ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО БАРЬЕРА В РАБОТЕ С ИЗМЕНЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ СОЗНАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО БАРЬЕРА В РАБОТЕ С ИЗМЕНЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ СОЗНАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО БАРЬЕРА В РАБОТЕ С ИЗМЕНЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ СОЗНАНИЯ

Мысина Т.Ю. Статья в формате PDF 124 KB

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют коренной перестройки системы пpaктического психологического обслуживания населения. Возникают новые направления и пpaктики, реализующие оздоровительные задачи. В их число входят дыхательные психотехнологии, вызывающие расширенные, измененные состояния сознания - ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание, свободное дыхание. Однако, многие из технологий, вызывающих измененные состояния сознания, не имеют достаточного научного осмысления. Часто малоизвестно, каким образом та или иная техника воздействует на клиента или на группу клиентов, каковы ожидаемые результаты. Особенно это касается тех психотехнологий, которые используют естественное связное дыхание для вхождения в расширенные состояния сознания.

Все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Однако дыхательные техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессознательному, прежде всего, активизируют органы чувств. В результате этого для многих людей глубокое самоисследование начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, затрудняющих прохождение техники. У людей появляется напряжение, страх, состояние паники от отсутствия понимания того, что происходит. Эти психосоматические проявления представляют собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть, перед началом путешествия вглубь психики.

Цель настоящего исследования: изучить сдвиги в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании. В исследовании приняли участие 67 человек, студенты-психологи 1-2 курса одного из тольяттинских вузов. Таким образом, выборка составлена из двух полных реальных студенческих групп, юношей и дeвyшек, в возрасте от 17 до 22 лет.

В дыхательных сессиях измененные состояния сознания вызываются с помощью комбинации весьма простых средств: глубокого и ускоренного дыхания (связное дыхание), побуждающей музыки и техники работы с телом, которая помогает освободить биоэнергетические блоки. Процесс связного дыхания обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерение и возможность в любой момент времени возвращения в обычное состояния сознания.

Физические проявления, которые развиваются во время «непривычного» для человека, ускоренного дыхания в различных областях тела, не являются простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию. Они образуют комплексную психосоматическую структуру и обычно имеют для людей специфическое физиологическое значение. Иногда они представляют интенсифицированную версию напряжений и боли, которых человек знает из повседневной жизни, или хронические проблемы, такие как симптомы, которые проявляются во время эмоционального и физического стресса, голодания, нехватки сна, болезни, употрeбления алкоголя и наркотиков. В любом случае состояние гипервентиляции не приносит вреда. Более того, когда дышащий проходит через спазматическую фазу, он учится, как в этот момент расслаблляться и останавливать приступ гипервентиляции.

Сдвиги в сенсорной сфере при гипервентиляции в первую очередь проявляются в формировании хаpaктерных субъективных ощущений и симптомов, отличающихся чрезвычайным многообразием, полиморфностью и полисистемностью, а иногда настолько необычных, что они полностью дезориентируют и тренера, и участника тренинга дыхательных психотехнологий. В литературе принято говорить о гипервентиляционном синдроме (ГВС) как о комплексе специфических симптомов, развивающихся вследствие избыточной вентиляции легких. Описание субъективных ощущений и клинических проявлений ГВС, а также попытки определенным образом классифицировать симптоматику синдрома гипервентиляции предпринимались различными авторами (А.К.Кочетов, 1967; М.И.Левашов, 1984; В.Б.Малкин с соавт., 1990; G.Weimann, 1976; J.C.Missri et al., 1978). Однако в клинических условиях диагностика ГВС очень сложна, так как часто на клинические проявления гипервентиляционных нарушений наслаиваются симптомы невроза, различных соматических заболеваний, сопутствующих ГВС или явившихся его непосредственной причиной (Ф.И.Комаров с соавт., 1979; В.Н.Абросимов, 1990; J.M.Pfeffer, 1978). Поэтому чрезвычайно важным представляется более четкое выделение в условиях моделирования симптомов, вызванных непосредственно избыточной вентиляцией легких, изучение динамики субъективных ощущений в процессе продолжительной произвольной гипервентиляции, проведение количественного анализа сенсорных сдвигов на модели гипервентиляционных состояний.

