КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА
Одним из важных направлений научно-технического развития является создание и внедрение новых технологий, веществ и материалов, обеспечивающих ресурсосбережение и отвечающих требованиям экологии. В общей концепции «устойчивого развития цивилизации», принятой ООН, основное внимание уделяется разработке экологически безопасных технологий, исключающих выделение вредных веществ в атмосферу, утилизации имеющихся техногенных отходов, рациональному использованию невозобновляемых природных ресурсов, возможности переработки материалов после исчерпания их эксплуатационного периода.
При пиролизе низкооктановых бензинов и газойлей с целью получения этилена и пропилена на заводе «Этилен-Полиэтилен» (г. Сумгаит) в значительном количестве получается тяжёлая смола пиролиза (ТСП), не находящая квалифицированного применения. Хроматографический анализ ТСП (фpaкция 200-260 °С), полученной при пиролизе низкооктановых бензинов показал, что она содержит 21,16 мас.% нафталина и 14,8 мас.% метилнафталинов, а также другие алкилпроизводные бициклических ароматических углеводородов. Эта смола была подвергнута вакуумной перегонке с выделением фpaкции 200-245 °С и высококипящего остатка. Комплексная переработка ТСП предусматривает следующие стадии:
1. Циклоалкилирование фpaкции 200-245 °С с целью получения синтетических смaзoчных масел.
2. Гидрирование циклоалкилнафталинов, полученных на основе фpaкции 200-245 °С, с целью получения компонентов реактивных топлив.
3. Получение на основе высококипящего остатка антикоррозионных покрытий.
1. Получение синтетических смaзoчных масел
В связи с непрерывным ростом форсирования работы двигателей и повышением их теплонапряжённости, нефтяные смaзoчные масла по некоторым показателям не удовлетворяют высоких требований современной техники. Проблема получения масел, отвечающих всем требованиям современной техники, решается производством синтетических смaзoчных масел.
Главными критериями при выборе основы для смaзoчных материалов являются требуемая вязкость при повышенных температурах и низкая температура застывания. С этой точки зрения перспективны алкилнафталины, которые хаpaктеризуются низкой испаряемостью, хорошими вязкостными качествами, инертностью в агрессивных средах, низкими температурами застывания. Такие соединения были получены на основе нафталина и метилнафталинов, содержащихся в ТСП.
Фpaкция 200-245 °С была подвергнута алкилированию циклогексеном в присутствии промышленного катализатора при температуре 180 °С. Выход алкилата составил 70 мас% на смолу [1]. Были определены физико-химические показатели полученного алкилата: Ткип, °С = 150-200/0,1 кПа, М.м. = 224, = 1,5860, = 1,0023, Твспышки=210 °С, Тзастыв = -72 °С, ν40 = 11,99 мм2/с, ν100 = 4,66 мм2/с, ИВ = 108.
Полученный алкилат представляет собой светло-жёлтую жидкость с низкой температурой застывания, высокой температурой вспышки, хорошими вязкостными качествами и может быть использован в качестве синтетических смaзoчных масел различного назначения.
2. Гидрирование циклоалкилнафталинов
С увеличением скорости полётов в авиации повышаются требования к качеству применяемых реактивных топлив. Наиболее подходящими компонентами реактивных топлив являются циклоалкилнафтеновые углеводороды, обладающие оптимальными свойствами для таких топлив. Они имеют высокую объёмную теплотворную способность, хорошие хаpaктеристики горения, высокую термическую стабильность и низкие температуры застывания. Этим показателям в наилучшей степени удовлетворяют циклоалканы нефтяных фpaкций. Но содержание таких углеводородов в товарном топливе, как правило, не бывает достаточно высоким, и поэтому делаются попытки изыскания других способов получения топлив с высоким содержанием нафтеновых углеводородов.
Одним из таких перспективных способов получения нафтеновых углеводородов является гидрирование циклоалкилнафталинов, полученных на основе ТСП. Гидрированию подвергалась фpaкция 150-200 °С/0,1 кПа, полученная циклоалкилированием фpaкции 200-245 °С ТСП [2]. Полученный гидрогенизат имел следующие физико-химические показатели: Ткип °С = 160-165/1 кПа, = 1,5282, = 0,9785, Твспышки = 186 °С, Тзастыв = -70 °С, ν20 = 81,7 мм2/с, ν50 = 14,3 мм2/с, теплота сгорания 42,820 кДж/кг.
На основании полученных данных можно заключить, что циклоалкилдекалины, представляющие собой высокоплотные и высококалорийные продукты, могут найти применение в качестве компонентов реактивных топлив с высокой объёмной теплотворной способностью.
3. Получение антикоррозионных покрытий
В настоящее получение антикоррозионных покрытий - основное средство защиты от коррозии и отделки объектов, предметов и изделий разного назначения. Усиление борьбы с коррозией предусматривает не только увеличение доли потрeбления лакокрасочных материалов, но и, в первую очередь, резкое увеличение качества и защитной способности покрытий. В области покрытий актуальной является также экономия материалов и дешевизна исходного сырья [3, 4].
