СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В современных условиях особое значение имеет антропологическая проблематика. Это обусловлено несколькими моментами. Во-первых, современный социум вполне осознал, что причины многих проблем, с которыми сталкивается общество, носят антропогенный хаpaктер. В этом плане - понять человека, значит понять закономерности и особенности развития социального бытия, культурные и цивилизационные факторы глобальных процессов современности.
Интерес к человеку, в мире которого многие исследователи видят источники актуальных проблем социального развития, сопряжен с его превращением в планетарную силу, вмешивающуюся в течение природных процессов по своему усмотрению. Человек сегодня выступает как дестабилизирующее, непредсказуемое существо, не оправдывающее свое видовое название homo sapiens.
В связи с этим разностороннее постижение природы человеческих поступков, механизмов его мотиваций, оснований его социокультурных стратегий рассматривается современной гуманитарной наукой как одна из главных задач. Поэтому за последние 10-15 лет резко возрос интерес к философской и социальной антропологии.
С другой стороны, актуален вопрос о социокультурных регулянтах, обеспечивающих меру социализации человека и степень его цивилизованности. Решить проблемы, сопряженные с данной проблематикой, невозможно без социокультурного анализа поведения человека в группах, этносах, межкультурных прострaнcтвах. Кроме того, классические традиции рассмотрения человека, прежде всего, как разумного существа сегодня активно пересматриваются. Многие исследователи обращаются к изучению природных, биологических, психологических детерминант бытия человека, акцентируют внимание на его биосоциальной, а не социальной природе. С этим связан постоянно возрастающий интерес к культурной антропологии, которая вплоть до недавнего времени подвергалась в рамках отечественной социально-философской традиции не объективной критике.
Культурная антропология позволяет уяснить конкретные особенности инкультурации и аккультурации, меру социализационного воздействия, последствия межкультурных коммуникаций различного хаpaктера.
Нарастание культурного и социального разнообразия в современном мире делает данную проблематику безусловно актуальной. Ее рефлексия дает возможность выстраивать прогностические модели, объясняющие поведение тех или иных социально-культурных групп в определенных условиях.
Кроме того, постмодернистская парадигма рассмотрения человека выдвинула на первый план проблему социокультурного релятивизма. Ее решение напрямую зависит от рефлексии феномена мультикультурности, диалектики традиции и изменчивости, преемственности и новации. Все эти вопросы достаточно интересно и продуктивно рассматривались в рамках культурной антропологии, одним из самых ярких представителей которой является Лесли А. Уайт. Одной из его заслуг стало развитие символической антропологии.
Актуальность исследования идей Уайта, безусловно, обусловлена вышеназванными причинами. Помимо этого, следует подчеркнуть еще два момента. Во-первых, символическая антропология Л.Уайта недостаточно исследована в отечественной научной литературе. В отношении этого мыслителя сформировались устойчивые стереотипы, которые имеют мало общего с действительными смыслами его социально-философской и культурологической системы.
Тем не менее, положения символической антропологии Л.Уайта обретают особую значимость в связи с исследованием символической активности человека как его видоспецифической особенности. Кроме того, положения Л.Уайта, касающиеся динамики культурных систем и ее технико-технологических детерминант, сопрягаются с постоянно возрастающим интересом к исследованию механизмов, лежащих в основе современного социокультурного процесса. В этом плане идеи Л.Уайта, базирующиеся на основе фундаментальных историко-антропологических полевых изысканий, наверняка будут востребованы отечественными гуманитариями.
Статья в формате PDF 156 KB...
30 04 2024 19:42:50
Статья в формате PDF 255 KB...
29 04 2024 15:17:57
Статья в формате PDF 257 KB...
28 04 2024 7:51:37
Статья в формате PDF 112 KB...
27 04 2024 13:19:42
Статья в формате PDF 123 KB...
25 04 2024 13:30:34
Статья в формате PDF 154 KB...
24 04 2024 7:18:48
Статья в формате PDF 105 KB...
23 04 2024 20:35:45
Статья в формате PDF 197 KB...
22 04 2024 17:51:56
Статья в формате PDF 107 KB...
21 04 2024 15:27:31
Статья в формате PDF 128 KB...
20 04 2024 7:42:27
Статья в формате PDF 265 KB...
18 04 2024 16:27:48
Статья в формате PDF 104 KB...
17 04 2024 22:39:52
Статья в формате PDF 140 KB...
16 04 2024 0:36:31
Статья в формате PDF 120 KB...
15 04 2024 5:52:21
Статья в формате PDF 284 KB...
14 04 2024 3:32:30
Статья в формате PDF 113 KB...
13 04 2024 0:42:20
Статья в формате PDF 119 KB...
11 04 2024 16:48:57
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 0:17:28
Статья в формате PDF 138 KB...
09 04 2024 8:10:27
Статья в формате PDF 134 KB...
08 04 2024 20:33:46
Статья в формате PDF 244 KB...
07 04 2024 2:57:57
Статья в формате PDF 122 KB...
06 04 2024 14:15:44
Статья в формате PDF 106 KB...
05 04 2024 10:32:39
Статья в формате PDF 152 KB...
04 04 2024 7:45:14
03 04 2024 2:48:11
Статья в формате PDF 117 KB...
02 04 2024 15:25:30
Статья в формате PDF 307 KB...
01 04 2024 7:22:37
Статья в формате PDF 300 KB...
31 03 2024 21:57:59
30 03 2024 9:46:50
29 03 2024 20:42:43
Статья в формате PDF 1227 KB...
28 03 2024 5:34:44
Выявлены количественные и качественные особенности формирования запасов углерода в степных экосистемах. ...
27 03 2024 16:42:19
Статья в формате PDF 215 KB...
26 03 2024 9:34:51
Статья в формате PDF 128 KB...
25 03 2024 14:19:35
Статья в формате PDF 156 KB...
24 03 2024 16:20:51
Статья в формате PDF 109 KB...
23 03 2024 16:21:59
Статья в формате PDF 351 KB...
22 03 2024 23:54:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::