КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА

Ахмедова Н.Ф. Мамедов С.Э. Статья в формате PDF 346 KB

Одним из важных направлений научно-технического развития является создание и внедрение новых технологий, веществ и материалов, обеспечивающих ресурсосбережение и отвечающих требованиям экологии. В общей концепции «устойчивого развития цивилизации», принятой ООН, основное внимание уделяется разработке экологически безопасных технологий, исключающих выделение вредных веществ в атмосферу, утилизации имеющихся техногенных отходов, рациональному использованию невозобновляемых природных ресурсов, возможности переработки материалов после исчерпания их эксплуатационного периода.

При пиролизе низкооктановых бензинов и газойлей с целью получения этилена и пропилена на заводе «Этилен-Полиэтилен» (г. Сумгаит) в значительном количестве получается тяжёлая смола пиролиза (ТСП), не находящая квалифицированного применения. Хроматографический анализ ТСП (фpaкция 200-260 °С), полученной при пиролизе низкооктановых бензинов показал, что она содержит 21,16 мас.% нафталина и 14,8 мас.% метилнафталинов, а также другие алкилпроизводные бициклических ароматических углеводородов. Эта смола была подвергнута вакуумной перегонке с выделением фpaкции 200-245 °С и высококипящего остатка. Комплексная переработка ТСП предусматривает следующие стадии:

1. Циклоалкилирование фpaкции 200-245 °С с целью получения синтетических смaзoчных масел.

2. Гидрирование циклоалкилнафталинов, полученных на основе фpaкции 200-245 °С, с целью получения компонентов реактивных топлив.

3. Получение на основе высококипящего остатка антикоррозионных покрытий.

1. Получение синтетических смaзoчных масел

В связи с непрерывным ростом форсирования работы двигателей и повышением их теплонапряжённости, нефтяные смaзoчные масла по некоторым показателям не удовлетворяют высоких требований современной техники. Проблема получения масел, отвечающих всем требованиям современной техники, решается производством синтетических смaзoчных масел.

Главными критериями при выборе основы для смaзoчных материалов являются требуемая вязкость при повышенных температурах и низкая температура застывания. С этой точки зрения перспективны алкилнафталины, которые хаpaктеризуются низкой испаряемостью, хорошими вязкостными качествами, инертностью в агрессивных средах, низкими температурами застывания. Такие соединения были получены на основе нафталина и метилнафталинов, содержащихся в ТСП.

Фpaкция 200-245 °С была подвергнута алкилированию циклогексеном в присутствии промышленного катализатора при температуре 180 °С. Выход алкилата составил 70 мас% на смолу [1]. Были определены физико-химические показатели полученного алкилата: Ткип, °С = 150-200/0,1 кПа, М.м. = 224,  = 1,5860,  = 1,0023, Твспышки=210 °С, Тзастыв = -72 °С, ν40 = 11,99 мм2/с, ν100 = 4,66 мм2/с, ИВ = 108.

Полученный алкилат представляет собой светло-жёлтую жидкость с низкой температурой застывания, высокой температурой вспышки, хорошими вязкостными качествами и может быть использован в качестве синтетических смaзoчных масел различного назначения.

2. Гидрирование циклоалкилнафталинов

С увеличением скорости полётов в авиации повышаются требования к качеству применяемых реактивных топлив. Наиболее подходящими компонентами реактивных топлив являются циклоалкилнафтеновые углеводороды, обладающие оптимальными свойствами для таких топлив. Они имеют высокую объёмную теплотворную способность, хорошие хаpaктеристики горения, высокую термическую стабильность и низкие температуры застывания. Этим показателям в наилучшей степени удовлетворяют циклоалканы нефтяных фpaкций. Но содержание таких углеводородов в товарном топливе, как правило, не бывает достаточно высоким, и поэтому делаются попытки изыскания других способов получения топлив с высоким содержанием нафтеновых углеводородов.

Одним из таких перспективных способов получения нафтеновых углеводородов является гидрирование циклоалкилнафталинов, полученных на основе ТСП. Гидрированию подвергалась фpaкция 150-200 °С/0,1 кПа, полученная циклоалкилированием фpaкции 200-245 °С ТСП [2]. Полученный гидрогенизат имел следующие физико-химические показатели: Ткип  °С = 160-165/1 кПа,  = 1,5282,  = 0,9785, Твспышки = 186 °С, Тзастыв = -70 °С, ν20 = 81,7 мм2/с, ν50 = 14,3 мм2/с, теплота сгорания 42,820 кДж/кг.

