ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ «УЧАЩИЙСЯ ‒ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ «УЧАЩИЙСЯ ‒ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ В СИСТЕМЕ «УЧАЩИЙСЯ ‒ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Казарин Б.В. Кобелева Е.Е. Статья в формате PDF 347 KB

В настоящее время, по данным Шевченко А.В. [6], подготовку иностранных граждан в Российской Федерации осуществляют более 700 государственных и муниципальных высших учебных заведений и 165 негосударственных вузов.

В последние годы принят целый ряд документов, обязывающих образовательные учреждения и органы управления образованием усилить работу по подготовке иностранных специалистов для зарубежных стран в образовательных учреждениях Российской Федерации [2, 3, 4].

В том числе, увеличено до 10 тысяч количество ежегодных стипендий для приема на обучение в российские образовательные учреждения, за счет средств федерального бюджета иностранных граждан и соотечественников за рубежом; разрешено осуществлять подготовку иностранцев в российских техникумах и колледжах; рекомендуется выплачивать иностранным обучающимся государственную стипендию в течение всего периода обучения, вне зависимости от успеваемости.

Созданы предпосылки для создания условий и механизмов резкого увеличения экспорта образовательных услуг[1] что нашло отражение в докладе Министра образования и науки РФ А. Фурсенко на заседании Правительства 17.09.2006 «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». По мнению Министра, подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях призвана стать важной составной частью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в международное образовательное прострaнcтво.

В то же время, А.В. Рождественский [5] справедливо полагает, что «...одна из глобальных целей интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. В ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе без предоставления государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и, тем самым, стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке».

Исходя из изложенного понятно, что академическая мобильность иностранных учащихся является фактором, который образовательная система Российской Федерации должна использовать с целью повышения эффективности экспорта образовательных услуг.

Вместе с тем, в ряде наших публикаций[2] было показано, что в последнее десятилетие, не взирая на благоприятные предпосылки и приведенные выше указания директивных органов, наблюдается снижение числа иностранных учащихся в образовательных учреждениях изучаемого региона [1]. Исходя из данных оперативной статистики Городского совета по делам иностранных учащихся, число иностранных учащихся в высших учебных заведениях города сократилось с 1526 до 1198 человек в 1991 и 2010 годах соответственно и составляет 78,5 % от исходного уровня.

 

Динамика численности иностранных учащихся

Общая тенденция снижения числа обучающихся иностранных граждан не в полной мере отражает механизмы происходящего явления. В графике 1 приведена динамика численности иностранных учащихся по четырем учреждениям высшего профессионального образования города, на которые в 1991 году приходилось 98,0 % от общегородского числа иностранных учащихся (90,7 % в 2010 году). Все эти вузы в настоящее время имеют аккредитационный статус университета и длительный (еще до 1991 года) опыт работы с иностранными учащимися. Для удобства восприятия в графике отражен каждый третий год, начиная с 1991, число иностранных учащихся в котором принято за 100 %. Из этических соображений наименования учебных заведений заменены на обезличенное понятие
«вуз № ...».

Как видно из графика, изменение численности иностранных учащихся в различных образовательных учреждениях носят разнонаправленный хаpaктер. Так, для вуза № 1 хаpaктерно постоянное снижение числа обучаемых граждан иностранных государств достигшее за 20 лет пpaктически нулевого уровня (в 2009 году там обучалось 6 иностранцев!). Ситуация в вузах № 2 и № 3 достаточно похожая, после достаточно длительного нарастающего снижения числа обучающихся иностранцев, начиная с 2000-2003 годов, в этих образовательных учреждениях произошел перелом нeблагоприятной тенденции использования возможностей академической мобильности иностранных граждан для участия вуза в экспорте образовательных услуг. При этом к 2009 году вуз № 3 достиг показателей 1991 года (100,30 %), а вуз № 2 их значительно превысил (170,00 %). При этом для вуза № 3 рост является устойчивой тенденцией, продолжающейся и в 2010 году (107,60 % от показателей 1991 года), тогда как вуз № 2 в 2010 году снизил свои результаты до 149,20 % от уровня 1991 года.

