ОБ ОДНОЙ ВЕКТОРНОЙ ЗАДАЧЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ГИПЕРГРАФЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОБ ОДНОЙ ВЕКТОРНОЙ ЗАДАЧЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ГИПЕРГРАФЕ

ОБ ОДНОЙ ВЕКТОРНОЙ ЗАДАЧЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ГИПЕРГРАФЕ

Г.Г.Омельченко С.И.Салпагаров Настоящая работа посвящена экономико-математическому моделированию процесса кадрового обеспечения организации с учетом основных положений и методов индустриально-организационной психологии [1]. Статья в формате PDF 136 KB

Объекты моделирования представлены в виде трех множеств: M1 - множество людей, прошедших отбор и рассматриваемых в качестве претендентов на множество M2 . Элементами множества M2 являются вакантные (условно вакантные) должности, которые включены в бизнес-план данной организации. M3 - множество видов обучения, выполняющих поддержи­вающую функцию, функцию социализации и мотивации представителей множества M1 [1]. Элементами множества M3 являются виды начального, повторного и развивающего обучения: рабочий инструктаж, ротация должно­стей, обучение в учебном центре на базе организации, обучение в вечерней школе, обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки кад­ров, обучение в лицеях, колледжах, ВУЗах и академиях.

Сформулируем следующую задачу. Претендента из M1 , прошедше­го определенный вид обучения из M3 , назначить на соответствующую его способностям, образованию и ожиданиям должность из M2 . Результатом такого назначения должно стать повышение эффективности деятельности организации, выраженное в повышении общего уровня выполнения работы, реализации профессионального потенциала каждого сотрудника и формиро­вания резерва талантливых людей, способностями которых организация мог­ла бы воспользоваться в будущем. С точки зрения математического модели­рования эта задача представляет собой обобщение известной в теории дис­кретной оптимизации задачи о назначениях [5]. При определении допусти­мых решений этой задачи должны быть учтены ограничения на финансовые, производственные, трудовые и временные ресурсы, имеющиеся в распоряже­нии данной организации. Качество этих решений оценивается как экономическими (в рублях), так и социально-психологическими критериями. Значения­ми социально-психологических критериев могут служить результаты тестов (в баллах), которые проводятся для оценки детерминант, определяющих уро­вень и качество выполнения работы. Например, такими детерминантами в [1] являются способность, готовность и возможность выполнять работу. Таким образом, рассматриваемая задача формулируется как многокритериальная.

В предлагаемой математической постановке задачи используются следующие понятия и обозначения теории гиперграфов [2]:  G = (V,E) - гиперграф с множеством вершин V = {v} и множеством ребер E = {e} ; ребра e E представляют собой подмножества множества V, т.е. e E.
Если каждое ребро e E гиперграфа G состоит из λ вершин, то гиперграф G называют λ-однородным. При λ=3 гиперграф G будем называть 3-однородным; 3-однородный гиперграф G называется 3-дольным, если мно­жество вершин V разбито на три подмножества Vs , s=   так, что в каж­дом ребре e = (v1, v2, v3) ∈ E его вершины принадлежат различным долям, т.е. vs Vs, s . В этом случаем гиперграф G будем обозначать через G = (V1,V2,V3,E). Если   в паре ребер e 1, e2 E нет общего для них элемента v V, то эти ребра называются непересекающимися. Всякое под­множество попарно непересекающихся ребер называется паросочетанием данного гиперграфа G . Это паросочетание называется максимальным, если оно содержит максимальное число ребер и называется совершенным, если каждая вершина инцидентна [2] некоторому ребру паросочетания.

В качестве иллюстративного примера рассмотрим гиперграф

G = (V1,V2,V3,E), V 1={1,2,3,4}, V2 ={5,6,7}, V3 = {8,9,10,11}, E = {e 1,e2,...,e5}, где e 1 =(1,5,9), e2 =(3,6,10), e3=(4,7,11), e4 = (1,7,10), e5 = (2,5,8), представленный на рис. 1.

Нетрудно увидеть, что в рассматриваемом гиперграфе имеются три тупико­вых  паросочетания E 1 = {e 1,e2,e3},   E2 = {e2,e3,e5},   E 3 = {e4,e5}, Ei E, i = . Паросочетание E0 E называется тупиковым, если любое ребро e(EE0) пересекается хотя бы с одним ребром из E0 . Отме­тим что максимальное (совершенное) паросочетание согласно этого опреде-ления, также является тупиковым. Гиперграф, изображенный на рис. 1, содержит два максимальных паросочетания E1 и E2.