На основании полученных данных можно заключить, что циклоалкилдекалины, представляющие собой высокоплотные и высококалорийные продукты, могут найти применение в качестве компонентов реактивных топлив с высокой объёмной теплотворной способностью.

3. Получение антикоррозионных покрытий

В настоящее получение антикоррозионных покрытий - основное средство защиты от коррозии и отделки объектов, предметов и изделий разного назначения. Усиление борьбы с коррозией предусматривает не только увеличение доли потрeбления лакокрасочных материалов, но и, в первую очередь, резкое увеличение качества и защитной способности покрытий. В области покрытий актуальной является также экономия материалов и дешевизна исходного сырья [3, 4].

Интерес представляет получение антикоррозионных покрытий на основе отходов нефтехимической промышленности. Таким отходом является тяжёлая пиролизная смола, получаемая при пиролизе низкооктановых бензинов и газойлей.

Для получения лакокрасочных покрытий использован остаток, полученный при вакуумной перегонке ТСП (> 245 °С) [5]. Для хаpaктеристики состояния декоративных свойств покрытий фиксировались изменение цвета и блеска. Для хаpaктеристики защитных свойств покрытий определялись растрескивание, отслаивание, пузыри, коррозионные очаги на поверхности пластин. Через год после атмосферного старения определялась степень изменения защитных свойств покрытия. Внешний вид: равномерное однородное глянцевое прозрачное покрытие (блеск 67-69 %) тёмно-коричневого цвета без растрескиваний, пузырей и отслаиваний, т.е. коррозионные очаги отсутствуют - адгезия 1 балл. Прочность при изгибе 1,0-1,05 мм, твёрдость (усл. ед.) - 0,66-0,68, прочность при ударе 20-25 МПа. Как видно, покрытия на основе ТСП хаpaктеризуются стойкостью к атмосферной коррозии, хорошей адгезией, высокой прочностью и твёрдостью, блеском и могут быть применены для защиты металлических изделий от коррозии.

Таким образом, в статье представлены возможные пути экологически целесообразного использования ТСП, являющейся отходом процесса пиролиза низкооктановых бензинов и газойлей, и получения в её основе технически-ценных продуктов.

Список литературы

  1. Ахмедов Э.И., Ахмедова Н.Ф., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А. Способ получения метилциклогексилнафталинов как синтетических смaзoчных масел. Авторское свидетельство А 2003 0100.Азербайджанская Республика.
  2. Ахмедов Э.И., Ахмедова Н.Ф., Мусаев Д.Д., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А. Способ получения компонентов реактивных топлив гидрированием циклоалкилнафталинов. Патент Азербайджанской Республики И 2007 0136.
  3. Яковлев А.Д.Химия и технология лакокрасочных покрытий. - Л.: Изд. «Химия», 1989. - 299 с.
  4. Кузнецова Т.А., Манеров В.Б., Гузяева Т.О., Марченко О.В. Композиция для антикоррозионных покрытий. Патент RU, 2246512, С 1, 7 С 09 D 167/08, опубл. 2005.02.20.
  5. Ахмедова Н.Ф., Мамедов С.Э., Ахмедова Р.А., Гаджиев М.Р. Композиция антикоррозионных покрытий. Патент Азербайджанской Республики И 2010 0035.


Прогнозирование течения острого панкреатита

Прогнозирование течения острого панкреатита Статья в формате PDF 101 KB...

20 04 2024 6:14:23

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ Статья в формате PDF 87 KB...

06 04 2024 7:58:11

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ Статья в формате PDF 111 KB...

05 04 2024 23:13:23

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ Статья в формате PDF 114 KB...

02 04 2024 5:12:27

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...

30 03 2024 2:31:26

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 97 KB...

29 03 2024 14:59:33

ПРОКОПЬЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

ПРОКОПЬЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 312 KB...

27 03 2024 14:48:20

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Статья в формате PDF 110 KB...

23 03 2024 23:42:24

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕРЕПАХИ

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ ЧЕРЕПАХИ Статья в формате PDF 113 KB...

19 03 2024 10:26:22

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...

18 03 2024 21:33:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::