Некоторые особенности жизненности ценопопуляций вязеля разноцветного
Нами была проведена оценка жизненности ценопопуляций Coronilla varia L. В трёх различных сообществах, хаpaктеризующихся целым рядом эколого-фитоценотических отличий.
Первое сообщество занимало участок рудерального луга. Проективное покрытие вязеля разноцветного 6%. Ведущую роль в формировании травостоя играли также Medicago sativa, Medicago procumbens, Taraxacum officinale, Achilleam melefolium. Видовая насыщенность 42 вида на 100 м², общее проективное покрытие 95-100%.
Второе сообщество относилось к лугостепным. Проективное покрытие вязеля разноцветного 2%. Доминирующая часть сообщества сформирована Thumus cretaceus, Astragalus albicalius, Bromus riparius. Видовая насыщенность 32 вида на 100 м², общее проективное покрытие -60-65%.
Третье сообщество суходольно-луговое. Проективное покрытие вязеля разноцветного не превышало 1%. Доминантами в формировании травостоя выступали: Phleum pratense, Festuca protensis, Bromus inermis. Видовая насыщенность составляла 23 вида на 100 м², проективное покрытие 50-55%.
На начальном этапе была разработана 8бальная модификационная шкала жизненности, хаpaктеризующая мощность развития особей вязеля разноцветного по периодам онтогенеза.Далее для оценки жизненности ценопопуляций вслед за И.М. Ермаковой (1987), использовались следующие показатели:
- средний балл жизненности, который показывает средний уровень жизненности ценопопуляций и отдельных возрастных фpaкций;
- встречаемость особей с определённым баллом жизненности, т.е., фактическое распределение в составе ценопопуляций особей разной жизненности;
- показатель жизненности ценопопуляции, суммирующий баллы жизненности всех особей на учётной площади;
- относительный показатель жизненности,позволяющий не только сравнивать ценопопуляции друг с другом, но и оценивать их жизненность по сравнению с высшей.
Оценка жизненности ценопопуляции вязеля на изученных участках заключалась в сопоставлении полученных величин между собой, а также с типом возрастного спектра и плотностью конкретных ценопопуляций. Полученные данные являлись фактическим подтверждением предварительных визуальных наблюдений, согласно которым мощность ценопопуляций в первую очередь определяется фитоценотической ролью Coronilla varia L. как компонента растительных сообществ.
Самое высокое жизненное состояние присуще ценопопуляциям вязеля разноцветного, входящего в состав рудерального сообщества. Вязель обладает реактивностью в прострaнcтве, т.е. способен захватывать территории.
Ценопопуляции со средним уровнем жизненности входят в состав лугостепных сообществ.
Группу ценопопуляций с низким уровнем жизненности образуют ценопопуляции вязеля произрастающие на суходольных лугах. Особи низшего уровня жизненности могут проходить неполный цикл развития.
По хаpaктеру ценотического поведения вязель разноцветный можно отнести к R/S´. Черты эксплерентного типа стратегии отличны в рудеральных и наружных сообществах. Захвату территорий видом способствует невысокая плотность этих сообществ и незначительное распространение вегетативно-подвижных злаков, которые являются конкурентами вязеля в борьбе за территорию.
В устойчивых луговых и луго-степных сообществах вид демонстрирует явные черты патиентности, долго сохраняя, захваченную территорию и может выступать в качестве доминанта и содоминанта.
Статья в формате PDF 2090 KB...
28 04 2024 8:48:38
Статья в формате PDF 131 KB...
27 04 2024 20:33:23
Статья в формате PDF 242 KB...
26 04 2024 21:48:59
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 18:16:41
Статья в формате PDF 221 KB...
24 04 2024 22:39:23
Статья в формате PDF 107 KB...
23 04 2024 12:32:45
Статья в формате PDF 257 KB...
22 04 2024 10:21:53
Статья в формате PDF 147 KB...
20 04 2024 4:57:21
Статья в формате PDF 105 KB...
19 04 2024 16:13:24
Статья в формате PDF 119 KB...
18 04 2024 23:15:38
Статья в формате PDF 130 KB...
16 04 2024 5:13:16
Статья в формате PDF 145 KB...
15 04 2024 15:17:15
Статья в формате PDF 283 KB...
14 04 2024 2:50:31
Статья в формате PDF 113 KB...
13 04 2024 5:44:44
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 12:50:57
Статья в формате PDF 118 KB...
11 04 2024 12:13:28
Статья в формате PDF 296 KB...
10 04 2024 23:39:32
Статья в формате PDF 124 KB...
09 04 2024 22:57:50
Статья в формате PDF 119 KB...
08 04 2024 18:15:11
Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...
07 04 2024 15:50:49
Статья в формате PDF 141 KB...
06 04 2024 1:50:36
Статья в формате PDF 267 KB...
05 04 2024 5:33:34
Статья в формате PDF 354 KB...
04 04 2024 22:17:49
Статья в формате PDF 148 KB...
03 04 2024 3:46:58
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 13:13:26
Статья в формате PDF 225 KB...
01 04 2024 4:12:45
Статья в формате PDF 172 KB...
31 03 2024 21:23:15
Статья в формате PDF 161 KB...
30 03 2024 2:37:40
Статья в формате PDF 252 KB...
29 03 2024 5:24:30
Статья в формате PDF 103 KB...
28 03 2024 5:11:29
27 03 2024 23:49:22
Статья в формате PDF 123 KB...
26 03 2024 16:37:41
Статья в формате PDF 298 KB...
25 03 2024 4:19:11
Статья в формате PDF 114 KB...
22 03 2024 21:39:53
Статья в формате PDF 139 KB...
21 03 2024 6:53:29
Статья в формате PDF 109 KB...
20 03 2024 21:13:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::