РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Калинина Т.В. Статья в формате PDF 127 KB

В начале XXI века многие ведущие экономисты свидетельствуют о революционной направленности изменений в технологиях, организации и лидерстве, оказывающих определяющее влияние на управленческую деятельность и овладение знаниями в различных областях: от «капитала» к «знаниям», от «прибыли и иерархии» к «демократии и коллективизму», а также от «контроля» к «свободе» [1].

В результате использования новых информационных и телекоммуникационных технологий скачкообразно повысился уровень взаимосвязей в рыночной среде. Резко «сжалось» время удовлетворения любых общественных потребностей. Научно-технический прогресс стал реальной движущей силой развития производства, а инвестиции в наукоемкие отрасли стремительно нарастают. Под влиянием указанных факторов происходят новые, нередко революционные изменения в организационных управленческих структурах.

В современных условиях именно знания представляют собой интеллектуальный капитал промышленных предприятий.

В настоящее время обобщение опыта управления знаниями, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей хозяйствующих субъектов становятся одними из ключевых задач организации и управления.

Специалисты в области управления традиционно выделяют восемь этапов приобретения и усвоения новых знаний: «определить», «собрать», «выбрать», «хранить», «распределить», «применить», «создать» и «продать» [2].

На этапе «определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Этот этап нацелен на решение стратегических проблем организации. На этапе «собрать» приобретаются и упорядочиваются существующие знания, опыт, методы и квалификация. На этапе «выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Этап «хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Это - знания о продуктах, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, маркетинге, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах, целях и др.

На этапе «распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. На этапе «применить» осуществляется пpaктическое использование знаний для решения проблем и заданий, принятия управленческих решений, поиске идей и обучения. На этапе «создать» выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинно-следственного анализа, эталонного тестирования, использования накопленного опыта, проведения исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки баз данных. На этапе «продать» на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия.

По мнению автора, перечень вышеназванных этапов целесообразно расширить введением этапа «оценить» (между этапами «выбрать» и «хранить»), поскольку результаты рыночной оценки, как интеллектуальной собственности, так и интеллектуального капитала организации в целом представляют определенный интерес, а сам процесс оценки связан с созданием определенного инструментария его реализации, отличного от подходов, применяемых на других этапах.

На данном этапе необходимо оценить объект знаний (интеллектуального капитала) способом, который, по мнению эксперта-оценщика, дает наиболее адекватную рыночную оценку изучаемому объекта. В этом случае становится возможным стоимостное управление интеллектуальным капиталом организации. Следует подчеркнуть при этом, что стоимостная оценка интеллектуальной собственности, а также интеллектуального капитала представляет даже для специалистов определенную сложность ввиду недостаточной проработки отдельных методических вопросов: отсутствие единства в понятийном аппарате, многообразие классификационных признаков, а также минимальный пpaктический опыт реализации техники оценки.

В настоящее время экономисты США Дж. Дайер и Г. Сингх доказали, что обмен такими ресурсами, как знания, обеспечивает увеличение стоимости бизнеса, поскольку обмен знаниями порождает совместное обучение, а интеграция взаимодополняющих ресурсов - совместное создание новых продуктов, технологий и услуг и разработали модель обмена ресурсами знаний между партнерами [3, 4] (рис. 1). При этом они выделили три важнейших особенностей знаний: скрытость, специфичность и сложность. Эти измерения отражают особенности ресурсов, которые усложняют их копирование, и могут рассматриваться как источник создания стоимости и конкурентного преимущества.

Явные ресурсы - это кодифицированные ресурсы, которые можно передавать на формализованном и систематизированном языке. Это знания, представленные в договорах, руководствах пользователей, базах данных, лицензиях или воплощенные в продуктах. Скрытые ресурсы - это ресурсы, которые включают знания, хаpaктеризующиеся определенными индивидуализированным свойством, что затрудняет их формализацию и распространение. Скрытые ресурсы могут быть связаны с конкретными людьми, например с сотрудниками, владеющими специальными знаниями и ноу-хау, приобретенными благодаря многолетнему пpaктическому опыту, или с брэндами и культурой организации. Скрытые ресурсы носят более стратегический хаpaктер, нежели явные, поскольку их сложнее передавать и копировать.

 

Рис. 1. Модель обмена ресурсами между партнерами: четыре квадранта создания стоимости [3]

Примечание: автором предложен четвертый параметр оценки ресурсов - «рыночная оценка» (от низкой до высокой)

Специфичность подразумевает инвестиции в долговременные специализированные ресурсы, причем привлечение для этих целей уже используемых ресурсов влечет за собой значительные потери производственной стоимости. В этой связи специфичность имеет место тогда, когда ресурс можно рассматривать как специальный с точки зрения потребностей конкретной операции, проводимой либо внутри фирмы, либо между фирмой и ее внешним партнером.

Под сложностью ресурсов авторы модели обмена ресурсами подразумевают степень взаимозависимости партнеров. Сложность (высокая степень взаимозависимости партнеров) способствует добавлению стоимости, поскольку ведет к уникальному сочетанию ресурсов, которое сложно скопировать [3].

Согласно представленной модели, хаpaктер обмена ресурсами знаний и ожидаемая стоимость значительно изменяются по мере перехода от левого нижнего квадранта к правому верхнему квадранту, а создание стоимости в каждом квадранте обусловлено разными стратегическими целями.

