ОБ ОДНОЙ ВЕКТОРНОЙ ЗАДАЧЕ ИНДУСТРИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ГИПЕРГРАФЕ
Объекты моделирования представлены в виде трех множеств: M1 - множество людей, прошедших отбор и рассматриваемых в качестве претендентов на множество M2 . Элементами множества M2 являются вакантные (условно вакантные) должности, которые включены в бизнес-план данной организации. M3 - множество видов обучения, выполняющих поддерживающую функцию, функцию социализации и мотивации представителей множества M1 [1]. Элементами множества M3 являются виды начального, повторного и развивающего обучения: рабочий инструктаж, ротация должностей, обучение в учебном центре на базе организации, обучение в вечерней школе, обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, обучение в лицеях, колледжах, ВУЗах и академиях.
Сформулируем следующую задачу. Претендента из M1 , прошедшего определенный вид обучения из M3 , назначить на соответствующую его способностям, образованию и ожиданиям должность из M2 . Результатом такого назначения должно стать повышение эффективности деятельности организации, выраженное в повышении общего уровня выполнения работы, реализации профессионального потенциала каждого сотрудника и формирования резерва талантливых людей, способностями которых организация могла бы воспользоваться в будущем. С точки зрения математического моделирования эта задача представляет собой обобщение известной в теории дискретной оптимизации задачи о назначениях [5]. При определении допустимых решений этой задачи должны быть учтены ограничения на финансовые, производственные, трудовые и временные ресурсы, имеющиеся в распоряжении данной организации. Качество этих решений оценивается как экономическими (в рублях), так и социально-психологическими критериями. Значениями социально-психологических критериев могут служить результаты тестов (в баллах), которые проводятся для оценки детерминант, определяющих уровень и качество выполнения работы. Например, такими детерминантами в [1] являются способность, готовность и возможность выполнять работу. Таким образом, рассматриваемая задача формулируется как многокритериальная.
В предлагаемой математической постановке задачи используются следующие понятия и обозначения теории гиперграфов [2]: G = (V,E) - гиперграф с множеством вершин V = {v} и множеством ребер E = {e} ; ребра e ∈ E представляют собой подмножества множества V, т.е. e ⊆ E.
Если каждое ребро e ∈ E гиперграфа G состоит из λ вершин, то гиперграф G называют λ-однородным. При λ=3 гиперграф G будем называть 3-однородным; 3-однородный гиперграф G называется 3-дольным, если множество вершин V разбито на три подмножества Vs , s= так, что в каждом ребре e = (v1, v2, v3) ∈ E его вершины принадлежат различным долям, т.е. vs ∈ Vs, s = . В этом случаем гиперграф G будем обозначать через G = (V1,V2,V3,E). Если в паре ребер e 1, e2 ∈ E нет общего для них элемента v ∈ V, то эти ребра называются непересекающимися. Всякое подмножество попарно непересекающихся ребер называется паросочетанием данного гиперграфа G . Это паросочетание называется максимальным, если оно содержит максимальное число ребер и называется совершенным, если каждая вершина инцидентна [2] некоторому ребру паросочетания.
В качестве иллюстративного примера рассмотрим гиперграф
G = (V1,V2,V3,E), V 1={1,2,3,4}, V2 ={5,6,7}, V3 = {8,9,10,11}, E = {e 1,e2,...,e5}, где e 1 =(1,5,9), e2 =(3,6,10), e3=(4,7,11), e4 = (1,7,10), e5 = (2,5,8), представленный на рис. 1.
Нетрудно увидеть, что в рассматриваемом гиперграфе имеются три тупиковых паросочетания E 1 = {e 1,e2,e3}, E2 = {e2,e3,e5}, E 3 = {e4,e5}, Ei ⊂ E, i = . Паросочетание E0 ⊂ E называется тупиковым, если любое ребро e∈(EE0) пересекается хотя бы с одним ребром из E0 . Отметим что максимальное (совершенное) паросочетание согласно этого опреде-ления, также является тупиковым. Гиперграф, изображенный на рис. 1, содержит два максимальных паросочетания E1 и E2.
Математическая постановка рассматриваемой задачи базируется на 3-дольном 3-однородном гиперграфе G = (V1,V2 ,V3 ,E ) , который определяется следующим образом. Вершины первой доли V1 (второй доли V2 ) поставлены во взаимнооднозначное соответствие указанному выше множеству претендентов M1 (множеству должностей M2 ), т.е. имеет место равенство мощностей: |V1| =|M1 | (| V2| =|M2 |). Вершины третьей доли V3 отражают множество видов обучения претендентов с учетом представленных выше ограничений следующим образом. Пусть элементы множества M3 перенумерованы индексом r = 1,2,...,L, и для каждого значения r определено максимально возможное количество mr людей, для которых организация может осуществить r -й вид обучения; обозначим . Каждому индексу r = 1,2,...,L поставим в соответствие множество мощности | | =mr.. Тогда третья доля V3 определяется как теоретико-множественное объединение всех множеств , т.е.
