ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

Дианова В.Ю. Статья в формате PDF 146 KB

Современное состояние проблемы качества образования отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способностям к прогнозированию, проектированию, интегрированию знаний из разных областей, с одной стороны, и фактическим уровнем образования и интеллектуального развития выпускников высших учебных заведений, с другой стороны. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами, особенно вузами. В концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг определена и политика в образовательной сфере, цель которой формирование непрерывной системы образования, подготовки кадров на новом, более высоком качественном уровне.

Начиная с 2000г. в Российской таможенной академии реализуется системный подход к управлению качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, ведутся работы по созданию, внедрению и использованию системы менеджмента качества (СМК).

При структурировании системы использовали общепринятый механизм управления применительно к соответствующему объекту - системе управления качеством образования в вузе. Модель управленческого процесса представляет собой цепочку действий РДСА (Plan-Do-Check-Act): постановка целей (планирование); деятельность (выполнение плана); контроль (сравнение фактических результатов с планируемыми или поставленными целями); принятие соответствующих корректирующих мер и/или постановка новых целей. (рис.1).

Рисунок 1. Структура системы менеджмента качества в вузе

Принципиальной методологической основой формирования и использования системы управления качес твом является методология всеобщего менеджмента качества (TQM), ее концепция и принципы. Рассматривая систему менеджмента качества как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих управление процессами в организации, были определены цель ее создания, структурные элементы и их взаимосвязь, требования и принципы построения, функционирования, оценки качественных показателей.

Цель создания системы качества в вузе состоит в постоянном совершенствовании образовательного процесса и достижении качества подготовки выпускников, а также в повышении эффективности использования имеющегося в вузе потенциала (кадрового, научного, ресурсного). Обозначенная цель требует решения следующих задач:

  • определение (вычлeнение) процессов и подпроцессов образовательной деятельности вуза;
  • идентификация всех выявленных процессов и подпроцессов;
  • установление взаимосвязей;
  • координация прохождения всех установленных процессов (и подпроцессов), их увязка с учетом пересечения между собой;
  • документальное описание всех процессов, оформление (в виде СТП, процедур или других нормативных документов) и их утверждение;
  • реализация задокументированных процессов и проведение корректирующих действий (в случае необходимости).

Модель системы менеджмента качества структурирована по иерархическому предметному и функциональному признакам. Иерархический признак означает охват всех структурных подразделений Академии - от администрации до рядового работника, от руководства (высший уровень иерархии) до факультетов, кафедр (более низкие иерархические уровни). Предметный признак предполагает отработку взаимосвязей в образовательной деятельности между субъектами, объектами, процессами, условиями их реализации. Функциональность системы качества обеспечивает обязательность планирования, организационных воздействий, мотивации и контроля по отношению к любому процессу - учебному, научно - исследовательскому, воспитательному, методическому и др. При этом диалектический хаpaктер требований стандартов ИСО должен проявляться в возможности их гибкого применения в зависимости от реальных факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельность высшего учебного заведения.

Актуализация видов деятельности по совершенствованию системы менеджмента должна исходить из задач обеспечения качества подготовки специалистов для профессиональной деятельности, создания благоприятных условий реализации образовательного процесса в вузе на всех уровнях управления - административном, факультетском, кафедральном. Для измерения достижений в сравнении с поставленными целями и улучшения деятельности необходимо проводить самооценки и внутренние аудиты. Для этого разpaбатывается процеДypa о внутренних аудитах, в которой представлен регламент проверок, определены отношения и взаимодействие проверяющих и проверяемых, установлено требование к руководителям всех уровней по принятию обоснованных и реальных решений.

На уровне начальников факультетов деятельность по повышению качества подготовки специалистов заключается в организации учебного и воспитательного процессов, идентификации подпроцессов, их координации, контроле, анализе и корректирующем воздействии.

На уровне заведующих кафедрами необходимы усилия, направленные на создание управляемых условий проведения учебного процесса, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС), разработку и постоянное обновление учебно-методической документации, поддержание и развитие учебно-лабораторной базы, контроль и управление соответствующими параметрами процессов и квалификационными хаpaктеристиками преподавателей, создание системы коррекции и поддержания стабильности учебного процесса. Поэтому необходимо создание системы мониторинга согласно планированию качества обучения, повышения эффективности связей с потребителями (слушателями, таможенными, государственными структурами и др.), результативности процессов приема абитуриентов, технологий обучения, трудоустройства выпускников и профессионального сопровождения специалистов.

Механизм совершенствования системы менеджмента качества должен основываться на использовании профессиональной квалиметрии. Требуется решение задачи по разработке и внедрению системы измерения и анализа показателей качества процесса предоставления образовательных услуг, определения критериев их оценки и выбора методов измерений3. При этом важно помнить, что образовательная услуга специфична и в какой-то степени уникальна. Продолжительность ее оказания в вузе составляет 5 лет. В процессе образовательной услуги формируются знания, которые следует рассматривать как осознание информации. Они не передаются, а формируются в процессе обучения. Следовательно, обучение должно рассматриваться как сотрудничество студента и преподавателя. В результате выпускник получает возможность пользоваться знаниями (конечным результатом "обслуживания") десятки лет, а может быть, и в течение всей жизни. Вот почему решение проблемы разработки и использования системы качества в вузе - задача сложная, многофункциональная и многофакторная. Для ее решения необходимо создание собственной методологии, чтобы более четко определить все виды деятельности вуза, упорядочить их функционально, исключить дублирование функций различных исполнителей, оказывать образовательные услуги потребителям на научной основе, целенаправленно, системно и, следовательно, более эффективно.

Работа представлена на конгресс «Высокие технологии», 8-11 ноября 2004 г., Париж, Франция



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ Статья в формате PDF 119 KB...

27 04 2024 9:27:42

РОЛЬ SE В ТЕЧЕНИИ ЭНДОТОКСИКОЗА ПРИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...

15 04 2024 11:43:29

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕСУРСНЫХ ПОТОКОВ Статья в формате PDF 125 KB...

10 04 2024 1:17:35

ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ПИВЕНЬ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ Статья в формате PDF 71 KB...

06 04 2024 20:23:51

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЭВИСА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ ДИЭЛЕКТРОЛИТОВ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЭВИСА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ ДИЭЛЕКТРОЛИТОВ В работе обосновано применение метода Дэвиса для оценки коэффициентов активности ионов, образующихся в кислотно-основной системе, при определении термодинамических констант диссоциации ароматических кислот в среде диметилформамида. ...

25 03 2024 0:37:58

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ Исследовано влияние постоянного магнитного поля на морфо-функциональное состояние костной ткани крыс в условиях повышенной резорбции. Показано, что воздействие на животных постоянным магнитным полем 9 мТл предотвращает деградацию коллагена и потерю костной массы у крыс, подвергавшихся действию высокой температуры, и не влияет на состояние костной ткани интактных животных. ...

23 03 2024 15:51:18

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ИГРЫ НА МЕДИАНУ

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ИГРЫ НА МЕДИАНУ Статья в формате PDF 225 KB...

22 03 2024 18:33:27

СHEMILUMINESCENT ***YSIS OF BLOOD IN THE MONITORING OF COMMON MAGNETIC FIELD THERAPY

СHEMILUMINESCENT ***YSIS OF BLOOD IN THE MONITORING OF COMMON MAGNETIC FIELD THERAPY Статья в формате PDF 119 KB...

20 03 2024 13:36:55

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::