В левом нижнем квадранте, отражающем ситуацию, когда оба партнера вкладывают ресурсы, хаpaктеризующиеся низким уровнем скрытости, специфичности и сложности, основное внимание уделяется совершенствованию операций, направленных на повышение производительности, уменьшение рисков и снижение затрат. Подобные альянсы, «основанные на операциях», создаются для установления связей между партнерами с целью повышения уровня интеграции (например, организации вступают в альянс с поставщиками для обеспечения поставок «точно вовремя», повышения качества материалов и комплектующих и снижения затрат). Пример альянса, основанного на операциях - производственное соглашение.

В левом верхнем и правом нижнем квадрантах диаграммы один партнер по альянсу предоставляет стратегический ресурс, а другой - ресурс более низкого уровня. Примеры подобных альянсов:

  • ­ соглашение о сбыте, по которому один из партнеров предоставляет знания о клиентах, доступ на рынок или брэнд (ресурсы, которые хаpaктеризуются высоким уровнем скрытости), а второй - продукт на продажу (низкая скрытость);
  • ­ технологическое лицензионное соглашение, по которому один партнер выплачивает роялти для получения доступа к технологии другого партнера.

Часто такие альянсы хаpaктеризуются низкой сложностью и специфичностью. Партнеры не разpaбатывают новых продуктов или технологий, т.е. уровень совместной деятельности или интеграции очень низок. Обмен технологиями, как правило, происходит в кодифицированной форме.

Максимальная возможность создания стоимости и конкурентного преимущества обеспечивается тогда, когда оба партнера вкладывают в альянс стратегические ресурсы (т.е. ресурсы, хаpaктеризующиеся высокой степенью скрытости, специфичности и сложности), что соответствует правому верхнему квадранту. В результате создаваемая стоимость часто обеспечивает им стратегический или в значительной степени дифференцированный потенциал. Часто в таких альянсах участвуют партнеры, объединяющие свои скрытые знания в целях совместной разработки новой продукции или технологий.

Предложенная автором четвертая хаpaктеристика знаний - «рыночная оценка» позволяет дополнить качественные результаты создания стоимости ее денежной оценкой, что весьма актуально в процессе управления, как отдельными знаниями, так и интеллектуальным капиталом промышленных предприятий в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Hatal W.E. The New Management. - San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 1998. P. XXI.
  2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 797 с.
  3. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value / Составители: Э. Лессер, Л. Прусак; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 248 с.
  4. Dyer J.H., Singh H. The Relational View: Cooperative Strategy and Sources of Interorganizational Competitive Advantage / Academy of Management Review 23, No. 4, 1998. - p. 660 - 679.


ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ Установлено, что переход междоузлий проростков гороха от интенсивного роста к замедлению и прекращению коррелирует с образованием и накоплением в них эндогенного пизамина, антивитамина пантотеновой кислоты, что приводит к количественному снижению ряда аминокислот и общего белка. Это может быть следствием переориентации метаболических процессов, вызывающих замедление и прекращение растяжения клеточных стенок междоузлий. ...

27 04 2024 18:24:33

СИСТЕМА Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАЗОВЫХ ДИАГРАММ РОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

СИСТЕМА Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАЗОВЫХ ДИАГРАММ РОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ Методами ДТА и РФА исследованы фазовые равновесия в системе Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 (А). Построены политермическое сечение Tl2S-Tl9SbTe6 и изотермическое сечение при 400К фазовой диаграммы, а также проекция поверхности ликвидуса системы А. Установлено, что она является квазитройным фрагментом четверной системы Tl-Sb-S-Te и хаpaктеризуется образованием широких областей твердых растворов на основе исходных соединений. Поверхность ликвидуса системы А состоит из трех полей, отвечающих первичной кристаллизации твердых растворов на основе соединений Tl2S, Tl2Te и Tl9SbTe6. В работе также обсуждены особенности фазовых равновесий в аналогичных системах и, в частности, показано, что все шесть систем данного типа хаpaктеризуются образованием твердых растворов на основе исходных соединений, причем наиболее широкие области гомогенности имеют соединения типа Tl9BVX6. ...

25 04 2024 1:46:48

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 317 KB...

22 04 2024 2:34:34

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В статье рассматривается роль педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза способствует четкому определению конечной цели, разработке объективных методов контроля, проект учебного процесса, определению структуры и содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся. ...

21 04 2024 19:42:49

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ

ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОЗЛОВ Статья в формате PDF 275 KB...

17 04 2024 20:59:57

О ПРИЧИНАХ И УСТРАНЕНИИ НЕВОСПРОИЗВОДИМОСТИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ КВЕРЦЕТИНА

О ПРИЧИНАХ И УСТРАНЕНИИ НЕВОСПРОИЗВОДИМОСТИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ КВЕРЦЕТИНА Известные значения констант диссоциации одного из самых распространенных природных флавоноидов – кверцетина – отличаются крайней невоспроизводимостью. Одной из причин этого следует считать легкое окисление кверцетина в процессе титрования кислородом воздуха. Для устранения этого эффекта предложен модифицированный вариант потенциометрического титрования с барботированием инертного газа (азот) через титруемый раствор с добавкой в него неионогенного детергента. Полученное таким способом значение pKaI кверцетина равно 6.62 ± 0.04. Из этого следует принципиально важный вывод: в нейтральной среде (при рН ~ 7) кверцетин и, возможно, другие флавонолы, пpaктически полностью диссоциированы. ...

14 04 2024 0:35:23

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНУЛИНАЗ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ Разработана методика получения высокоочищенных препаратов инулиназы из продуцентов Aspergillus awamori и Saccharomyces cerevisiae. Исследовано влияние различных органических растворителей на полноту осаждения данного фермента. ...

05 04 2024 13:23:44

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЕДИНЕНИЙ МАРГАНЦА Статья в формате PDF 251 KB...

02 04 2024 19:17:52

РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...

26 03 2024 14:26:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::