Организация и результаты исследования

В условиях продолжительного связного дыхания (30 минут) нами проведено подробное исследование субъективных ощущений у 67 испытуемых. Были собраны письменные отчеты участников тренинга, в которых они описали свои чувства и переживания во время сеанса связного дыхания, при этом обращалось внимание на время манифестации признаков, индивидуальные особенности их проявлений, динамику выраженности ощущений и смену симптомов в процессе проведения сеанса.

Первые жалобы в виде ощущения сухости во рту (у 51% обследуемых) и чувство першения в горле, желание чихать (у 15% обследуемых) были зарегистрированы на 3-5 минуте исследования. В целом в первые 5 -7 минут интенсивного дыхания подавляющее большинство обследуемых оценивали свое самочувствие как «удовлетворительное». Значительное ухудшение самочувствия отмечали испытуемые уже на 6-8 минуте с момента начала проведения сеанса дыхания. В этот период кроме перечисленных выше симптомов регистрировались шум и звон в ушах в 21% случаев, головокружение, онемение конечностей в 100% случаев и другие ощущения, обусловленные нарушениями мозгового кровообращения: головная боль, сдавливание висков, пульсация в височной области, тяжесть в голове у 36% обследуемых. В течение следующих 2-3 минут наблюдалось относительное уменьшение выраженности перечисленных симптомов и субъективная адаптация общего самочувствия испытуемых. У значительной части испытуемых наблюдалась задержка дыхания. В этот промежуток времени у 36% испытуемых регистрировались яркие блики, цветовые пятна, световые вспышки. На 10-15 минуте связного дыхания появилось ощущение сдавливания тела у 72% обследуемых (напряжение в области шеи - 7%, напряжение грудной клетки - 15%, напряжение нижней части живота - 7%, напряжение челюстных мышц - 15%, напряжение ног - 43%). Данные симптомы сопровождались у многих испытуемых ощущением заложенности, звона в ушах (22%), появилось нежелание поддерживать интенсивное дыхание у 18% обследуемых. В 21% случаев, начиная с 16-18 минуты сеанса, наблюдалась смена температуры тела обследуемых, обильное потовыделение (из отчетов участников - «то холодно, то жарко...», «сначала теплые волны, затем холодные»). В 15% случаев такие симптомы периодически возникали до конца сеанса. На 20-25-й минуте у 21% испытуемых наблюдался зуд лица, тела, тремор конечностей (36%), ощущение тяжести, слабости, головокружение у 70% обследуемых.

На протяжении всего сеанса связного дыхания наблюдалось изменение психических состояний обследуемых:

  • на 3-5 мин - страх, тревога в 51% случаев, скука (монотония) - 21%, спокойствие - 30%;
  • на 6-8 мин - страх, тревога у 80% испытуемых, релаксация (30%), безразличие (21%), чувство «удаленности» (21%);
  • на 10-15 мин - глубокий сон («нулевое состояние сознания» по В.В.Козлову, воспоминания отсутствуют) - 15%, радость - 7%, состояние пресыщенности - 17%, релаксация - 39%, спокойствие - 22%;
  • на 16-18 мин - релаксация - 52%, скука (монотония) - 21%;
  • на 20-25 мин - спокойствие, релаксация - 78%, слабость, утомление - 70%.

В первые 10 минут сеанса дыхания сопровождаются появлением интенсивных сенсорных переживаний, вызывающих нарастание тревожности, стpaxa у обследуемых. К 15 минуте происходит появление и впоследствии плавное нарастание состояния покоя, умиротворенности, легкости, в некоторых случаях граничащее с состоянием монотонии. И в завершении сеанса превалирует состояние полного покоя, релаксации и утомления.

Анализ субъективных ощущений испытуемых после сеанса дыхания выявил следующую динамику симптомов: на 1-ой минуте у 42% испытуемых исчез тремор конечностей, постепенно, ко 2-3 минуте уходило онемение конечностей у 70% обследуемых. В последнюю очередь от онемения освобождались кончики пальцев рук и ног. Головокружение, шум, заложенность в ушах исчезли к концу 5-ой минуты у 85%. Слабость, утомление, тяжесть у 70% обследуемых сохранялись еще 10-15 минут после сеанса дыхания.

Итак, проведенный анализ субъективных ощущений, сдвигов в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании, позволил выявить хаpaктер, выраженность и динамику субъективных переживаний: однонаправленность и четкая последовательность смены специфических субъективных ощущений и симптомов и фазовый, волнообразный хаpaктер развития комплекса ощущений и симптомов. Развитие измененных состояний сознания сопровождается значительными нарушениями функций зрительной и слуховой сенсорных систем, снижением психомоторной работоспособности.