Особняком стоит в этом ряду вуз № 4. Наблюдается резкий подъем числа иностранных учащихся до 1997 года, с последующим снижением до 2003 года, подъем в период 2003 - 2006 годов вновь сменился падением числа иностранных учащихся в этом вузе. Тенденция снижения числа обучающихся иностранных граждан продолжилась и в дальнейшем, составив соответственно 96,88; 81,04 и 72,08 % в 2006, 2009 и 2010 годах (все показатели как и выше представлены в процентах к числу обучающихся в 1991 году - 100 %).

Таким образом, все четыре вуза в период 1991-2010 годов находились в одинаковых условиях воздействия факторов, являющихся внешними, внесистемными по отношению к системе вуз - иностранный учащийся, однако продемонстрировали три различных результата деятельности по экспорту образовательных услуг, что позволяет заключить, что одной из возможных причин этого являются внутрисистемные факторы и их взаимодействие.

В таблице приведены некоторые факторы взаимоотношений в системе вуз - обучаемый, которые, по нашему мнению, могут оказывать влияние на привлекательность учебного заведения для иностранных учащихся. Оценка наличия и степени выраженности указанных факторов производилась путем экспертной оценки.

Некоторые внутрисистемные факторы, влияющие на эффективность работы вуза по экспорту образовательных услуг

№ п/п

Внутрисистемные факторы

Вуз № 1

Вуз № 2

Вуз № 3

Вуз № 4

1.

Организация преподавания новых специальностей, представляющих интерес для иностранных учащихся

Нет

Постоянно

Постоянно

Частично

2.

Функционирование подготовительного факультета для иностранных граждан

Прекращение работы с 1993 -
1994 года

Да, с 2000 года

Да, с 2000 года

Нет

3.

Обособленное обучение в отдельных группах и потоках

Нет

Нет

Нет

Да

4.

Численность российских граждан, обучающихся на внебюджетной основе1

Высокая

Средняя

Средняя

Очень высокая

5.

Создание улучшенных бытовых условий для проживания иностранных учащихся

Да

Да

Нет

Нет

6.

Возможность обучения на последипломном этапе

Да

Да

Да

Да

7.

Жесткие требования к соблюдению договорных обязательств

Нет

Нет

Нет

Да

8.

Работа с посредническими структурами

Не ведется

Проводится с 2003 года

Проводится эпизодически

Ужесточение требований в 1998 и в 2007 годах

9.

Ориентация на работу с госбюджетными иностранными учащимися

Да

Сочетание бюджетных и внебюджетных

Сочетание бюджетных и внебюджетных

Попытка увеличить число госбюджетных учащихся с 2007 года

10.

Ориентация экспорта образовательных услуг на фиксированные регионы

Нет

Да

Нет

Нет

11.

Наличие специфических, (внутриведомственных) правил и нормативов по работе с иностранными учащимися

Да

Нет

Нет

Да

12.

Понимание администрацией вуза специфических особенностей обучения иностранных учащихся, влияющего на политику вуза в области развития экспорта образовательных услуг

Да

Да

Да

Да

По вполне понятным причинам, количественное выражение интенсивности действия различных факторов оказалось весьма затруднительным, однако даже качественный подход позволяет прийти к определенным заключениям.

Для всех сопоставляемых образовательных учреждений хаpaктерен различный и разнонаправленный комплекс взаимодействующих факторов внутрисистемного хаpaктера.

Так, применительно к вузу №1 наблюдаются следующие соотношения внутрисистемных факторов: вуз не занимается созданием новых, популярных среди иностранных учащихся специальностей; вуз прекратил функционирование подготовительного факультета для иностранных граждан; вуз не ведет работу по привлечению посреднических структур и ориентирован на работу с учащимися, обучающимися за счет федерального бюджета РФ; в вузе достаточно высок удельный вес российских граждан, обучающихся на основе договоров с возмещением затрат; существует ряд внутриведомственных документов учредителя вуза, ограничивающих возможности экспорта образовательных услуг.

Вуз № 4, в силу ограниченных возможностей, лишь частично организует изучение новых, популярных среди иностранцев специальностей; в вузе дважды - в 1998 и в 2007 годах резко ужесточались требования к работе посреднических структур; существует ряд внутриведомственных документов учредителя вуза, ограничивающих возможности экспорта образовательных услуг; в вузе самый высокий из четырех вузов удельный вес российских граждан, обучающихся на основе договоров с возмещением затрат; вуз не идет по пути создания улучшенных бытовых условий для обучающихся иностранных учащихся.