Интерес представляет получение антикоррозионных покрытий на основе отходов нефтехимической промышленности. Таким отходом является тяжёлая пиролизная смола, получаемая при пиролизе низкооктановых бензинов и газойлей.
Для получения лакокрасочных покрытий использован остаток, полученный при вакуумной перегонке ТСП (> 245 °С) [5]. Для хаpaктеристики состояния декоративных свойств покрытий фиксировались изменение цвета и блеска. Для хаpaктеристики защитных свойств покрытий определялись растрескивание, отслаивание, пузыри, коррозионные очаги на поверхности пластин. Через год после атмосферного старения определялась степень изменения защитных свойств покрытия. Внешний вид: равномерное однородное глянцевое прозрачное покрытие (блеск 67-69 %) тёмно-коричневого цвета без растрескиваний, пузырей и отслаиваний, т.е. коррозионные очаги отсутствуют - адгезия 1 балл. Прочность при изгибе 1,0-1,05 мм, твёрдость (усл. ед.) - 0,66-0,68, прочность при ударе 20-25 МПа. Как видно, покрытия на основе ТСП хаpaктеризуются стойкостью к атмосферной коррозии, хорошей адгезией, высокой прочностью и твёрдостью, блеском и могут быть применены для защиты металлических изделий от коррозии.
Таким образом, в статье представлены возможные пути экологически целесообразного использования ТСП, являющейся отходом процесса пиролиза низкооктановых бензинов и газойлей, и получения в её основе технически-ценных продуктов.
Список литературы
- Ахмедов Э.И., Ахмедова Н.Ф., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А. Способ получения метилциклогексилнафталинов как синтетических смaзoчных масел. Авторское свидетельство А 2003 0100.Азербайджанская Республика.
- Ахмедов Э.И., Ахмедова Н.Ф., Мусаев Д.Д., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А. Способ получения компонентов реактивных топлив гидрированием циклоалкилнафталинов. Патент Азербайджанской Республики И 2007 0136.
- Яковлев А.Д.Химия и технология лакокрасочных покрытий. - Л.: Изд. «Химия», 1989. - 299 с.
- Кузнецова Т.А., Манеров В.Б., Гузяева Т.О., Марченко О.В. Композиция для антикоррозионных покрытий. Патент RU, 2246512, С 1, 7 С 09 D 167/08, опубл. 2005.02.20.
- Ахмедова Н.Ф., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А., Гаджиев М.Р. Композиция антикоррозионных покрытий. Патент Азербайджанской Республики И 2010 0035.
Статья в формате PDF 132 KB...
25 04 2024 22:48:44
Статья в формате PDF 146 KB...
24 04 2024 10:16:59
Статья в формате PDF 109 KB...
23 04 2024 14:14:21
Статья в формате PDF 125 KB...
22 04 2024 21:12:55
Статья в формате PDF 123 KB...
21 04 2024 11:13:25
Статья в формате PDF 102 KB...
19 04 2024 5:14:42
Статья в формате PDF 121 KB...
18 04 2024 9:48:47
Статья в формате PDF 119 KB...
17 04 2024 0:10:48
Статья в формате PDF 121 KB...
16 04 2024 23:56:54
Статья в формате PDF 253 KB...
15 04 2024 21:32:34
Статья в формате PDF 239 KB...
14 04 2024 16:24:37
Статья в формате PDF 125 KB...
13 04 2024 22:58:52
Статья в формате PDF 142 KB...
12 04 2024 14:33:30
Статья в формате PDF 112 KB...
11 04 2024 19:15:14
Статья в формате PDF 133 KB...
10 04 2024 1:14:57
Статья в формате PDF 786 KB...
09 04 2024 18:37:12
Статья в формате PDF 100 KB...
08 04 2024 11:31:46
Статья в формате PDF 127 KB...
07 04 2024 2:12:40
Статья в формате PDF 112 KB...
04 04 2024 0:50:42
Статья в формате PDF 110 KB...
03 04 2024 20:43:51
Статья в формате PDF 118 KB...
01 04 2024 3:50:48
Статья в формате PDF 130 KB...
31 03 2024 11:23:25
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...
30 03 2024 2:31:26
Статья в формате PDF 172 KB...
28 03 2024 11:43:15
Статья в формате PDF 240 KB...
26 03 2024 21:16:40
Статья в формате PDF 206 KB...
25 03 2024 0:28:18
Статья в формате PDF 121 KB...
24 03 2024 5:31:18
Статья в формате PDF 136 KB...
22 03 2024 18:32:36
Статья в формате PDF 327 KB...
21 03 2024 14:37:21
Статья в формате PDF 111 KB...
20 03 2024 1:44:55
Статья в формате PDF 113 KB...
19 03 2024 10:26:22
Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...
18 03 2024 21:33:51
Статья в формате PDF 154 KB...
17 03 2024 0:15:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::