Математическая постановка рассматриваемой задачи базируется на 3-дольном 3-однородном гиперграфе G = (V1,V2 ,V3 ,E ) , который опреде­ляется следующим образом. Вершины первой доли V1 (второй доли V2 ) по­ставлены во взаимнооднозначное соответствие указанному выше множеству претендентов M1 (множеству должностей M2 ), т.е. имеет место равенство мощностей: |V1| =|M1 | (| V2| =|M2 |). Вершины третьей доли V3 отражают множество видов обучения претендентов с учетом представленных выше ог­раничений следующим образом. Пусть элементы множества M3 перенуме­рованы индексом r = 1,2,...,L, и для каждого значения r определено мак­симально возможное количество mr людей, для которых организация может осуществить r -й вид обучения; обозначим . Каждому индексу r = 1,2,...,L поставим в соответствие множество  мощности | | =mr.. Тогда третья доля V3 определяется как теоретико-множественное объединение всех множеств , т.е.

Рассмотрим пару элементов v1V1, v2 V2, где v1 означает опре­деленного претендента, а v2 представляет определенную должность. Тогда, если кандидат v 1 может заполнить вакансию v2 после прохождения r -го вида обучения, согласно стратегии принятия решений о распределении ва­кантных должностей в данной организации [1], то считаем, что множество E содержит mr ребер вида

 (1)

В противном случае множество E не содержит ни одного ребра вида (1). Ребро вида (1) условимся называть допустимой тройкой. Множество E всех ребер гиперграфа G = (V1,V2,V3,E ) ,   образуется в результате теоретико-множественного объединения допустимых троек вида (1) по всем элементам

В классической постановке задачи о назначениях, сформулированной на 2-дольном графе, как правило, термин "допустимое решение" означа­ет совершенное (максимальное) паросочетание на этом графе. Допусти­мым решением рассматриваемой задачи на гиперграфе является всякое тупиковое паросочетание. Для данного гиперграфа G = (V,E) тупико­вое паросочетание представляем в виде его подгиперграфа

ExE. Через X = X(G) = {x} обозначим множество всех допустимых решений (МДР) задачи о паросочетаниях на гиперграфе G .

Каждому ребру e <Е E вида (1) гиперграфа G = (V,E) приписаны два веса wv (e), V = 1,2 , которые означают w1 (e) = f1 (v1, v2, v3) - эко­номический эффект, т.е. ожидаемый доход организации (в рублях) в случае, когда претендент, представленный вершиной   v1, прошел вид обучения, представленный вершиной  v3, и назначен на должность, представленную вершиной v2; w2 (e) = f2 (v 1, v2, v3) - социально-психологический эф­фект, т.е. ожидаемый уровень социализации [1] претендента (в баллах) в этом же случае.

Качество допустимых решений этой задачи xеX оценивается с помощью векторной целевой функции (ВЦФ)

F(x) = (F1(x),F2(x)),                                   (2)

состоящей из критериев вида MAXSUM

.                           (3)

Критерий F1 (x) означает ожидаемый суммарный доход организа­ции от указанного выше назначения. Критерий F2 (x) означает ожидаемый уровень социализации всех претендентов, назначенных на соответствующие должности.

ВЦФ (2) - (3) определяет в МДР X паретовское множество (ПМ) X, состоящее из паретовских оптимумов (ПО)  [3]. В случае, если одинаковые по значению ВЦФ решения x´, x" ∈ X считаются эк­вивалентными (неразличимыми), то из ПМ  выделяется полное мно­жество альтернатив (ПМА) X0 . ПМА X0 представляет собой макси­мальную систему векторно несравнимых ПО из , X0 ⊆  .

Наиболее целесообразное решение выбирается из ПМА с по­мощью процедур теории выбора и принятия решений [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. 2001. СПб.: Питер. 720 с.
  2. Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. 1990. М.: Наука. 384 с.
  3. Емеличев В.А., Перепелица В.А.//Дискретная математика. 1994. Т. 6. вып. 1.С. 3.
  4. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решения. 1979. М.: Наука. 200 с.
  5. Сакович В.А. Исследование операций.1984. Минск.: Вышэйшая шко­ла. 256 с.


Термофизические основы радиометрических измерений температуры

Термофизические основы радиометрических измерений температуры Предлагается метод измерения температуры, с целью уменьшения погрешности измерений и увеличения точности бесконтактного измерения. Существенной особенностью предлагаемого метода является возможность использования двухступенчатого подхода с предварительной или дополнительной регистрацией состояния системы и теплового излучения для уточнения измерения температуры. ...

22 04 2024 10:41:16

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...

14 04 2024 15:58:47

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 378 KB...

11 04 2024 20:10:52

ЖИЗНЬ ЭТО...

ЖИЗНЬ ЭТО... «Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут стрaнcтвовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

07 04 2024 6:14:16

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ Статья в формате PDF 111 KB...

05 04 2024 22:21:26

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ Приведены аномальные структуры геохимических полей (АСГП) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях АСГП, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон АСГП c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

31 03 2024 10:45:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::