В вузах № 2 и 3 внутрисистемные факторы действуют пpaктически одинаково. Оба вуза занимаются организацией преподавания новых специальностей, представляющих интерес для иностранных учащихся; в них функционируют подготовительные факультеты; они ориентированы на сочетание обучения как договорных, так и госбюджетных иностранных граждан; и тот и другой вуз начиная с 2003-2004 года привлекает к работе по набору иностранных учащихся посреднические структуры на взаимовыгодных рыночных условиях; доля платных российских учащихся в вузах №2 и № 3 уступает таковой в вузах № 1 и № 4; учредители вузов не вводят дополнительных требований к организации образовательными учреждениями экспорта образовательных услуг (по сравнению с общероссийскими).

Все изучаемые образовательные учреждения обеспечивают выпускникам и дипломированным специалистам возможность для последипломного усовершенствования, переподготовки и обучения; как правило (кроме вуза № 2), образовательные учреждения не ограничивают зону своих интересов отдельными регионами и обучают студентов из всех возможных стран.

Во всех четырех образовательных учреждениях существует полное понимание администрациями вуза специфических особенностей обучения иностранных учащихся, влияющих на политику вуза в области развития экспорта образовательных услуг.

Таким образом, сочетание и направление действия внутрисистемных факторов, действующих внутри системы «образовательное учреждение - учащийся», оказывает выраженное влияние на эффективность работы по модернизации и повышении эффективности экспорта образовательных услуг российской высшей школы.

Список литературы

  1. Казарин Б.В., Кобелева Е.Е. Структура контингента иностранных учащихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9. - С. 202-204.
  2. Основные положения Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях: (одобрено Президентом РФ В.В. Путиным 18 окт. 2002 г.).
  3. О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования. Постановление Правительства Российской Федерации №638 от 25 августа 2008 года.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы».
  5. Рождественский А.В. Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы // Материалы совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. -М., 2009. - С. 9-12.
  6. Шевченко А.В. Основные тенденции развития подготовки специалистов для зарубежных стран в отечественных высших учебных заведениях в 1960-2003 гг.: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2006. - С. 203.

[1] «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002, Москва, № 393.

[2] Исследования проводились на «модели» одной из экономически и социально благополучных территорий Юга Российской Федерации, вузы которой имеют богатый многолетний опыт обучения иностранных граждан - городе Краснодаре.



О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД Статья в формате PDF 93 KB...

28 04 2024 22:29:15

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 89 KB...

23 04 2024 11:55:17

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 117 KB...

22 04 2024 19:40:49

АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МОЗГА

АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МОЗГА Статья в формате PDF 153 KB...

19 04 2024 11:44:25

Относительная изменчивость глубины сезонного оттаивания в антропогенных сукцессиях Центральной Якутии

Относительная изменчивость глубины сезонного оттаивания в антропогенных сукцессиях Центральной Якутии В статье рассматриваются две разновидности оттепели изменение глубины путем восстановления этапов нарушенных ландшафтов вечной мерзлоты, которые функционируют на суглинистых и песчаных отложениях высоких террас на правом и левом берегах реки Лены. Качественные изменения в динамике глубины сезонного оттаивания был обнаружен в определенные промежутки времени сукцессии этапов: трава, кустарники, березы, лиственницы (сосна) – березы и лиственницы (сосна). ...

18 04 2024 9:40:33

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ) В статье дана комплексная хаpaктеристика природных условий территории природного парка «Нумто»: приводятся сведения по геоморфологии, климату, гидрографии, растительному покрову, фауне уникального участка водно-болотных угодий на стыке подзон северной и средней тайги Западной Сибири. ...

11 04 2024 15:23:47

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению.С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к paку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической хаpaктеристики. ...

04 04 2024 19:13:37

ПОРАЖЕНИЕ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ GIBELLINA CEREALIS PASS

ПОРАЖЕНИЕ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ GIBELLINA CEREALIS PASS Статья в формате PDF 113 KB...

29 03 2024 21:56:10

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Статья в формате PDF 340 KB...

27 03 2024 1:32:34

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

21 03 2024 17:36:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::