Некоторые особенности жизненности ценопопуляций вязеля разноцветного > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Некоторые особенности жизненности ценопопуляций вязеля разноцветного

Некоторые особенности жизненности ценопопуляций вязеля разноцветного

Никулин А.В. Орловская И.Г. Статья в формате PDF 112 KB Оценка жизненного состояния ценопопуляций остаётся актуальной проблемой современной популяционной биологии растений. Жизненное состояние ценопопуляции отражает жизненное состояние составляющих её особей.

Нами была проведена оценка жизненности ценопопуляций Coronilla varia L. В трёх различных сообществах, хаpaктеризующихся целым рядом эколого-фитоценотических отличий.

Первое сообщество занимало участок рудерального луга. Проективное покрытие вязеля разноцветного 6%. Ведущую роль в формировании травостоя играли также Medicago sativa, Medicago procumbens, Taraxacum officinale, Achilleam melefolium. Видовая насыщенность 42 вида на 100 м², общее проективное покрытие 95-100%.

Второе сообщество относилось к лугостепным. Проективное покрытие вязеля разноцветного 2%. Доминирующая часть сообщества сформирована Thumus cretaceus, Astragalus albicalius, Bromus riparius. Видовая насыщенность 32 вида на 100 м², общее проективное покрытие -60-65%.

Третье сообщество суходольно-луговое. Проективное покрытие вязеля разноцветного не превышало 1%. Доминантами в формировании травостоя выступали: Phleum pratense, Festuca protensis, Bromus inermis. Видовая насыщенность составляла 23 вида на 100 м², проективное покрытие 50-55%.

На начальном этапе была разработана 8бальная модификационная шкала жизненности, хаpaктеризующая мощность развития особей вязеля разноцветного по периодам онтогенеза.Далее для оценки жизненности ценопопуляций вслед за И.М. Ермаковой (1987), использовались следующие показатели:

  1. средний балл жизненности, который показывает средний уровень жизненности ценопопуляций и отдельных возрастных фpaкций;
  2. встречаемость особей с определённым баллом  жизненности,  т.е.,  фактическое распределение в составе ценопопуляций особей разной жизненности;
  3. показатель жизненности ценопопуляции, суммирующий баллы жизненности всех особей на учётной площади;
  4. относительный показатель жизненности,позволяющий не только сравнивать ценопопуляции друг с другом, но и оценивать их жизненность по сравнению с высшей.

Оценка жизненности ценопопуляции вязеля на изученных участках заключалась в сопоставлении полученных величин между собой, а также с типом возрастного спектра и плотностью конкретных ценопопуляций. Полученные данные являлись фактическим подтверждением предварительных визуальных наблюдений, согласно которым мощность ценопопуляций в первую очередь определяется фитоценотической ролью Coronilla varia L. как компонента растительных сообществ.

Самое высокое жизненное состояние присуще ценопопуляциям вязеля разноцветного, входящего в состав рудерального сообщества. Вязель обладает реактивностью в прострaнcтве, т.е. способен захватывать территории.

Ценопопуляции со средним уровнем жизненности входят в состав лугостепных сообществ.

Группу ценопопуляций с низким уровнем жизненности образуют ценопопуляции вязеля произрастающие на суходольных лугах. Особи низшего уровня жизненности могут проходить неполный цикл развития.

По хаpaктеру ценотического поведения вязель разноцветный можно отнести к R/S´. Черты эксплерентного типа стратегии отличны в рудеральных и наружных сообществах. Захвату территорий видом способствует невысокая плотность этих сообществ и незначительное распространение вегетативно-подвижных злаков, которые являются конкурентами вязеля в борьбе за территорию.

В устойчивых луговых и луго-степных сообществах вид демонстрирует явные черты патиентности, долго сохраняя, захваченную территорию и может выступать в качестве доминанта и содоминанта.



ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОХОДНУЮ БАЗУ ТЕРРИТОРИЙ

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОХОДНУЮ БАЗУ ТЕРРИТОРИЙ Статья в формате PDF 178 KB...

21 04 2024 5:14:21

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Статья в формате PDF 119 KB...

18 04 2024 23:15:38

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

17 04 2024 20:13:29

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...

07 04 2024 15:50:49

ЭКДИСТЕРОИДЫ ВОЛДЫРНИКА ЯГОДНОГО (CUCUBALUS BACCIFER L.)

ЭКДИСТЕРОИДЫ ВОЛДЫРНИКА ЯГОДНОГО (CUCUBALUS BACCIFER L.) Статья в формате PDF 141 KB...

06 04 2024 1:50:36

НИКОЛАЕВА НАДЕЖДА КЛИМЕНТЬЕВНА

НИКОЛАЕВА НАДЕЖДА КЛИМЕНТЬЕВНА Статья в формате PDF 65 KB...

24 03 2024 6:56:11

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА Статья в формате PDF 89 KB...

23 03 2024 15:26:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::