Рассмотрим пару элементов v1 ∈V1, v2 ∈V2, где v1 означает определенного претендента, а v2 представляет определенную должность. Тогда, если кандидат v 1 может заполнить вакансию v2 после прохождения r -го вида обучения, согласно стратегии принятия решений о распределении вакантных должностей в данной организации [1], то считаем, что множество E содержит mr ребер вида
(1)
В противном случае множество E не содержит ни одного ребра вида (1). Ребро вида (1) условимся называть допустимой тройкой. Множество E всех ребер гиперграфа G = (V1,V2,V3,E ) , образуется в результате теоретико-множественного объединения допустимых троек вида (1) по всем элементам
В классической постановке задачи о назначениях, сформулированной на 2-дольном графе, как правило, термин "допустимое решение" означает совершенное (максимальное) паросочетание на этом графе. Допустимым решением рассматриваемой задачи на гиперграфе является всякое тупиковое паросочетание. Для данного гиперграфа G = (V,E) тупиковое паросочетание представляем в виде его подгиперграфа
Каждому ребру e <Е E вида (1) гиперграфа G = (V,E) приписаны два веса wv (e), V = 1,2 , которые означают w1 (e) = f1 (v1, v2, v3) - экономический эффект, т.е. ожидаемый доход организации (в рублях) в случае, когда претендент, представленный вершиной v1, прошел вид обучения, представленный вершиной v3, и назначен на должность, представленную вершиной v2; w2 (e) = f2 (v 1, v2, v3) - социально-психологический эффект, т.е. ожидаемый уровень социализации [1] претендента (в баллах) в этом же случае.
Качество допустимых решений этой задачи xеX оценивается с помощью векторной целевой функции (ВЦФ)
F(x) = (F1(x),F2(x)), (2)
состоящей из критериев вида MAXSUM
. (3)
Критерий F1 (x) означает ожидаемый суммарный доход организации от указанного выше назначения. Критерий F2 (x) означает ожидаемый уровень социализации всех претендентов, назначенных на соответствующие должности.
ВЦФ (2) - (3) определяет в МДР X паретовское множество (ПМ) X, состоящее из паретовских оптимумов (ПО) [3]. В случае, если одинаковые по значению ВЦФ решения x´, x" ∈ X считаются эквивалентными (неразличимыми), то из ПМ выделяется полное множество альтернатив (ПМА) X0 . ПМА X0 представляет собой максимальную систему векторно несравнимых ПО из , X0 ⊆ .
Наиболее целесообразное решение выбирается из ПМА с помощью процедур теории выбора и принятия решений [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. 2001. СПб.: Питер. 720 с.
- Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. 1990. М.: Наука. 384 с.
- Емеличев В.А., Перепелица В.А.//Дискретная математика. 1994. Т. 6. вып. 1.С. 3.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решения. 1979. М.: Наука. 200 с.
- Сакович В.А. Исследование операций.1984. Минск.: Вышэйшая школа. 256 с.
Статья в формате PDF 265 KB...
28 04 2024 1:53:33
Статья в формате PDF 234 KB...
27 04 2024 7:33:50
Статья в формате PDF 116 KB...
26 04 2024 20:31:45
Статья в формате PDF 117 KB...
25 04 2024 13:31:38
Статья в формате PDF 232 KB...
24 04 2024 19:41:20
Статья в формате PDF 125 KB...
23 04 2024 14:26:25
Предлагается метод измерения температуры, с целью уменьшения погрешности измерений и увеличения точности бесконтактного измерения. Существенной особенностью предлагаемого метода является возможность использования двухступенчатого подхода с предварительной или дополнительной регистрацией состояния системы и теплового излучения для уточнения измерения температуры. ...
22 04 2024 10:41:16
Статья в формате PDF 262 KB...
21 04 2024 0:51:31
Статья в формате PDF 124 KB...
20 04 2024 11:35:25
Статья в формате PDF 477 KB...
19 04 2024 2:30:17
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 23:42:47
Статья в формате PDF 275 KB...
17 04 2024 19:20:49
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 3:54:45
Статья в формате PDF 284 KB...
15 04 2024 2:49:47
В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...
14 04 2024 15:58:47
Статья в формате PDF 108 KB...
13 04 2024 3:36:43
Статья в формате PDF 106 KB...
12 04 2024 0:20:23
Статья в формате PDF 290 KB...
10 04 2024 2:40:56
Статья в формате PDF 124 KB...
09 04 2024 12:14:50
Статья в формате PDF 103 KB...
08 04 2024 13:25:45
«Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут стрaнcтвовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...
07 04 2024 6:14:16
06 04 2024 0:48:56
Статья в формате PDF 111 KB...
05 04 2024 22:21:26
04 04 2024 0:17:10
Статья в формате PDF 145 KB...
03 04 2024 0:20:13
Статья в формате PDF 109 KB...
02 04 2024 11:35:14
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2024 18:15:10
Приведены аномальные структуры геохимических полей (АСГП) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях АСГП, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон АСГП c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...
31 03 2024 10:45:44
Статья в формате PDF 113 KB...
30 03 2024 21:51:12
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 20:53:16
Статья в формате PDF 127 KB...
28 03 2024 8:23:18
Статья в формате PDF 100 KB...
27 03 2024 0:39:13
Статья в формате PDF 106 KB...
26 03 2024 20:52:20
Статья в формате PDF 117 KB...
25 03 2024 3:57:14
Статья в формате PDF 121 KB...
24 03 2024 2:56:22
Статья в формате PDF 120 KB...
23 03 2024 22:35:42
Статья в формате PDF 122 KB...
22 03 2024 16:53:25
Статья в формате PDF 134 KB...
21 03 2024 14:28:43
Статья в формате PDF 106 KB...
20 03 2024 1:15:37
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::