание людей должно быть ориентировано на будущее, необходима «футуризация» сознания. Нужно экологизировать и футуризировать сознание, более того - формировать экологическое сознание в качестве ядра и доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Изменение общественного сознания возможно только в результате использования самого массового социального процесса, именуемого образованием.
Образование должно решать ту же специфическую задачу, которая стоит перед всей Россией. А именно - образовательная система уже сейчас должна переходить на принципы функционирования модели устойчивого развития. Образование должно двигаться опережающими темпами по сравнению с другими сферами социальной деятельности.
Ноосферное образование, основанное на идеях коллективного созидания, предполагает гармоничное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся, наполнение процесса обучения и воспитания нравственно-этическими нормами, общечеловеческими ценностями, философским смыслом бытия.
В организационном плане ноосферизация образования, может выражаться: во введении интегративных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания; в создании синтезных интегрированных курсов, показывающих мир как единое целое; во введении специальных экологических и культурологических курсов, носящих мировоззренческий хаpaктер; во включении в учебный план новых предметов, осуществляющих философизацию образования; во введении новых форм преподавания, объединяющих вербальные средства обучения с невербальными.
В систему генеральных принципов ноосферного образования входят принципы целостности, фундаментальности, экологизации, гуманизации и принцип развивающего обучения. Ноосферное образование будет учить прежде всего способам взаимодействия человека с миром, а знания приобретут чисто прикладной хаpaктер.
Научить человека мыслить сообразно природе, а не вопреки ей - основная задача новой системы образования, а единение индивидуального и коллективного сознания на основе синтеза духовной культуры и целостного аналитического мышления понимается сегодня как главный признак сферы разума или ноосферы.
Центральной фигурой в эпоху ноосферного развития становится учитель, в самом широком смысле этого слова, но прежде необходимо, чтобы совершилась смена образовательных парадигм. Н. К. Рерих отмечал: «Учитель...- может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
Ноосферное образование предполагает большую опытную и экспериментальную работу. Конечно, все это пока идеал. Но не утопия. Это реалистичный идеал. О значимости ноосферного образования свидетельствует тот факт, что в Российской академии естественных наук создано отделение «Ноосферное образование».
Не обошла стороной новая волна образования и Тюменскую область. Так, в с. Сайгатино, Сургутского района, ХМАО развитие школы осуществляется на основе социальной активности детей в исследовании Земли и ближайшего Космоса. Также, в Сургутском районе проходит период становления сельская школа, как социально-культурный феномен будущей ноосферной цивилизации в пос. Высокий Мыс. Эти школы развиваются под патронажем Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования ( УНОЦ УрО РАО ), ее идейного вдохновителя, директора Центра, доктора педагогических наук, профессора Г. П. Сикорской.
Радует и тот факт, что ростки ноосферного образования все увереннее укрепляются в благодатной почве Тюменского Государственного Нефтегазового университета. В ТюмГНГУ формируется собственная модель ноосферного образования, состоящая из содержательных и методических линий. Студенты самого нефтегазового вуза региона имеют высокую котировку на рынке труда. Получая в процессе образования, наряду с профессиональными знаниями, развитие чувства любви к Родине, основы здорового образа жизни, развиваясь эстетически, приобретая азы этики и этикета, развивая в себе экологическое сознание, научные и философские сущностные знания студенты приобретают возможность самоактуализации личности.
Таким образом, построение цивилизации ноосферного типа, перспектива динамичного и устойчивого развития ведут к глобализации образования, перевода всей образовательной системы в парадигму ноосферного развития. И в этой связи остается надеяться, что в Тюменском регионе будут появляться все новые и новые образовательные учреждения Ноосферного типа, которые принесут струю свежего воздуха и поднимут систему образования на новый качественный уровень. Именно они создадут новое образовательное прострaнcтво, в котором разовьются идеи ноосферной цивилизации, сформируется человек эпохи ноосферы с высокими нравственными качествами, несущий ответственность за себя, свое окружение, свою Родину, свою цивилизацию. Человек, создающий мир, а не разрушающий его.
Статья в формате PDF 112 KB...
28 04 2024 1:14:49
Статья в формате PDF 100 KB...
26 04 2024 8:39:49
Статья в формате PDF 330 KB...
25 04 2024 3:42:20
Статья в формате PDF 126 KB...
24 04 2024 22:34:33
В работе дан теоретический анализ понятия «личности», способы её формирования в результате пpaктической деятельности человека. Показано, что речь – необходимое условие социального, культурного воспроизводства личности, формирования его специфических социальных способностей. ...
23 04 2024 16:45:26
Статья в формате PDF 412 KB...
21 04 2024 0:43:26
Статья в формате PDF 115 KB...
20 04 2024 23:14:27
Статья в формате PDF 142 KB...
19 04 2024 6:33:26
Статья в формате PDF 314 KB...
18 04 2024 19:52:14
Статья в формате PDF 263 KB...
17 04 2024 16:20:40
Статья в формате PDF 133 KB...
16 04 2024 18:32:47
Статья в формате PDF 303 KB...
15 04 2024 18:52:17
Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотрeбления в процессе формирования адаптации. ...
14 04 2024 14:29:14
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 11:54:23
Статья в формате PDF 118 KB...
12 04 2024 5:56:57
Статья в формате PDF 253 KB...
11 04 2024 0:52:57
Статья в формате PDF 149 KB...
10 04 2024 22:56:47
Статья в формате PDF 250 KB...
07 04 2024 13:12:50
Статья в формате PDF 114 KB...
06 04 2024 17:50:27
Статья в формате PDF 240 KB...
05 04 2024 16:41:15
Статья в формате PDF 142 KB...
04 04 2024 17:10:33
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2024 23:17:57
Статья в формате PDF 104 KB...
02 04 2024 10:58:55
Статья в формате PDF 121 KB...
31 03 2024 21:17:25
30 03 2024 15:39:30
Статья в формате PDF 132 KB...
29 03 2024 4:27:43
Статья в формате PDF 167 KB...
28 03 2024 21:13:37
Статья в формате PDF 144 KB...
27 03 2024 13:58:58
Статья в формате PDF 110 KB...
25 03 2024 11:46:30
Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1. ...
24 03 2024 22:21:34
Статья в формате PDF 245 KB...
23 03 2024 22:38:38
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 16:19:38
Статья в формате PDF 154 KB...
21 03 2024 19:48:22
Статья в формате PDF 141 KB...
20 03 2024 22:35:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::