Мы предполагаем, что успешность проведения и освоения, результативность дыхательных техник зависит от нескольких элементов:

  • Психодиагностика. Учет психического состояния и темпераментных особенностей клиентов в подборе дыхательных техник и техник расслабления в начале сеанса дыхания;
  • Информированность клиентов. Знание возможных переживаний, ощущений, состояний в разных глубинах измененных состояний сознания позволяет избавиться от стpaxa, сохранить беспристрастность;
  • Систематичность занятий позволяет выработать тренированность, необходимую концентрацию внимания и осознание;
  • Дозированность по времени, наличие перерывов. Постепенное увеличение времени связного дыхания обеспечивает более легкое, плавное освоение техники.

Проведение сеанса продолжительного связного дыхания может быть рекомендовано в качестве тренировки для повышения устойчивости организма, развития компенсаторно-приспособительных реакций. Представляется важным учет восстановительного периода после продолжительного связного дыхания при включении дыхательных тренировок в распорядок трудовых или ученических коллективов.



УЧАСТИЕ КОМПЛЕКСОВ НЕЙРОН-АСТРОЦИТ В ПРОЦЕССЕ ЭПИЛЕПТИЗАЦИИ МОЗГА

УЧАСТИЕ КОМПЛЕКСОВ НЕЙРОН-АСТРОЦИТ В ПРОЦЕССЕ ЭПИЛЕПТИЗАЦИИ МОЗГА В работе дана хаpaктеристика выявленных авторами комплексов нейрона с астроцитом в ретикулярном ядре таламуса (РТЯ), формируемых ими группировок и патогистологических процессов, разворачивающихся в эпилептическом очаге с их участием. Исследования выполнены на крысах линии WAG/Rij, показавших различную чувствительность к звуковому стимулу. Авторы полагают, что, вероятно, с самых начальных этапов эпилептизации мозга ее предопределяют эпилептогенные группы комплексов нейрона с астроцитами. ...

23 04 2024 13:43:41

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

22 04 2024 16:59:22

МАТУСЕВИЧ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

МАТУСЕВИЧ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 215 KB...

17 04 2024 12:13:27

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА МОДИФИЦИРОВАННОЙ ГЕРТ-СЕТИ

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА МОДИФИЦИРОВАННОЙ ГЕРТ-СЕТИ Статья в формате PDF 130 KB...

16 04 2024 11:31:55

УТИЛИЗАЦИЯ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ

УТИЛИЗАЦИЯ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ В работе рассматривается процесс утилизации ртутьсодержащих соединений с использованием в качестве активного соединения кремния, что экономически более выгодно, чем использование порошкообразного титана. Рассматривается возможность миграции ртути в условиях возрастающей техногенной деятельности человечества. ...

10 04 2024 23:21:36

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НЕРЕСТА КАРПА В САДКАХ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НЕРЕСТА КАРПА В САДКАХ Статья в формате PDF 107 KB...

07 04 2024 0:13:33

ВЕРХНЕОЛИГОЦЕН-НИЖНЕМИОЦЕНОВЫЙ АЛЛЮВИЙ В ПАЛЕОДОЛИНАХ ЗАПАДНЫХ ПРЕДГОРИЙ АЛТАЯ И ЛАНДШАФТНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО НАКОПЛЕНИЯ

ВЕРХНЕОЛИГОЦЕН-НИЖНЕМИОЦЕНОВЫЙ АЛЛЮВИЙ В ПАЛЕОДОЛИНАХ ЗАПАДНЫХ ПРЕДГОРИЙ АЛТАЯ И ЛАНДШАФТНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО НАКОПЛЕНИЯ В западных предгорьях Алтая скважинами вскрыты погребенные долины, выполненные верхнеолигоцен-нижнемиоценовым аллювием. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и спорово-пыльцевые спектры свидетельствуют об их накоплении, и формировании долин в условиях влажного умеренно теплого климата со среднегодовыми положительными температурами не ниже +3 °С и годовым количеством осадков не менее 800 мм. В это время здесь, в ныне самом засушливом районе Алтая со среднегодовым количеством осадков 200 мм, были развиты ландшафты хвойно-широколиственных и листопадных лесов тургайского типа с участием отдельных теплолюбивых субтропических элементов. ...

26 03 2024 15:49:37

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Статья в формате PDF 110 KB...

22 03 2024 13:58:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::